Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучаю- щихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организация начала урока | Прозвенел опять звонок. Ты готов начать урок? Пусть книги друзьями заходят в дома, Учитесь всю жизнь, набирайтесь ума. Книга – лучший друг детей, С ней живется веселей | Проговаривают стихотворение, правила поведения на уроке. Настраиваются на работу | Совместно договариваются и следуют правилам поведения и общения в школе |
II. Проверка домашнего задания и повторение изученного | – Какой раздел изучаем? – Как называют весну поэты и писатели? – Какие пословицы о весне знаете? – Что дарит нам весна? – Какие произведения о весне вы знаете? – Заполните таблицу. Автор | Название произведения | | | | | | – «Весна, весна красная...». – Весна красная, Весна-художник, весна – утро года. – Вдохновение. Работают в парах | Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру |
III. Постановка учебной задачи | – Все ли вы знаете о природе? – Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением известного детского писателя Н. Сладкова. – Что бы вы хотели узнать и чему научиться на уроке? – Каким может быть апрель, мы узнаем, прочитав произведение Н. Сладкова «Апрельские шутки». – Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит яркое солнышко. В это время года прилетают перелетные птицы. И вдруг в эту радостную картину врывается холодный ветер со снегом | Отвечают на вопросы. – Научиться выразительно и правильно читать произведение | Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Формулируют ответы на вопросы. Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме |
IV. Работа по теме урока. 1. Первичное чтение произведения учителем | – Я прочитаю произведение, а вы постарайтесь представить картину, описанную автором, и ответить на вопрос: «Почему произведение так называется?» | Внимательно слушают | Умеют слушать. Формулируют ответы на вопросы. Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя. Осуществляют контроль и оценку учебной деятельности. Владеют навыками работы со справочной литературой |
2. Беседа по содержанию | – Вам понравилось произведение? – Какие факты (события) вымышленные? – Это сказка или рассказ? – Какой прием использовал автор? – Что такое олицетворение? | – Сказка. – Это художественный прием – наделение неодушевленных предметов качествами живых существ |
3. Моделирование обложки | – Откройте учебники на с. 99. Найдите и прочитайте фамилию автора и заголовок. На листочках создайте модель обложки этого произведения. – Назовите произведение, с которым работали. – Почему вы считаете, что это сказка? – Зачем Н. Сладкову понадобился «разговорчивый» месяц? | Моделируют обложку. – Сказка о природе Н. Сладкова «Апрельские шутки». – Месяц одушевлен. – Чтобы привлечь внимание читателя |
4. Словарная работа | – В тексте встретились слова: юннаты и морозом ударил. Объясните их смысл. Юннат – юный натуралист, любитель природы. Морозом ударил – наступили морозы | Высказывают свои предполо- жения |
Физкультминутка | Мы устали, засиделись, Нам размяться захотелось. | (Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки.) | То на стену посмотрели, То в окошко поглядели. Вправо, влево поворот, А потом наоборот. | (Повороты корпусом.) | Приседанья начинаем, Ноги до конца сгибаем. Вверх и вниз, вверх и вниз, Приседать не торопись! | (Приседания.) | И в последний раз присели, А теперь на место сели. | (Садятся.) | | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
5. Повторное восприятие текста | – Прочитайте сказку про себя. Найдите авторскую характеристику Апреля | Выполняют задания | Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру. Формулируют ответы на вопросы |
6. Анализ на-звания и жанра произведения | – Как вы понимаете слова: «Но весне не верьте»? – Продолжим разговор о явлениях природы весной, описанных в произведении Н. Сладкова «Апрельские шутки». – Назовите жанр. – Определите вид сказки. – Какие факты (события) вымышленные? Реальные? – Какая из пословиц раскрывает главную мысль сказки? – Какую шутку придумал Апрель? – Почему Апрель испугался? – Как об этом говорится? Прочитайте. – Какой художественный прием использовал автор? – Что можно сказать о словах испугался, перетрусил? Вывод. Характер и поступки Апреля изменчивы. – С какой интонацией надо читать? – Что значат слова: «с первым апреля надул»? – В каком значении они употреблены? – Прочитайте самостоятельно следующий абзац, найдите цитату, в которой заключена основная мысль. – О какой черте характера Апреля это говорит? Вывод. Апрель был трусливый, легкомысленный | Отвечают на вопросы. – Олицетворение. – Это синонимы. – Ласковой, нежной, тревожной. – Обманул. – В переносном. – «Ой, не твердое апрельское слово» |
V. Творческая работа | – Сядьте удобно, можете закрыть глаза. Предлагаю вам побыть писателями. Представьте свой образ Апреля. Придумайте сказку, рассказ или стихотворение об Апреле. – Я надеюсь, что вам понравилось сочинять, и желаю, чтобы фантазия никогда не покидала вас, а творчество было частью вашей жизни. У вас обязательно получится. Оценивает результаты | Принимают и сохраняют учебные задачи. Выполняют творческую работу | Ориентируются в своей системе знаний |
VI. Итог урока. Рефлексия | – Что же Н. Сладков называет апрельскими шутками? – Кто может с легкостью шутить? – Зачем одушевляется образ Апреля? – Какие приметы весны вы узнали? – Какие открытия сделали на уроке? – Чему научил вас урок? – Кто доволен своей работой? – Кто считает, что может работать лучше? | – Перемену погоды. – Человек. – Чтобы вызвать интерес слуша- телей. – В апреле все возможно в природе: и снег, и ветер, и солнце. Осуществляют оценку учебной деятельности | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения учебного материала |
Домашнее задание | Выполнить задания в тетради; подготовить выразительный пересказ текста | Записывают задание на дом, задают вопросы | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить |