Упражнения для развития коммуникативной мотивации учащихся.
Упражнение 1.ГЛЯЖУСЬ В СЕБЯ , КАК В ЗЕРКАЛО.
Цели:
-помочь учащимся адекватно оценить свои речевые умения и определить трудности. связанные с речевыми высказываниями;
-развивать потребность поддержки сверстников в формировании речевых умений.
Процедура выполнения упражнения
Учитель предлагает учащимся в течение 5 минут заполнить анкету. Опрос проводится анонимно.
Затем учащиеся обмениваются своими анкетами и обсуждают их в группах или парах. Каждая группа делает выводы по анализу анкет. В их задачу входит определение общих проблем коммуникации.
Важные выводы собираются представителем от каждой группы. Вопросы и замечания учителя допустимы , но ограничены. Общий результат оформляется учащимися в виде плаката, который строится по принципу анкеты и вывешивается на стену.
Таким образом, получится общее зеркало речевой коммуникации класса, которое позволит педагогу построить дальнейшую работу с классом в этом направлении.
Материалы для выполнения:
-анкета;
-фломастеры;
-ватман;
-магниты.
Упражнение 2
Опрос на карточках
Цели упражнения
-помочь учащимся вспомнить и объяснить, что мешает им с готовностью отвечать на уроке;
-определить помехи в говорении, обменяться опытом с одноклассниками и выяснить последствия этих помех для дальнейшей работы в классе.
Процедура выполнения упражнения
Анализ речевых помех на уроке начинается с того, что ученики получают карточки с вопросом «Что мешает мне устно работать на уроке?» и дают на него от 3 до 5 вариантов ответа, которые кажутся им наиболее важными.
Затем они объединяются в группы и обсуждают варианты своих ответов.
Каждая группа получает задание сделать наглядный плакат и выписать самые важные препятствия, которые мешают учащимся работать устно на уроке.
Эти плакаты-предупреждения обсуждаются всеми учащимися, а затем оцениваются и вывешиваются на доске в классе. Очень уместно провести консилиум по данной проблеме с учителями, работающими в классе и предъявить им эти плакаты для изучения и анализа. Возможно, эти плакаты могут стать темой учительской конференции..
Материалы для выполнения упражнения.
-карточка с вопросом
-бумага А3 для плакатов
-фломастеры, цветная бумага, линейки, ножницы, клей.
Упражнение 3
Рассуждение.
Цели упражнения:
-формировать умение делать сообщение, вести дискуссию по проблеме;
-улучшать коммуникативную компетенцию учащихся, их интерес к общению со сверстниками в деловой обстановке,
-воспитывать уверенность в своих силах , волю, стремление быть доказательным в дискуссии.
Процедура выполнения упражнения
Это упражнение выполняется с ребятами, старшими подростками. В самом начале разговора необходимо объяснить учащимся, что умение делать сообщение, свободно высказываться на ту или иную тему невозможно без тренировки в ходе уроков или внеклассных мероприятий. Школьный урок не только развивает учебные умения учащихся, но и формирует коммуникативные умения ученика, которые ему пригодятся в полной мере во взрослой жизни. Для того чтобы человек активно участвовал в коммуникации с другими людьми, он должен знать, что готовность к коммуникации – это…
С этими словами учитель обращает внимание ребят к таблице, которая вывешена на доске.
Укрепление уверенности в себе | Улучшение понимания предмета и успеваемости |
Улучшение оценок за устные ответы | Развитие способности к сотрудничеству |
Это важная способность любого человека в окружающем его мире | Основная предпосылка будущего профессионального успеха |
Учитель предлагает учащимся записать основные положения таблицы в тетрадь и приглашает учащихся обсудить каждое положение в группах. Создается 6 рабочих групп по количеству положений в таблице.
Каждая группа выбирает себе рабочий аргумент из приведенных в таблице и начинает его обсуждать. Ученики обсуждают спорные моменты, целенаправленно освежая в памяти вводную речь учителя. Они должны выставить аргументы как «за», так и «против» и обосновать их.
Материалы для выполнения упражнения
- таблица с аргументами
- бумага для работы в группах.
Упражнение 4
Информационный рынок
Цели упражнения
- дать возможность учащимся проявить не только предметную компетентность, но и коммуникативную компетентность
-развивать уверенность в себе, в своих знаниях, побуждать к говорению.
Процедура выполнения упражнения.
Ученики должны проинформировать своих одноклассников в определенной области знаний, в которой они хорошо разбираются. Статус « эксперта» повышает уверенность в себе, побуждает к говорению, прояснению сути дела.
Многие ученики имеют свои интересы, хобби, которыми они могли бы поделиться с одноклассниками. Для того, чтобы познакомить учеников с компетентностью во многих темах их одноклассников и необходимо данное упражнение.
Для начала каждый ученик должен подготовить специальную тему, о которой он будет информировать одноклассников. Тема должна быть в рамках изучаемого предмета(например, растительный и животный мир, поэты, легенды, страны, исторические личности и т.д.). Темы может распределять либо учитель, либо сами ученики выбирают то, что им интересно.
