СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Упражнения для развития коммуникативной мотивации учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

развивать коммуникативную компетентность, творческие умения, нестандартность мышления, способность убеждать и доказывать свою правоту;

- тренировать культуру речевого высказывания, способность к бесконфликтному поведению;

- воспитывать активную жизненную позицию.

Просмотр содержимого документа
«Упражнения для развития коммуникативной мотивации учащихся.»

Упражнения для развития коммуникативной мотивации учащихся.

Упражнение 1.ГЛЯЖУСЬ В СЕБЯ , КАК В ЗЕРКАЛО.

Цели:

-помочь учащимся адекватно оценить свои речевые умения и определить трудности. связанные с речевыми высказываниями;

-развивать потребность поддержки сверстников в формировании речевых умений.

Процедура выполнения упражнения

Учитель предлагает учащимся в течение 5 минут заполнить анкету. Опрос проводится анонимно.

Затем учащиеся обмениваются своими анкетами и обсуждают их в группах или парах. Каждая группа делает выводы по анализу анкет. В их задачу входит определение общих проблем коммуникации.

Важные выводы собираются представителем от каждой группы. Вопросы и замечания учителя допустимы , но ограничены. Общий результат оформляется учащимися в виде плаката, который строится по принципу анкеты и вывешивается на стену.

Таким образом, получится общее зеркало речевой коммуникации класса, которое позволит педагогу построить дальнейшую работу с классом в этом направлении.

Материалы для выполнения:

-анкета;

-фломастеры;

-ватман;

-магниты.





Упражнение 2

Опрос на карточках

Цели упражнения

-помочь учащимся вспомнить и объяснить, что мешает им с готовностью отвечать на уроке;

-определить помехи в говорении, обменяться опытом с одноклассниками и выяснить последствия этих помех для дальнейшей работы в классе.

Процедура выполнения упражнения

Анализ речевых помех на уроке начинается с того, что ученики получают карточки с вопросом «Что мешает мне устно работать на уроке?» и дают на него от 3 до 5 вариантов ответа, которые кажутся им наиболее важными.

Затем они объединяются в группы и обсуждают варианты своих ответов.

Каждая группа получает задание сделать наглядный плакат и выписать самые важные препятствия, которые мешают учащимся работать устно на уроке.

Эти плакаты-предупреждения обсуждаются всеми учащимися, а затем оцениваются и вывешиваются на доске в классе. Очень уместно провести консилиум по данной проблеме с учителями, работающими в классе и предъявить им эти плакаты для изучения и анализа. Возможно, эти плакаты могут стать темой учительской конференции..

Материалы для выполнения упражнения.

-карточка с вопросом

-бумага А3 для плакатов

-фломастеры, цветная бумага, линейки, ножницы, клей.

Упражнение 3

Рассуждение.

Цели упражнения:

-формировать умение делать сообщение, вести дискуссию по проблеме;

-улучшать коммуникативную компетенцию учащихся, их интерес к общению со сверстниками в деловой обстановке,

-воспитывать уверенность в своих силах , волю, стремление быть доказательным в дискуссии.

Процедура выполнения упражнения

Это упражнение выполняется с ребятами, старшими подростками. В самом начале разговора необходимо объяснить учащимся, что умение делать сообщение, свободно высказываться на ту или иную тему невозможно без тренировки в ходе уроков или внеклассных мероприятий. Школьный урок не только развивает учебные умения учащихся, но и формирует коммуникативные умения ученика, которые ему пригодятся в полной мере во взрослой жизни. Для того чтобы человек активно участвовал в коммуникации с другими людьми, он должен знать, что готовность к коммуникации – это…

С этими словами учитель обращает внимание ребят к таблице, которая вывешена на доске.

Укрепление уверенности в себе

Улучшение понимания предмета и успеваемости

Улучшение оценок за устные ответы

Развитие способности к сотрудничеству

Это важная способность любого человека в окружающем его мире

Основная предпосылка будущего профессионального успеха


Учитель предлагает учащимся записать основные положения таблицы в тетрадь и приглашает учащихся обсудить каждое положение в группах. Создается 6 рабочих групп по количеству положений в таблице.

Каждая группа выбирает себе рабочий аргумент из приведенных в таблице и начинает его обсуждать. Ученики обсуждают спорные моменты, целенаправленно освежая в памяти вводную речь учителя. Они должны выставить аргументы как «за», так и «против» и обосновать их.

Материалы для выполнения упражнения

- таблица с аргументами

- бумага для работы в группах.




Упражнение 4

Информационный рынок

Цели упражнения

- дать возможность учащимся проявить не только предметную компетентность, но и коммуникативную компетентность

-развивать уверенность в себе, в своих знаниях, побуждать к говорению.

Процедура выполнения упражнения.

Ученики должны проинформировать своих одноклассников в определенной области знаний, в которой они хорошо разбираются. Статус « эксперта» повышает уверенность в себе, побуждает к говорению, прояснению сути дела.

Многие ученики имеют свои интересы, хобби, которыми они могли бы поделиться с одноклассниками. Для того, чтобы познакомить учеников с компетентностью во многих темах их одноклассников и необходимо данное упражнение.

Для начала каждый ученик должен подготовить специальную тему, о которой он будет информировать одноклассников. Тема должна быть в рамках изучаемого предмета(например, растительный и животный мир, поэты, легенды, страны, исторические личности и т.д.). Темы может распределять либо учитель, либо сами ученики выбирают то, что им интересно.

