Упражнение как средство коррекции эмоциональных нарушений воспитанников школы-интерната с ОВЗ.
Одним из важнейших психолого-педагогических методов воздействия на эмоциональное развитие является упражнение. Являясь последовательным вариативным повторением того или иного положительного действия, упражнение позволяет закрепить не только это действие, но и совершенствовать его, исправляя имеющиеся недостатки.
Упражнения развивающего характера направлены на преодоление личностной незрелости школьников, а также на развитие высших чувств и сохранных качеств эмоциональной сферы.
Например, упражнения «А где смеяться?», «Шутки разные бывают», «Твой любимый анекдот», «Нарочно не придумаешь», «Чтобы было смешно» и другие, включенные в технику по развитию чувства юмора и построенные на материале смешных картинок, высказываний, рассказов, анекдотов.
«Шутки разные бывают» - упражнение на классификацию стимульного материала. «Шутки разные бывают, веселят и обижают», - говорит экспериментатор, а затем предлагает школьнику распределить высказывания или картинки на две группы. По окончании работы проводится беседа об умении шутить, не обижая других людей. Во время беседы учащегося побуждают приводить реальные случаи из школьной жизни, или из опыта его общения с внешкольным окружением. В основе классификации могут быть и другие признаки: живые или неживые объекты составляют основу комической ситуации, наличие или отсутствие неприятных последствий, преднамеренность действий, вызывающих смех и т. д.
«Твой любимый анекдот» - школьника просят подумать и рассказать свой любимый анекдот. При этом может быть задана определенная тема, например, о животных, о школе, о сказочных героях и т. д. Экспериментатор, в свою очередь, также предлагает вниманию учащегося один или несколько интересных анекдотов. Затем ученик получает бумагу, карандаш и выполняет рисунок на тему любого понравившегося ему сюжета, давая пояснения относительно замысла и деталей своей работы.
Материалом для упражнения «Нарочно не придумаешь» служит описание реальных смешных случаев, в которых испытуемый принимал непосредственное участие. Взрослый «припоминает одну историю» или просит школьника рассказать что-нибудь смешное из жизни его класса. Потом они совместно разбирают ситуацию, выясняют, что именно послужило поводом для смеха, и рассматривают различные варианты решения.
Для выполнения упражнения «Чтобы было смешно» необходимы две коробки. В одной из них карточки с изображениями или названиями различных шуточных «подарков». Это могут быть кактус, дырявый башмак, ключ без замка, рукав от футболки, пуговица, сухая горошина, пластиковая бутылка, бумажный веер и т. д. Ученику предлагают наугад взять из коробки какой-либо «подарок» и придумать для него смешное назначение, отвечая на вопрос «А что бы ты стал делать, если бы тебе подарили…?». Если школьник затрудняется в подборе ответа, он может воспользоваться подсказкой, которую также наугад следует взять из другой коробки: «Носить на голове», «Кормить рыбок», «Посадить на огороде и поливать почаще», «Учить читать», «Любоваться красотой» и т. д.
Интересные упражнения включены в технику, направленную на развитие адекватности эмоциональных проявлений. Такие упражнения эффективно использовать в работе и с младшими, и с более старшими школьниками. Рассмотрим их.
Выполняя упражнение «Директор школы», испытуемые оценивают поведение и отдельные поступки воспитанников, поставив себя на место директора школы. Одни поступки они одобряют, за другие выносят порицания воображаемым школьникам. Нередко «строгому директору» предлагалось принять решение относительно поступка, напоминающего его собственную недавнюю шалость. Решения необходимо объявлять с соответствующим выражением лица и интонациями голоса. Варианты упражнения:
«Справедливый учитель» - представив себя в роли учителя собственного класса, школьник оценивает различные поступки одноклассников. Могут рассматриваться как реальные, так и вымышленные ситуации. При необходимости экспериментатор напоминает «учителю», что у него не должно быть любимчиков, поведение всех учащихся надо оценивать одинаково справедливо.
«Я – это ты» - оценивая тот или иной поступок, школьник пытается поставить себя на место совершившего его человека, самостоятельно или с помощью экспериментатора он подбирает ответы на вопросы о том, почему некто повел себя именно так, и можно ли было поступить иначе.
