Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Петлинская основная общеобразовательная школа»
Конспект открытого урока
русского языка в 4 классе
на тему
«Упражнение в правописании безударных падежных окончаний
имен прилагательных и имен существительных»
(Школа России)
Выполнила:
учитель начальных классов
Калашникова Людмила Вениаминовна
2014г
Тема: «Упражнение в правописании безударных падежных окончаний
имен прилагательных и имен существительных»
Цель урока: создание условий для формирования устойчивого навыка правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных и имен существительных.
Задачи:
Обучающие
повторить, закрепить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном и имени существительном;
формировать умение обосновывать написание безударных падежных окончаний имен прилагательных и имен существительных;
упражнять в правописании безударных падежных окончаний имен прилагательных и имен существительных.
Развивающие
развивать орфографическую зоркость, внимание, память, мышление;
развивать речь, умение полно и последовательно излагать свои мысли.
Воспитательные
воспитывать культуру письменной речи, прививать интерес к русскому языку;
воспитывать чувство гордости за свою страну;
воспитывать чувства товарищества, взаимопомощи и взаимосотрудничества.
Оборудование:
учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. 4 класс. Ч. 2»;
ноутбук, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point;
сигнальные карточки и карточки с заданиями;
карточки с окончаниями имён прилагательных.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент. (СЛАЙД 1)
– Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь к ним, посмотрите, какие они доброжелательные, поприветствуйте их. Пусть этот урок принесет нам радость общения, удачу и хорошие результаты.
- Сегодня нам предстоит много работать, поэтому пусть каждый сядет правильно и подумает про себя:
Я сегодня удалец,
На уроке молодец.
Спинку ровненько держу,
Всё я знаю, всё скажу.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
2.Чистописание
Кк Ккк Кккк
хоккей коньки команда хоккейный километр
- Правильное написание каких букв сегодня будем повторять? (К –заглавной и к- строчной).
- Дайте характеристику звукам, которые может обозначать эта буква. (Буква «к» может обозначать два звука [к] и[к']. Они согласные, по твёрдости-мягкости парные, глухие, по глухости-звонкости парные).
- Прочитайте слова с буквой «к» сначала орфоэпически, затем орфографически.
- Запишите сначала буквы, продолжив закономерность, затем слова. Соблюдайте правильный наклон элементов и верное соединение букв в словах.
3.Введение в тему урока. Целеполагание.
- На какую тему можно составить рассказ, используя эти слова?
- Почему эта тема для нас сейчас так важна и актуальна?
- Какие чувства вы испытываете, когда вы смотрите трансляцию олимпийских игр по телевидению, следите за соревнованиями, результатами российских спортсменов?
- А нам на уроке нужно защищать честь знатоков русского языка.
- Как называется общая орфограмма в этих словах?
- Какие ещё орфограммы вы распознали?
- Что можно сказать о словах «хоккей» и «хоккейный»?
- В каких словах количество букв и звуков не совпадает? Почему? (коньки, хоккей)
- А какое слово вы назвали бы «лишним»? (хоккейный)
- Какое имя существительное в ед. числе из этого ряда слов можно подобрать по смыслу к имени прилагательному хоккейный, чтобы получилось словосочетание? (хоккейная команда)
- Можно назвать слова хоккейный и хоккейная однокоренными?
- Почему изменилось окончание имени прилагательного? (окончание имени прилагательного зависит от рода, падежа и числа имени существительного, к которому оно относится).
- Как называется в русском языке эта орфограмма?
- У какой ещё части речи мы изучали такую орфограмму?
-Ребята, как вы думаете, может ли спортсмен, который только начал заниматься спортом, принять участие в олимпийских играх?
- А что же нам надо с вами делать, чтобы показать высокий результат на контрольном диктанте по теме «Правописание безударных падежных окончаний
имен прилагательных и имен существительных»?
- Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? (СЛАЙД 1 щелчок) Чему будем учиться, какие цели перед собой поставим? (СЛАЙД 2)
4. Повторение и закрепление знаний об имени прилагательном и имени существительном.
- Ребята, сегодня мы так много раз вспомнили об именах прилагательных и именах существительных, что они услышали и пришли к нам в гости. Угадайте, кто есть кто?
- Яна:
Школа, дом, трава, земля.
Любой предмет обозначаю я.
Вот какая я часть речи удивительная,
Называюсь я ...(существительное).
- Аня:
Опишу любой предмет,
В этом равных со мной нет.
