Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимодействия | Универсальные учебные действия | Форма контроля |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся. – Проверим готовность к уроку. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться, Слушаем внимательно, Работаем старательно! | Сообщают о готовности к уроку и наличии домашнего задания | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться. Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место | Устный опрос |
II. Актуализация знаний | Устный счет в игровой форме | Организует устный счет с целью актуализации знаний. – Решите задачу. – Прочитайте условие задачи и обведите ее вопрос. Чтобы угостить друзей в день рождения, Маша купила мороженое в стаканчиках и рожках. Рожков было на 15 меньше. По дороге домой она отдала 9 рожков встретившимся ей одноклассникам. Сколько рожков принесла Маша домой? – На сколько больше Маша принесла домой стаканчиков, чем рожков? – На сколько меньше Маша принесла домой стаканчиков, чем рожков? | Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока. Выполняют задания уст- ного счета | Фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу | Устные ответы |
– Выберите пары чисел, разность которых равна 32. Запишите верные равенства. | Составляют верные равенства | Фронтальная | Устные ответы |
– Расположите понятия по порядку, используя стрелки.  | Определяют последовательность | Фронтальная | Устные ответы |
– Обведите «лишнюю» фигуру.  | Выделяют «лишнюю» фигуру | Фронтальная | Устные ответы |
III. Сообщение темы урока | Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Какие арифметические действия вам известны? (Сложение, вычитание, умножение, деление.) – Сегодня на уроке мы узнаем, как называются числа в разных арифметических действиях | Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока | Фронтальная | Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Регулятивные: определяют тему и цели урока. Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли | Устные ответы |
IV. Изучение нового материала | Работа по учебнику. Задание 1 (с. 87) | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. – Рассмотрите и сравните записи арифметических действий. – Обратите внимание на то, что хотя числа, над которыми производятся действия, во всех примерах одинаковы, в каждом из действий они называются по-разному. При этом при сложении и умножении данные числа называются словами, созвучными с названиями действий. Так, при сложении числа называются слагаемыми, а при умножении – множителями. Названия чисел при вычитании и при делении запомнить труднее, на первых уроках вы можете пользоваться данной таблицей (показывает таблицу) | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Знакомятся с названиями чисел в записях действий | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике, определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы; логические – наблюдают и делают простые выводы; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. Регулятивные: умеют следовать режиму организации учебной деятельности. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения | Устные ответы. Выполнение задания в рабочей тетради |
Задание 2 (с. 87) | – Прочитайте данные числовые выражения. – Какое действие выполняется в каждом из них? – Прочитайте выражения, используя слова «разность чисел», «сумма чисел», «произведения чисел» и «частное чисел» | Называют числа в записях действий | Фронтальная | Устные ответы |
Задание 4 (с. 88) | – Выполните вычисления и запишите. 54 : 9 = 6 8 · 7 = 56 97 + 3 = 100 50 – 30 = 20 | Выполняют вычисления | Индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
Задание 5 (с. 88) | – Запишите выражения, используя арифметические знаки, и проверьте, верно ли выполнены действия. 45 + 38 = 73 – неверно, так как 45 + 38 = 83. 6 · 7 = 42 – верно. 40 : 8 = 6 – неверно, так как 40 : 8 = 5. 60 – 11 = 59 – неверно, так как 60 – 11 = 49 | Записывают выражения, используя арифметические знаки, и проверяют, верно ли выполнены действия | Индивидуальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
V. Первичное осмысление и закрепление | Работа по учебнику. Задание 12 (с. 89) | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает при необходимости, проверяет ответы. Комментирует ход решения. – Что значит выражение «увеличьте в 8 раз»? – Какое действие надо выполнить, если сказано «уменьшить на 5»? – Запишите выражения и найдите их значения. Запись: (3 + 5) · 8 = 8 · 8 = 64 (7 · 5) – 5 = 35 – 5 = 30 | 40 : 8 + 95 = 5 + 95 = 100 (46 – 16) : 6 = 30 : 6 = 5 | | Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Записывают выражения и находят их значение | Индивидуальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий, корректируют его в дальнейшем; осуществляют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи) | Выполнение задания в рабочей тетради |
Задание 15 (с. 90) | – Прочитайте текст. Является ли он задачей? Почему? – Что известно в задаче? Что требуется узнать? – Запишите кратко условие задачи. Запись:  Решение: 1) Чему равна длина манжеты? 56 : 7 = 8 (см). 2) На сколько сантиметров длина рукава больше длины манжеты? 56 – 8 = 48 (см). Ответ: на 48 см больше | Выполняют решение задачи по дей- ствиям | Индивидуальная, фронтальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
Работа в печатной тетради № 2. Задание 1 | – Выполните вычисления и запишите названия чисел самостоятельно, соотнеся свою работу с таблицей в учебнике (с. 87) | Работают самостоятельно, выполняют проверку, соотнеся свою работу с таблицей учебника | Индивидуальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
Работа по карточкам | Карточка А – Подставьте в «окошечко» числа 7, 9, 11, 15, 30. – Вычислите значения суммы. Образец: 8 + 7 = 15. Карточка В Подставь в «окошечко» числа 6, 8, 14, 15, 20. Вычисли значения разности. | Работают по карточкам самостоятельно | Индивидуальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
VI. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений | Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что нового узнали на уроке? – Как называются компоненты сложения (вычитания, умножения, деления)? – Продолжите предложения, записанные на доске: Наш урок подошел к концу, и я хочу сказать: Мне больше всего удалось… – За что ты можешь себя похвалить? – За что ты можешь похвалить одноклассников? – Что ты приобрел? – Что тебя удивило? Для меня было открытием то, что… – Что, на ваш взгляд, удалось? – Что, на ваш взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее? Мои достижения на уроке… | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, достигнут ли результат | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, качество и уровень усвоения; выполняют оценку результатов работы | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | Поясняет домашнее задание. № 3, 13 (I столбик, учебник), № 2, 3 (рабочая тетрадь) | Записывают задание | Фронтальная | Наблюдение |