«За что и почему» - упражнение построено на работе с сюжетными картинками, имеющими эмоционально насыщенное содержание. Причем на каждой картинке наряду с другими персонажами обязательно присутствуют дети примерно того же возраста, что и сам испытуемый. Например, разгневанная учительница выводит ученика из класса, на лицах других детей удивление; родители с гордостью показывают восхищенным гостям рисунки своего ребенка; несколько учащихся с возмущением что-то говорят мальчику (девочке) и т. д. Школьнику предъявляется картинка, он должен внимательно рассмотреть ее и дать пояснения относительно реакции окружающих на поведение своего сверстника, за что и почему с ним поступают тем или иным образом, и правильно ли это.
«Такой поступок мне к лицу» - взрослый называет поступок и школьник отвечает «Такой поступок мне к лицу» или «Подходит больше подлецу». Взрослый просит школьника пояснить свой ответ и, если это необходимо, оказывает помощь в выработке адекватного отношения к своим и чужим поступкам и поведению в целом.
С большим удовольствием школьники выполняют упражнения, составляющие технику развития эмоционального диапазона. Эти упражнения стимулируют проявление позитивных переживаний и высших, социально обусловленных чувств, обогащают запас слов, обозначающих эмоциональные состояния, расширяют представления школьников об эмоциях.
Например, упражнение «Поделись радостью» позволяет повторно пережить позитивные эмоции. Они должны вспомнить какое-то приятное и радостное событие из своей жизни и составить о нем рассказ или нарисовать картинку.
Работая над упражнением «Добрые слова для всех», развивается доброжелательное отношение к окружающим людям, активному сопереживанию. Рассматривая сюжетные картинки или разбирая случаи из реальной жизни, а также из книг и фильмов, они решают вопрос о том, какие именно слова было бы приятно услышать тому или иному человеку в конкретной ситуации.
Упражнение «Знаю, умею, хочу, другу в беде помогу» также направлено на развитие сочувствия, сопереживания, социально приемлемого отношения к другим людям и к проблемным ситуациям, связанным с межличностным общением. Работая с вербальным или наглядным материалом, школьник самостоятельно либо с помощью экспериментатора подбирал различные варианты решения проблемных ситуаций, в которых якобы, оказывались его друзья, знакомые. Каждая ситуация рассматривалась с разных сторон, после чего испытуемому следовало дать тому или иному человеку дружеский совет о том, как надо поступить.
«Подбери другое слово» - учащемуся поочередно предлагаются карточки, на которых написаны предложения с повторяющимися словами, обозначающими эмоциональные состояния:
- Грустная девочка грустно смотрела вслед улетающему шарику.
- Сердитый пес сердито лаял на прохожих.
- Миша радостно и радостно рассматривал подарки.
- Во время грозы Саше было тревожно и тревожно. И т. д.
Упражнение «Я могу назвать эмоции» также направлено на обогащение запаса слов, обозначающих эмоциональные состояния. Перед учеником раскладывают перевернутые карточки (текстом вниз). Он должен произнести слова: «Я могу назвать эмоции, которые…», затем взять одну из карточек, прочитать текст и ответить на сформулированный таким образом вопрос. При этом его побуждают назвать как можно больше эмоций. Данное упражнение было доступно детям с нарушенным интеллектом, начиная с 5 класса. Приведем варианты заданий:
- помогают мне общаться (мешают мне общаться);
- мне нравится наблюдать у других людей (не нравится);
- я переживаю очень часто (редко);
- испытывает моя мама, когда я получаю пятерки;
- чувствуют многие люди, когда идет дождь и нельзя гулять. И т. д.
Упражнения, направленные на развитие средств эмоциональной выразительности, вызывают у всех обучающихся, воспитанников особый интерес и вместе с тем серьезные затруднения.
