Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимодействия | Универсальные учебные действия | Форма контроля |
I. Актуализация знаний | Устный счет в игровой форме | Организует устный счет с целью актуализации знаний. • Найдите примеры с ответом 12. Запись: 16 – 6 7 + 5 8 + 3 10 + 2 6 + 9 5 + 6 6 + 6 12 – 0 7 + 4 | Отвечают на вопросы учителя по материалу предыдущего урока | Фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу | Устные ответы |
• Из 9 счетных палочек составьте 5 треугольников. Сверьте с образцом.  | Составляют треугольники | Фронтальна | Выполнение задания |
• В каждой строке вместо точек вставьте недостающие фигуры, сохранив порядок их чередования.  | Выполняют задания на формирование навыка устного счета | Фронтальная | Устные ответы |
II. Сообщение темы урока | Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задаёт вопросы, комментирует ответы. Предлагает сформулировать цель урока. – Рассмотрите рисунок на доске.  – Как называются эти геометрические фигуры? Название какой фигуры вы не знаете? – Прочитайте тему урока на доске. – Определите цели урока, используя опорные слова (см. с. 6). – Сегодня на уроке мы научимся строить эту фигуру и узнаем, как ее называют | Слушают и обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока | Фронтальная | Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Регулятивные: определяют тему и цели урока, последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата. Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Устные ответы |
III. Изучение нового материала | Фронтальная работа | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. – На прошлых уроках вы познакомились с лучом, научились его изображать, обозначать буквами, читать обозначения. Посмотрите, какой луч изображен на доске, прочитайте его обозначение.  Возьмем линейку со шкалой. Представим себе, что наша линейка, как и луч, бесконечна. Наложим шкалу линейки на луч ОХ так, чтобы начало шкалы 0 (нуль) совместилось с началом луча – точкой О, а шкала с числами расположилась по лучу ОХ:  Упростим рисунок: снимем изображение линейки и миллиметровые деления, оставив лишь числа 0, 1, 2, 3, ...  Получим луч, который называют числовым лучом. На числовом луче обычно рисуют стрелку (справа). Отрезок от 0 до 1 называют единичным отрезком. Единичный отрезок может быть любой длины. Числовой луч  | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение | Индивидуальная, фронтальная | Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике: определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу; наблюдают; делают самостоятельные простые выводы. Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; определяют план выполнения заданий на уроке под руководством учителя; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; используют в работе простейшие инструменты; корректируют выполнение задания в дальнейшем; оценивают свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения | Устные ответы. Выполнение задания в рабочей тетради |
Работа по учебнику. Задание 1 (с. 26) | – Рассмотрите числовой луч, изображенный в учебнике. Что вы видите? Где растет цветок? (В точке 0.) – Точку 0 называют началом числового луча. – Какой жук сидит дальше от цветка? (Красный жук сидит в точке 1, а синий – в точке 3, т. е. на расстоянии трех единичных отрезков от начала луча. Значит, синий жук сидит дальше от цветка.) – Что находится в точке 5? (Большой камень.) | Работают с линейкой. Рассматривают шкалу. Показывают начало отсчета | Фронтальная, индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
Задание 2 (с. 26) | – Положите перед собой линейку. Рассмотрите ее шкалу. – Покажите штрих с числом, которое обозначает начало отсчета. (Точка 0.) – Какое самое большое число написано на шкале линейки? – Покажите отрезок шкалы от 0 до 1, от 1 до 2, от 2 до 3 и так далее до конца шкалы | Читают название числового луча. Измеряют длину отрезков | Фронтальная, индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
Задание 3 (с. 26) | – Что изображено в учебнике? (Числовой луч.) – Прочитайте название луча. (ОX.) – Какой буквой обозначено начало луча (начало отсчета)? (О.) – Измерьте длину отрезков между двумя любыми соседними штрихами. (1 см.) – Сравните длины этих отрезков. (Они равны.) – Прочитайте определение, данное в учебнике (с. 27) | Читают определение числового луча в учебнике | Фронтальная | Устные ответы |