Для того чтобы выступление учащихся было необычным и интересным, дома ученики готовят свою тему ( это может быть слайд, шарж или карикатура)

4 – 5 учеников с различными темами становятся вдоль стены, каждый прикрепляет название своей темы, и они, по очереди, представляют каждый свою тему и отвечают на вопросы одноклассников. Затем выходит новая группа и т.д.

Материал для упражнения

- экран

- плакаты

-карточки для представления тем.

Упражнение 5

Проекты

Цели упражнения

- развитие творческих способностей учащихся, активности в общении, неординарности мыслительной деятельности;

- воспитание коммуникативной культуры, уважительного, но критического отношения к каждой точке зрения, какой бы абсурдной она не была;

-стимулирование положительных эмоций и чувств учащихся.

Процедура выполнения упражнения.

Ученики должны быстро высказать как можно больше идей по той проблеме или вопросу, которые предлагает обсудить учитель. Это развивает активность и творческие способности, побуждает к говорению.

Учитель записывает на доске проблемный вопрос, на основе которого может возникнуть много идей. Возможные вопросы для «мозговой атаки»:

- как можно представить любой проект?

- как можно интересно и необычно озеленить территорию школьного двора?

- как уменьшить количество преступлений среди молодежи?

- как помочь людям – инвалидам, ограниченным в своем передвижении?

- как сделать школьный урок уроком с высоким коэффициентом полезного действия?

- как изменить отношение к молодежным программам и передачам на телевидении?

- как изменить молодежную социальную политику? и т.д.

Список тем можно расширить. Лучше всего рассматривать проблемы, которые непосредственно касаются школьников и требуют незамедлительного решения. Основное правило «мозговой атаки» - принимается любая идея. Критика и дискуссии при «мозговой атаке» запрещены. Каждый ученик может предлагать сколько угодно идей, а также подхватывать и развивать идеи своих одноклассников. Сначала ученикам дается время для обдумывания собственных идей. Затем идет обсуждение в маленьких группах, после этого идеи представляются на суд класса и коротко записываются. Только после окончания «мозговой атаки» возможны комментарии, дискуссия, подведение итогов.

Материалы для выполнения упражнения

- вопросы для обсуждения;

- карточки для записей.


Упражнение 6

Учимся говорить хорошее

Цели упражнения:

- тренировать учащихся в подготовке и выступлении с добрыми пожеланиями;

- стимулировать в учащихся потребность видеть хорошее и отмечать это добрыми словами;

Развивать коммуникативную культуру, способность к признанию чужих заслуг

Процедура выполнения упражнении:

Ученики должны потренироваться в поздравлении к праздникам. Они должны увидеть различия между аргументированной речью и оцениванием.

Сначала учитель показывает образец речи.

Он отмечает успехи класса, отдельного ученика или оценивает по достоинству, например, директора школы или технического работника.

Это оценивание не исключает критических замечаний, но в целом оно должно иметь ярко-выраженный позитивный тон в лучших традициях «хвалебной речи».

Затем учитель поясняет как построена эта речь и как к ней подготовиться. Затем класс выбирает 5 адресатов из своей школы, которые, на их взгляд, заслуживают похвалы. Ребята создают 5 рабочих групп, каждой их которых достается 1 адресат.

В ходе «мозгового штурма» группа отбирает все те моменты, которые потом войдут в «хвалебную речь».

Обращение записывается в виде ключевых слов, его длительность 3-5 мин. Презентация осуществляется представителем от группы на следующем уроке в присутствии самих адресатов (следует пригласить их заранее и подготовить маленькие подарки).

В дальнейшем можно применять это упражнение по поводу дней рождений учеников.

Материал для выполнения упражнения:

- образец речи для учащихся.

В выступлениях следует избегать лицемерия, неоправданного восхваления и опираться на обоснованные факты.


Упражнение 7

Предвыборная речь.

Цели упражнения:

- развивать коммуникативную компетентность, творческие умения, нестандартность мышления, способность убеждать и доказывать свою правоту;

- тренировать культуру речевого высказывания, способность к бесконфликтному поведению;

- воспитывать активную жизненную позицию.

Процедура выполнения упражнения:

Это упражнение позволит приблизить учащихся к реалиям взрослой жизни. Им необходимо еще в школе учиться будущей жизни в социуме. Нельзя только требовать от учащихся, чтобы они проявляли активность, выражали свои убеждения, не создавая при этом реальных возможных для их проявления. Ребят этому нужно учить и соответственно, создавать такие модели игровых ситуаций, которые позволят имитировать взрослую жизнь, с которой они столкнутся в будущем.

Ученики получают возможность почувствовать себя в роли кандидата на выборах и попробовать своей убедительной речью привлечь как можно больше избирателей на свою сторон.

Приурочить это упражнение можно к выборам старосты класса, учащихся в Совет школы и т.д.

Игра получится при условии, что есть несколько кандидатов на эту должность. «Кандидаты» готовят 5-минутную речь о том, как они представляют свою общественную работу, готовят свою небольшую программу и конкретные предложения по организации жизни класса и школы.

Голосование проводится тайно, избирается кандидат набравший большее число голосов.

Это упражнение можно использовать в рамках учебных предметов.

Материалы для выполнения упражнения:

- видеокамера,

- темы для подготовки учащихся,

- исторический иллюстративный материал для подготовки к выступлению