Упражнение «Веселый мим» выполняется перед зеркалом. Сначала проводится разминка, в процессе которой ученику предлагается выполнить несколько простых мимических движений (широко улыбнуться, сдвинуть брови, поднять их, сморщить нос, расширить ноздри, поджать губы и т. д.). Потом задание усложняется, следует отразить с помощью мимики определенные эмоциональные состояния (сделать веселое, грустное, смешное, испуганное, удивленное, безразличное, виноватое лицо). Затем его просят состроить зеркалу рожицу, которая могла кого-то насмешить, испугать, разозлить, опечалить, пристыдить и т. д. И в заключение он получает одну или несколько фотографий и пытается повторить зафиксированные на них проявления эмоциональной экспрессии.
«Изобрази» - упражнение, которое выполняется с речевым сопровождением или без него. В зависимости от возраста и уровня эмоционального развития ребенка ему предлагается изображать самого себя, других людей и животных в различных эмоционально насыщенных ситуациях:
- я получил подарок;
- меня не пускают гулять;
- мама сердится;
- учитель пришел в класс и увидел дерущихся учеников;
- кот стащил со стола рыбу;
- собака встречает дома своего хозяина. И т. д.
Работа над упражнением «Вверх по лестнице» способствует развитию у школьников умению выражать и распознавать эмоциональные проявления, различные по интенсивности. На листе бумаги рисуют лестницу из трех ступенек и объясняют ребенку, что на нижнюю ступеньку следует помещать карточки, на которых отражено слабое проявление того или иного чувства, на среднюю – карточки с более ярко выраженными признаками. На верхней ступеньке должны быть карточки, на которых изображены наиболее интенсивные эмоции. Затем работа производится поочередно с несколькими наборами карточек. Каждый набор соответствует определенному эмоциональному состоянию и включает три карточки с изображениями человеческих лиц. В процессе работы школьника просят не просто помещать карточки на ступеньки лестницы, но и давать словесные обозначения того или иного состояния и его интенсивности (веселый, еще веселее, самый веселый; слегка испуганный, испуганный, очень испуганный и т. д.).
Итак, упражнения, способствующие развитию различных параметров эмоциональной сферы школьников с нарушенным интеллектом, являются необходимым элементом воспитательной работы в школе . Не менее важны и коррекционные упражнения, которые должны подбираться и разрабатываться в соответствии с индивидуальным своеобразием нарушения эмоционального компонента психики.
Например, для преодоления повышенной тревожности, иррациональных страхов могут быть рекомендованы такие упражнения как «Нарисуй свой страх», «Страшные сказки», «Не боюсь темноты», «Испуганное лицо», «Добрый совет», «Воздушный шар» и др.
«Нарисуй свой страх» - это задание, связанное с творческой изобразительной деятельностью. В течение некоторого времени ученик рисует, давая пояснение по поводу замысла, деталей и цветовой гаммы рисунка. Взрослый может ненавязчиво комментировать его работу, снижая интенсивность негативного переживания: «Как здорово, что ты нарисовал свой страх в виде черной тучи. Видишь, вот в этом месте просматривается светлое пятно. Значит, туча скоро растает», «Я бы такого забавного зверя взяла домой и держала вместо котенка», «Ты так решительно нажимаешь на карандаш, что страх сам сейчас испугается и убежит» и т. д. По окончании работы рисунок уничтожался, таким образом ребенок одерживал победу над своим страхом.
«Страшные сказки» - взрослый совместно с ребенком разбирает различные случаи из жизни, приводимые ребенком истории и различные установки, вызывающие у него тревогу и страх. Обращается внимание на то, что именно и почему в данной ситуации вызывает страх, и насколько эта эмоция соответствует реальной действительности. Как правило, после обсуждения интенсивность эмоционального воздействия тех или иных объектов заметно снижалась.
Упражнение «Не боюсь темноты» состоит в том, что ученику предлагают вслух или шепотом повторить эту фразу определенное количество раз. В то время как его сознание фиксируется на счете, подсознание программируется на защищенность. Это упражнение выполняется и в присутствии взрослого, и самостоятельно перед сном, когда школьник находится уже в постели. Во время совместной работы задание иногда усложнялось: ребенку предлагалось сопровождать каждую фразу перемещением спички, косточки на счетах, бусинки и т. п. Вместо слова «темнота» может быть назван любой объект, вызывающий у школьника безотчетный страх.