IV. Первичное осмысление и закрепление | Работа в печатной тетради № 1. Задание 9 | Задаёт вопросы. Комментирует ход решения. – Что изображено на рисунке? (Граф отношений «меньше» и граф отношений «больше».) – Какие правила помогут вам прочитать данные высказывания о числах? – Прочитайте все высказывания о числах на первом графе. Число 21 меньше числа 65. Число 65 меньше числа 70. – Каких стрелок не хватает? Изобразите их и прочитайте высказывания.  – Так как на графе точками отмечены три числа, то каждое из этих чисел должно соединяться синей стрелкой с каждым из двух других. Значит, появляется третье высказывание: число 21 меньше 70. – Рассмотрите второй граф. Каких стрелок не хватает?  Читаем высказывания: • 100 больше 70; • 90 больше 70; • 100 больше 80; • 90 больше 80; • 100 больше 90; • 80 больше 70. | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Изображают стрелки, которых не хватает. Читают высказывания по схеме | Индивидуальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике: отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; соотносят выполненное задание с образцом, предложен- ным учителем; используют в работе простейшие инструменты; корректируют выпол- ение задания в дальнейшем; оценивают свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи) | Выполнение задания в тетради |
Задание 12 | – Рассмотрите данные иллюстрации. – Что вы узнали по ним? – Какие задачи можно составить к этим рисункам? Варианты составленных задач: • Мама и сын отдыхали в деревне у бабушки с 3 июня по 9 июня. Сколько дней они отдыхали в деревне? • Миша и мама отдыхали на море с 10 июня по 15 июня. Сколько дней они были на море? • Мама и сын сначала отдыхали в деревне, с 3 июня по 9 июня, а потом – на море, с 10 июня по 15 июня. Сколько всего дней они были и в деревне, и на море? – Где и на сколько дней больше отдыхали мама с сыном? | Рассматривают иллюстрации. Составляют задачи. Решают задачу самостоятельно | Фронтальная, индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
Работа с учебником. Задание 10 (с. 29) | – Запишите выражения с помощью арифметических действий и вычислите их значения. 5 + 9 = 14 16 – 8 = 8 13 – 8 = 5 12 + 0 = 12 7 + 7 = 14 14 – 14 = 0 | Записывают выражения с помощью арифметических действий и находят их значения | Фронтальная, индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
Задание 11 (с. 29) | – Что означают выражения «на 5 больше»? «На 5 меньше»? Какие действия надо выполнить? – Устно ответьте на вопросы | Фронтальная | Устные ответы |
Задание 14 (с. 97) | – Прочитайте задание. Что известно? – Как называются числа при сложении? – Сколько вариантов ответа имеет эта задача? • Назовите все возможные варианты решения. Для выполнения задания необходимо составить правило перебора решений, которое исключит вероятность пропуска той или иной пары. Например, будем перебирать по порядку (начиная с наименьшего) возможные варианты первого слагаемого и находить (исходя из условия) второе слагаемое. – Заполните таблицу:  • Последние 5 решений повторяют первые пять решений, так как слагаемые в суммах одни и те же, но переставлены местами. Значит, в ответе указываем следующие возможные варианты пар: 0 и 9; 1 и 8; 2 и 7; 3 и 6; 4 и 5. – Прочитайте второе задание. – Можно ли перечислить все пары чисел, в результате вычитания которых получится 7? (Указать все такие пары невозможно.) – Как называются числа при вычитании? Решение:  | Отвечают на вопросы. Заполняют таблицу | Фронтальная, индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
Задание 15 (с. 29) | – Рассмотрите чертеж. Что изображено? – На какие отрезки разбивает отрезок АВ точка М? – На какие отрезки разбивает отрезок АВ точка С? – Сколько всего отрезков на чертеже? (Всего шесть отрезков: АВ, АМ, АС, ВС, ВМ, МС.) – Из суммы длин каких трех отрезков складывается длина отрезка АВ? Длины каких отрезков нам известны? Длину какого отрезка надо найти? – Запишите решение этой задачи. Решение: I способ: II способ: 1) 6 + 3 = 9 (см) 1) 18 – 6 = 12 (см) 2) 18 – 9 = 9 (см) 2) 12 – 3 = 9 (см) Ответ: МС = 9 см | Решают задачу разными способами | Фронтальная, индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
Задание 16 (с. 30) | – Какое отношение изображено на первом графе? (Отношение «меньше».) – Прочитайте все высказывания о числах на этом графе. (50 меньше 98; 34 меньше 50; 34 меньше 98; 34 меньше 41; 41 меньше 50; 41 меньше 90.) – Какое отношение показано на втором графе? (Отношение «больше».) – Прочитайте все высказывания о числах на этом графе. (78 больше 65; 96 больше 65; 96 больше 78; 78 равно 78; 65 равно 65; 96 равно 96.) | Читают высказывания о числах, изображенные с помощью стрелок | Фронтальная | Устные ответы |
Задание 19 (с. 30) | – Прочитайте задачу. – Что известно в задаче? Что надо узнать? – Запишите кратко условие задачи.  – Какое арифметическое действие надо выбрать, чтобы ответить на вопрос «на сколько меньше»? – Запишите решение этой задачи. | Решают задачу | Фронтальная, индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений | Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что нового узнали на уроке? – Что такое числовой луч? Как обозначают начало луча? – Что называют единичным отрезком? – Какие задания показались вам наиболее интересными? | Отвечают на вопросы | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Коммуникативные: выполняют построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: выполняют оценку результатов работы | Оценивание работы уча-щихся на уроке |
Домашнее задание | Поясняет домашнее задание. № 12, 13 (учебник); № 1 (рабочая тетрадь) | Записывают задание | Фронтальная | Наблюдение |