Ведь я-часть речи замечательная,
Называюсь я…(прилагательное).
Сценка-выступление:
Имя прилагательное: Родилось я с очень покладистым характером, но нет у меня ни рода, ни числа. Что же мне делать? Может спросить у имени существительного?
- Имя существительное, одолжи мне свой род и число, а то мне скучно и грустно.
Имя существительное: С удовольствием, я буду с тобой дружить.
Имя прилагательное: Вместе дружба, вместе служба!
- Ребята, а давайте сравним их между собой, и тогда станет понятно, всё ли мы с вами знаем об имени прилагательном и имени существительном.
1 группа готовит сообщение на тему:
Что общего у имени прилагательного и имени существительного?
2 группа готовит сообщение на тему:
В чём различие имени прилагательного и имени существительного?
-Молодцы!
5. «Грамматическая разминка»
-Любой спортсмен начинает свою тренировку с разминки. А мы проведём «грамматическую разминку».
- Какие безударные падежные окончания имен существительных надо проверять?
- Как можно проверить безударное падежное окончание имени существительного?
- Я читаю словосочетание с именем существительным, вы показываете на «светофоре» нужное окончание -е или -и.
Читал в библиотек.., причалил к пристан..., мечтал о поездк.., жил у бабушк.., работал на завод.., толпились на площад.., отъехали от деревн.., поступать по совест...
- Как легче и быстрее всего проверить безударное падежное окончание имени прилагательного?
Сильный ветер вдруг подул,
Окончания в кучу сдул.
Карточку скорей возьмите
И порядок наведите.
На доске словосочетания:
К рыж… лисице, летн.. жару, поздн.. вечером, соседн.. село, в син.. моря, у дальн…озера, в серебрист.. инее.
(-ий, -ей, -ею, -юю, -ем, -им, -ие, -ее, - его, -ого, -ом, -ым)
- Почему в прилагательное в рыжей вставили безударное окончание –ей?
- Какие прилагательные тоже отвечают на вопрос какой? Какие у них окончания?
- Подберите синонимы к имени прилагательному в серебристом.
- Найдите имена прилагательные, к которым можно подобрать антонимы.
- Назовите имя существительное, к которому можно подобрать и синонимы, и антонимы. (жара, зной, холод)
- Укажите карточкой падеж имён прилагательных, которые я буду вам показывать.
- Составьте устно предложение с любым словосочетанием.
6.Выборочное списывание с заданием.
- В каком зимнем олимпийском виде спорта, нужно показывать отличную меткость?
– А как на уроках русского языка мы называем умение быстро находить и распознавать орфограммы?
- Проявите свою зоркость. Прочитайте предложения и найдите ошибки. (1 ученик читает орфоэпически). (СЛАЙД 3)
Зимнем утром лыжники котались влесу. Сначала они зашли в берёзовую рощю. Потом по знакомай лыжне отправились к дальниму старому бору. В сосновом бору стояла глубокая тиш. Возле одинокой еле лыжники заметили пушистова зайца.
- Объясните правильное написание слов, в которых допущены ошибки.
- Проверьте себя. (СЛАЙД 4)
- Дайте характеристику этим предложениям. (Простые, распространённые, по цели высказывания повествовательные, по интонации невосклицательные)
- Можно ли назвать данную группу предложений текстом? Как можно озаглавить? (В сосновом бору. Катание на лыжах. Зимним утром. и др.)
- Определите тип текста.
- Приступаем к настоящей тренировке. (СЛАЙД 3)
Работа в парах (группах):
1 группа: выпишите первые три словосочетания прил. + сущ.
2 группа: выпишите следующие три словосочетания прил. + сущ.
из первых четырёх предложений, исправляя и выделяя окончания имен прилагательных.
- Спишите последнее предложение (всем).
- И в словосочетаниях, и в предложении укажите род и падеж имен прилагательных.
- Поменяйтесь тетрадями для взаимопроверки. Помогите друг другу при затруднении.
Дополнительное задание для учащихся, быстрее выполнивших работу
(подобрать из текста слова к схеме корень, суффикс, окончание)
7. Упражнение в разборе по членам предложения, частям речи
- В каждом виде спорта спортсмены имеют своё спортивное снаряжение. Они должны уметь быстро и безошибочно собирать и разбирать его, т. к. от этого напрямую зависит их успех на соревновании.
-На уроках русского языка мы тоже должны владеть разными видами разборов.