«Добрый совет» - взрослый и ребенок меняются ролями. Ученику предлагалось представить, что перед ним человек, совершенно необоснованно боящийся, например, темноты (говорится то, чего боится ребенок). Школьник должен объяснить педагогу, что ему нечего бояться, что сама по себе темнота никакой опасности не представляет. Взрослый может «посоветоваться» с учеником и по поводу того, как избавить от страха перед темнотой свою дочь, соседскую девочку и т. д.
«Воздушный шар» - школьника просят представить, что он находится как бы внутри большого воздушного шара, невидимые стены которого надежно защищают от любой опасности. Этот образ закреплялся с помощью рисования. Ребенка обучают использовать это в качестве механизма психологической защиты от переживания иррациональных страхов.
Ряд интересных упражнений помогает ученикам избегать аффективных вспышек, преодолевать агрессивные тенденции, контролировать свои чувства, сохранять эмоциональное равновесие («Получай, противная подушка», «Посчитай до десяти», «Письмо обидчику», «Чудо-Юдо», «Меня это не касается» и др.).
Упражнение «Получай, противная подушка» учащиеся выполняют с большим удовольствием, поскольку оно снимает напряжение и способствует достижению эмоциональной разрядки. Произнося заданную фразу, следует бить и пинать ногами большую упругую подушку. Время от времени предлагается ему узнать, что «отвечает» подушка. Может использоваться аудиозапись (писклявый голос) или карточки. Содержание ответов шутливо-критическим – «Бей еще», «Мне мало», «Стукни сильнее», или одобрительным – «Вот это удар», «Да ты настоящий боксер», «Ну и кулаки» и т. д. Обычно 5 – 7 минут такой психологической разгрузки оказывалось достаточно, чтобы снять эмоциональное возбуждение и перейти к более спокойным упражнениям.
«Посчитай до десяти» - перед тем, как ответить на грубую шутку или совершить какое-либо действие, которое может оказаться обидным для других людей, ученику предлагается взять себя в руки и просто посчитать до 10. В процессе работы над этим упражнением он на конкретных примерах убеждается в том, то оно помогает избежать многих неприятностей.
«Меня это не касается» - упражнение развивает у школьников умение защищаться от негативной информации, не принимать ее на свой счет и, соответственно, не реагировать на нее проявлениями грубости и агрессии. Например, поясняют школьнику, зачем грубить на слово «дурак», если ты таковым не являешься. Надо твердо и решительно сказать себе, что «меня это не касается» и реагировать так, будто это слово адресовано другому человеку. Упражнение выполняется на материале реальных и вымышленных ситуаций, в которых ученику предоставляется возможность нейтрализовать негативный посыл.
«Мусорная корзина» - помогает избавиться от неприятных переживаний, затрудняющих общение со взрослыми и сверстниками. Ученика просят записать или нарисовать на бумаге то, что вызывает у него негативные эмоции. Обычно речь идет о событиях нескольких последних дней. Затем следует выбросить лист в мусорную корзину, искренне пожелав при этом. Чтоб туда же отправились и сами неприятные переживания.
«В подарок маме» - методом словесного рисования школьнику предлагается приготовить для мамы такой подарок, о котором она могла бы только мечтать. Потом придумать и описать саму ситуацию преподнесения этого подарка, возможные варианты ответной реакции.
«Развесели грустного клоуна» - упражнение для младших школьников. Ребенку говорят, что когда человеку грустно, люди на фотографиях и картинках ему тоже могут казаться печальными, а если настроение у него хорошее, то лица людей выглядят веселее. Показывают рисунок с изображением клоуна (выражение лица эмоционально нейтральное). По-моему, - говорит взрослый, - этот клоун сегодня грустный. Если школьник с ним согласен, его просят придумать и рассказать что-то такое, что могло бы развеселить клоуна.
По окончании серии коррекционно-развивающих занятий с обучающимися, воспитанниками, испытывающими проблемы в развитии эмоционально-волевой сферы, учителя и воспитатели, работающие с ними, отмечают ряд положительных изменений. Дети более адекватно реагируют на критику, повышается общий фон настроения, снижается тревожность.