СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 107. Н. СЛАДКОВ «АПРЕЛЬСКИЕ ШУТКИ». Н. СЛАДКОВ «ВЕСЕННИЙ РАЗГОВОР».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: создать условия для обучения анализу образа и составлению плана характеристики, умению выражать свое отношение к родной природе; содействовать воспитанию любви к родной природе, читательской зоркости.

Просмотр содержимого документа
«Урок 107. Н. СЛАДКОВ «АПРЕЛЬСКИЕ ШУТКИ». Н. СЛАДКОВ «ВЕСЕННИЙ РАЗГОВОР».»

Урок 107. Н. Сладков «Апрельские шутки».
Н. Сладков «Весенний разговор»
(дополнительное чтение)

Тип урока: комбинированный

Педагогические задачи: создать условия для обучения анализу образа и составлению плана характеристики, умению выражать свое отношение к родной природе; содействовать воспитанию любви к родной природе, читательской зоркости

Планируемые результаты

Предметные: замечают слова, ярко описывающие картины природы; пользуются средствами речевой выразительности; сравнивают произведения разных авторов

Метапредметные:

познавательные: осуществляют выбор эффективных способов решения задач; овладевают навыками смыслового чтения; строят речевые высказывания; овладевают техникой чтения, приемами понимания произведения; составляют неслож-ные монологические высказывания; осуществляют анализ, сравнение, устанавливают причинно-следственные связи;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия;

коммуникативные: допускают существование различных точек зрения; договариваются, приходят к общему решению

Личностные: имеют представление о ценности и уникальности природного мира, охране природы

Образовательные ресурсы: пословицы, иллюстрации на тему весны, рисунки обучающихся к конкурсу «Весна, весна красная...»

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучаю-
щихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

Прозвенел опять звонок.

Ты готов начать урок?

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Учитесь всю жизнь, набирайтесь ума.

Книга – лучший друг детей,

С ней живется веселей

Проговаривают стихотворение, правила поведения на уроке.

Настраиваются на работу

Совместно договариваются и следуют правилам поведения и общения
в школе

II. Проверка
домашнего
задания и повторение изученного

– Какой раздел изучаем? 

– Как называют весну поэты и писатели? 

– Какие пословицы о весне знаете?

– Что дарит нам весна? 

– Какие произведения о весне вы знаете?

– Заполните таблицу.

Автор

Название произведения






– «Весна, весна красная...».

– Весна красная, Весна-художник, весна – утро года.

– Вдохновение.


Работают в парах

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру

III. Постановка учебной
задачи

– Все ли вы знаете о природе?

– Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением известного детского писателя Н. Сладкова.

– Что бы вы хотели узнать и чему научиться на уроке?


– Каким может быть апрель, мы узнаем, прочитав произведение Н. Сладкова «Апрельские шутки».

– Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит яркое солнышко. В это время года прилетают перелетные птицы. И вдруг в эту радостную картину врывается холодный ветер со снегом

Отвечают на вопросы.



– Научиться выразительно и правильно читать произведение

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Формулируют ответы
на вопросы.

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме

IV. Работа
по теме урока.

1. Первичное чтение произведения
учителем

– Я прочитаю произведение, а вы постарайтесь представить картину, описанную автором, и ответить на вопрос: «Почему произведение так называется?»

Внимательно слушают

Умеют слушать.

Формулируют ответы
на вопросы.

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа
учителя.

Осуществляют контроль
и оценку учебной деятельности.

Владеют навыками работы со справочной литературой

2. Беседа по содержанию

– Вам понравилось произведение?

– Какие факты (события) вымышленные?

– Это сказка или рассказ?

– Какой прием использовал автор?

– Что такое олицетворение?



– Сказка.


– Это художественный прием – наделение неодушевленных предметов качествами живых существ

3. Моделирование обложки

– Откройте учебники на с. 99. Найдите и прочитайте фамилию автора и заголовок. На листочках создайте модель обложки этого произведения.

– Назовите произведение, с которым работали.


– Почему вы считаете, что это сказка?

– Зачем Н. Сладкову понадобился «разговорчивый»
месяц?

Моделируют обложку.



– Сказка о природе Н. Сладкова «Апрельские шутки».

– Месяц одушевлен.

– Чтобы привлечь внимание
читателя

4. Словарная работа

– В тексте встретились слова: юннаты и морозом ударил. Объясните их смысл. 

Юннат – юный натуралист, любитель природы.

Морозом ударил – наступили морозы

Высказывают свои предполо-
жения

Физкультминутка

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

(Одна рука вверх,
другая вниз, рывками менять руки.)

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево поворот,

А потом наоборот.

(Повороты корпусом.)

Приседанья начинаем,

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись!

(Приседания.)

И в последний раз присели,

А теперь на место сели.


(Садятся.)


Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

5. Повторное восприятие

текста

– Прочитайте сказку про себя. Найдите авторскую характеристику Апреля

Выполняют задания

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.

Формулируют ответы
на вопросы

6. Анализ на-звания и жанра произведения

– Как вы понимаете слова: «Но весне не верьте»?

– Продолжим разговор о явлениях природы весной, описанных
в произведении Н. Сладкова «Апрельские шутки».

– Назовите жанр.

– Определите вид сказки.

– Какие факты (события) вымышленные? Реальные?

– Какая из пословиц раскрывает главную мысль сказки?

– Какую шутку придумал Апрель?

– Почему Апрель испугался?

– Как об этом говорится? Прочитайте.

– Какой художественный прием использовал автор? 

– Что можно сказать о словах испугался, перетрусил?

Вывод. Характер и поступки Апреля изменчивы.

– С какой интонацией надо читать? 

– Что значат слова: «с первым апреля надул»? 

– В каком значении они употреблены? 

– Прочитайте самостоятельно следующий абзац, найдите цитату, в которой заключена основная мысль.

– О какой черте характера Апреля это говорит?

Вывод. Апрель был трусливый, легкомысленный




Отвечают на вопросы.








– Олицетворение.

– Это синонимы.


– Ласковой, нежной, тревожной.

– Обманул.

– В переносном.

– «Ой, не твердое апрельское
слово»

V. Творческая работа

– Сядьте удобно, можете закрыть глаза. Предлагаю вам побыть писателями. Представьте свой образ Апреля. Придумайте сказку, рассказ или стихотворение
об Апреле.

– Я надеюсь, что вам понравилось сочинять, и желаю, чтобы фантазия никогда не покидала вас, а творчество было частью вашей жизни. У вас обязательно получится.

Оценивает результаты

Принимают и сохраняют учебные задачи.

Выполняют творческую работу

Ориентируются в своей системе знаний

VI. Итог урока. Рефлексия

– Что же Н. Сладков называет апрельскими шутками?

– Кто может с легкостью шутить?

– Зачем одушевляется образ Апреля?

– Какие приметы весны вы узнали?

– Какие открытия сделали на уроке?

– Чему научил вас урок?

– Кто доволен своей работой?

– Кто считает, что может работать лучше?

– Перемену погоды.

– Человек.

– Чтобы вызвать интерес слуша-
телей.

– В апреле все возможно в природе: и снег, и ветер, и солнце.

Осуществляют оценку учебной деятельности

Выделяют и осознают то, что уже усвоено
и что еще нужно усвоить, осознают качество
и уровень усвоения учебного материала

Домашнее

задание

Выполнить задания в тетради; подготовить выразительный пересказ текста

Записывают задание на дом, задают вопросы

Выделяют и осознают то, что уже усвоено
и что нужно еще усвоить