Урок 1. Что такое Средние века
1.Организационный момент.
Добрый день! Рада приветствовать вас на уроке истории.
2.Мотивационно-целевой.
За лето вы хорошо отдохнули, набрались сил, чтобы покорять новые вершины и пополнять свои знания.
В этом учебном году нам предстоит совершить увлекательное путешествие во времени.
– в какой период истории мы отправимся в этом году? Средневековье.
Правильно! Верным помощником в нашем путешествии будет учебник.
В настоящие время среди ученых нет однозначного мнения относительно того, что представляют собой Средние века.
Различные точки зрения на слайде 1-2
–Кто же из них прав?
–Можем ли мы сегодня ответить на этот вопрос?
Чтобы точнее понять позиции ученых в этом споре, нам необходимо познакомиться с историей Средних веков.
3.Актуализация знаний
–Какой раздел истории мы изучали в 5 классе? Первобытное общество, Древний мир
–Какие темы и почему вы особенно запомнили?
–Какими событиями завершилась история Древнего мира?
Слайд 3 Объявление темы урока: «Что такое Средние века».
Плана урока:
Средневековье как часть всемирной истории
Основные этапы эпохи Средневековья
Исторические источники, их типы и виды.
Путешествие к учебнику «История Средних веков»
4. Работа по теме урока
1.Средневековье как часть всемирной истории
Ученые в истории выделяют большие периоды, или эпохи, которые сменяют друг друга.
Задание: посмотрите в учебнике на стр.7 на «Ленту времени» и назовите периоды всемирной истории и их временные границы.
Первобытность: 2,5 млн. – 4-3 тыс. до н.э. (до появления первых государств).
Древний мир: 4-3 тыс. до н.э. – 5 век н.э.
Слайд 4 Запись! Средневековье или Средние века – это эпоха в истории человечества между Древним миром и Новым временем, которая длилась 11 столетий, с падения Западной Римской империи и до эпохи Великих географических открытий, с 5 по 15 века.
Пояснение: само определение «средневековая» произошло от понятия «Средние века», введенного в 15 веке итальянским гуманистом Флавио Бьондо. Этим понятием он обозначил период истории между Античностью и Новым временем. Некоторые ученые по-иному трактуют этот термин. Они рассуждают так: Античность и Возрождение (пояснить понятие) – две точки взлета человеческого духа, подъем творческой мысли. А между ними – провал Средневековья, варварство, разрушение, темнота необразованности. Слайд 5. «Темные века» – именно так воспринимали этот период люди Нового времени, именно они придумали термин «Средние века».
Задание: понятие «Средние века» предложили ученые, которые изучали историю Западной и Центральной Европы.
– Можно ли применить этот термин к истории Азии, Африки и Америки?
Читают вслух учебник на стр. 7-8 по предложению с 4-го абзаца.
Авторы учебника формулируют следующее суждение: «В древности Европы как единого исторического центра не было».
Задание: давайте вспомним историю и особенности Римской империи, и ее соседей. Слайд 6
На юге Европы были достигнуты большие успехи в образовании, науках, искусстве, строительстве и торговле. Существовало неравенство между патрициями и плебеями, а также свободным населением и рабами. На Северо-востоке Европы жили иначе. Там был родоплеменной строй. Каждое племя верило в своих богов. Большинство племен не имело даже своей письменности.
– Мы можем согласиться с суждением авторов учебника? Да, так как Римская империя и варварские племена являлись как бы двумя разными мирами, хотя знали немало друг о друге.
Только в Средние века Европа стала единым «историческим континентом», единым христианским миром с общей религией и сходным образом жизни. Именно в Средние века появились те языки, народы и государства, которые и сегодня существуют в Европе.
2.Основные этапы эпохи Средневековья
Задание: работая с текстом учебника на с.9 заполните таблицу «Основные этапы эпох Средневековья» Слайд 7
Этап | Хронологические рамки | Содержание |
Раннее Средневековье | С конца 5 до середины 11 века | В процессе смешения народов и обычаев складывались основные черты эпохи |
Развитое Средневековье | С середины 11 до конца 13 века | Сложились феодальные государства-монархии, а устои и особенности эпохи проявили себя во всей полноте |
Позднее Средневековье | Период 14-15 вв. | Этот этап характеризуется новыми обстоятельствами и преобразованиями внутри общества; в конце 15 века произошли события, которые позволили европейцам перейти к раннему Новому времени. |
3.Исторические источники, их типы и виды.
Время, ход которого нельзя ни остановить ни изменить, оставляет следы. Эти следы в науке называют историческими источниками
– В чем мы можем увидеть эти следы?
Читаю 2 пункт учебника на стр.9 по цепочки.
Итак, какие источники помогают изучать нам прошлое?
Письменные источники – летописи, хроники, грамоты и т.д.
Вещественные источники – орудия труда, домашняя утварь, одежда, монеты и прочие.
Устные источники – предания, сказания, легенды, былины, баллады, эпосы
Задание: предлагаю сыграть в игру «Угадай и разложи». На слайде указаны исторические источники, но они перепутаны. Распределите их по группам. Слайд 8
4. Путешествие к учебнику «История Средних веков»
Верным помощником в нашем путешествии в далекое-далекое прошлое будет учебник.
В учебнике 10 глав (работа с ОГЛАВЛЕНИЕМ), разделенных на параграфы. Перед каждой главой есть вопрос, ответ на который вы найдете, изучая материал.
Текст параграфа делится на основной, который надо обязательно усвоить, и дополнительный, содержащий сведения об исторических деятелях, справочную информацию, интересные сюжеты. При упоминании имен выдающихся деятелей в скобках указываются их годы жизни, а у правителей государств – годы их пребывания у власти.Интересные дополнительные факты выделены зеленым цветом.
Исторические термины, понятия, имена, названия выделены курсивом, важнейшие даты – жирным шрифтом.
В учебнике есть: рубрика «Подумайте», где ждут собственные исследования и размышления над проблемами от лица исторического персонажа; рубрика «Проверьте себя» ориентирует на работу с полученной информацией; рубрика «Изучаем источник» позволяет поработать с историческим источником; рубрика «Вспомните» представлена в начале каждого параграфа в виде вопроса.
В конце учебника имеется словарь основных понятий.
5.Подведение итогов урока.
Что обозначает понятие «Средние века»?
Назовите основные этапы эпохи Средних веков.
Какие источники помогают в изучении истории Средних веков?