- Сейчас Аню и Яну я попрошу у доски выполнить разбор слов под цифрой из задания к упражнению 107 из учебника (стр. 51).
- А остальные ребята разберут последнее предложение по членам и по частям речи.
- Проверяем (Объяснение с места)
8.Исследование явления перехода слова из одной части речи переходит в другую.
- Как вы думаете, спортсмены могут, начав заниматься одним видом спорта, перейти в другой. В каких видах спорта это возможно?
- А давайте исследуем, происходит ли такое явление как переход слова из одной части речи в другую. (СЛАЙД 5)
Сравните словосочетания:
столовая посуда
школьная столовая
- Какое одно и то же слово употреблено в этих словосочетаниях.
- Определите какой частью речи оно выражено в словосочетаниях.
(В первом словосочетании это прилагательное, во втором – существительное)
– В русском языке существует такое явление, когда слово из одной части речи переходит в другую. В данном случае имя прилагательное «превратилось» в имя существительное, сохранив при этом своё окончание.
- Давайте понаблюдаем как склоняется имя прилагательное, превратившееся по своему лексическому значению в имя существительное.
- (просклонять «школьная столовая» по цепочке.)
ВЫВОД: При склонении это слово будет изменять своё окончание, как имя прилагательное.
9. Игра «Прилагательное или существительное?» Физкультминутка
– Я буду читать пары предложений. Вы должны угадать, какой частью речи является в этих предложениях одно и то же слово. Я его буду для вас выделять интонацией.
(Прилагательное – приседаем. Существительное – хлопаем)
1.Учительская тетрадь осталась лежать на столе. (прил.)
Учительская была полна возмущёнными учителями. (сущ.)
2.Сестра сделала больному пять уколов. (сущ.)
Мальчику попали клюшкой по больному уху. (прил.)
3. Дежурный милиционер принял заявление о краже. (прил.)
Дежурный не проветрил класс. (сущ.)
10.Работа с деформированным текстом. (СЛАЙД 6)
- Ребята, как вы думаете, спортом должны заниматься только спортсмены?
- А зачем нужно заниматься спортом? (Спорт укрепляет здоровье, делает фигуру красивой, подтянутой)
-А для чего в речи нужно употреблять имена прилагательные? (Они украшают нашу речь, делают ее выразительной, точной, понятной)
-Составьте из данных слов предложения, изменяя по смыслу имена прилагательные и имена существительные и ставя их в нужном роде и падеже.
- Кому нужна помощь?
- Озаглавьте текст. Запишите. Определите падеж прилагательных, выделите окончание.
1. любуюсь, чудесная, зимний, картина, лес.
2. яркий, поляна, заливает, свет, лесная.
3. пахнет, еловая, сосновая, и, хвоя.
4. закачалась, ветка, вот, еловая.
5. в, ель, белочка, густая, затаилась, вершина, проворная.
- Прочитайте текст.
- По цепочке назовите имена прилагательные, покажите падежи карточкой.
11. Упражнение в составлении словосочетаний в указанных формах.
- Мы достаточно много сегодня упражнялись и тренировались в правописании безударных падежных окончаний имен прилагательных и имен существительных. Я думаю, что пора провести настоящее олимпийское соревнование знатоков русского языка.
- Какая команда быстрее и правильнее запишет безударные окончания в указанных формах.
На доске запись:
звонк.. голос.. (Т.п. мн.ч.) могуч.. дуб.. (Д.п. ед.ч.)
весенн.. пальт.. (Р.п. ед.ч.) снежн.. наряд.. (П.п. ед.ч.)
холодн…земл.. (В.п. ед.ч.) сочн.. яблок.. (Р.п. мн.ч.)
Проверка.
12. Итог урока. Рефлексия.
- Ребята, подведём итог нашего урока. Достигли мы с вами поставленных целей?
-Чем занимались?
-Что вам больше всего понравилось в уроке?
(СЛАЙД 7)- Спортсмены стремятся в соревнованиях занять высокие места, завоевать золотые медали. Вы сегодня тоже показали хорошие результаты и достойны заслуженной награды.
(Вручение медалей «Знаток русского языка» и шоколадных медалек)
(СЛАЙД 8)- На протяжении всего урока вам светило солнышко удачи. Я радовалась вашим ответам, каждой вашей удаче. Все ли у вас получилось на уроке, что вам хочется сказать самому себе?
Желтые кружочки - «все на уроке удалось»
Синие - «старался, но не все удалось»
Красные –«затруднялся выполнять большинство заданий»