Для того чтобы выступление учащихся было необычным и интересным, дома ученики готовят свою тему ( это может быть слайд, шарж или карикатура)
4 – 5 учеников с различными темами становятся вдоль стены, каждый прикрепляет название своей темы, и они, по очереди, представляют каждый свою тему и отвечают на вопросы одноклассников. Затем выходит новая группа и т.д.
Материал для упражнения
- экран
- плакаты
-карточки для представления тем.
Упражнение 5
Проекты
Цели упражнения
- развитие творческих способностей учащихся, активности в общении, неординарности мыслительной деятельности;
- воспитание коммуникативной культуры, уважительного, но критического отношения к каждой точке зрения, какой бы абсурдной она не была;
-стимулирование положительных эмоций и чувств учащихся.
Процедура выполнения упражнения.
Ученики должны быстро высказать как можно больше идей по той проблеме или вопросу, которые предлагает обсудить учитель. Это развивает активность и творческие способности, побуждает к говорению.
Учитель записывает на доске проблемный вопрос, на основе которого может возникнуть много идей. Возможные вопросы для «мозговой атаки»:
- как можно представить любой проект?
- как можно интересно и необычно озеленить территорию школьного двора?
- как уменьшить количество преступлений среди молодежи?
- как помочь людям – инвалидам, ограниченным в своем передвижении?
- как сделать школьный урок уроком с высоким коэффициентом полезного действия?
- как изменить отношение к молодежным программам и передачам на телевидении?
- как изменить молодежную социальную политику? и т.д.
Список тем можно расширить. Лучше всего рассматривать проблемы, которые непосредственно касаются школьников и требуют незамедлительного решения. Основное правило «мозговой атаки» - принимается любая идея. Критика и дискуссии при «мозговой атаке» запрещены. Каждый ученик может предлагать сколько угодно идей, а также подхватывать и развивать идеи своих одноклассников. Сначала ученикам дается время для обдумывания собственных идей. Затем идет обсуждение в маленьких группах, после этого идеи представляются на суд класса и коротко записываются. Только после окончания «мозговой атаки» возможны комментарии, дискуссия, подведение итогов.
Материалы для выполнения упражнения
- вопросы для обсуждения;
- карточки для записей.
Упражнение 6
Учимся говорить хорошее
Цели упражнения:
- тренировать учащихся в подготовке и выступлении с добрыми пожеланиями;
- стимулировать в учащихся потребность видеть хорошее и отмечать это добрыми словами;
Развивать коммуникативную культуру, способность к признанию чужих заслуг
Процедура выполнения упражнении:
Ученики должны потренироваться в поздравлении к праздникам. Они должны увидеть различия между аргументированной речью и оцениванием.
Сначала учитель показывает образец речи.
Он отмечает успехи класса, отдельного ученика или оценивает по достоинству, например, директора школы или технического работника.
Это оценивание не исключает критических замечаний, но в целом оно должно иметь ярко-выраженный позитивный тон в лучших традициях «хвалебной речи».
Затем учитель поясняет как построена эта речь и как к ней подготовиться. Затем класс выбирает 5 адресатов из своей школы, которые, на их взгляд, заслуживают похвалы. Ребята создают 5 рабочих групп, каждой их которых достается 1 адресат.
В ходе «мозгового штурма» группа отбирает все те моменты, которые потом войдут в «хвалебную речь».
Обращение записывается в виде ключевых слов, его длительность 3-5 мин. Презентация осуществляется представителем от группы на следующем уроке в присутствии самих адресатов (следует пригласить их заранее и подготовить маленькие подарки).
В дальнейшем можно применять это упражнение по поводу дней рождений учеников.
Материал для выполнения упражнения:
- образец речи для учащихся.
В выступлениях следует избегать лицемерия, неоправданного восхваления и опираться на обоснованные факты.
Упражнение 7
Предвыборная речь.
Цели упражнения:
- развивать коммуникативную компетентность, творческие умения, нестандартность мышления, способность убеждать и доказывать свою правоту;
- тренировать культуру речевого высказывания, способность к бесконфликтному поведению;
- воспитывать активную жизненную позицию.
Процедура выполнения упражнения:
Это упражнение позволит приблизить учащихся к реалиям взрослой жизни. Им необходимо еще в школе учиться будущей жизни в социуме. Нельзя только требовать от учащихся, чтобы они проявляли активность, выражали свои убеждения, не создавая при этом реальных возможных для их проявления. Ребят этому нужно учить и соответственно, создавать такие модели игровых ситуаций, которые позволят имитировать взрослую жизнь, с которой они столкнутся в будущем.
Ученики получают возможность почувствовать себя в роли кандидата на выборах и попробовать своей убедительной речью привлечь как можно больше избирателей на свою сторон.
Приурочить это упражнение можно к выборам старосты класса, учащихся в Совет школы и т.д.
Игра получится при условии, что есть несколько кандидатов на эту должность. «Кандидаты» готовят 5-минутную речь о том, как они представляют свою общественную работу, готовят свою небольшую программу и конкретные предложения по организации жизни класса и школы.
Голосование проводится тайно, избирается кандидат набравший большее число голосов.
Это упражнение можно использовать в рамках учебных предметов.
Материалы для выполнения упражнения:
- видеокамера,
- темы для подготовки учащихся,
- исторический иллюстративный материал для подготовки к выступлению