СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 130. ИНДИЙСКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ЗОЛОТАЯ РЫБА».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: совершенствовать навык сравнительного анализа текстов; содействовать развитию памяти, мышления, речи, воображения, творческих способностей; учить правильно оценивать уровень собственных учебных достижений; прививать интерес к творчеству А. С. Пушкина; способствовать воспитанию уважительного отношения друг к другу, стремления к взаимопомощи

Просмотр содержимого документа
«Урок 130. ИНДИЙСКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ЗОЛОТАЯ РЫБА».»

Урок 130. индийская народная сказка «Золотая рыба»
(
дополнительное чтение)

Тип урока: изучение нового материала

Педагогические задачи: совершенствовать навык сравнительного анализа текстов; содействовать развитию памяти, мышления, речи, воображения, творческих способностей; учить правильно оценивать уровень собственных учебных достижений; прививать интерес
к творчеству А. С. Пушкина; способствовать воспитанию уважительного отношения друг к другу, стремления к взаимопомощи

Планируемые результаты

Предметные: ориентируются в структуре и содержании сказки; различают главных и второстепенных героев, выражают свое отношение к ним; различают народные и авторские сказки

Метапредметные:

познавательные: овладевают навыками смыслового чтения; строят речевые высказывания; овладевают техникой чтения, приемами понимания произведения; составляют несложные монологические высказывания; осуществляют анализ, сравнение, делают выводы; овладевают навыком смыслового восприятия художественного текста;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия;

коммуникативные: допускают существование различных точек зрения; договариваются, приходят к общему решению

Личностные: высказывают свое отношение к героям прочитанных произведений, их поступкам

Образовательные ресурсы: модели обложек

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучаю-
щихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

Внимание, девочки!

Внимание, мальчики!

Заливистый школьный звонок

Позвал опять на урок

Проговаривают стихотворение, правила поведения на уроке.

Настраиваются на работу

Совместно договариваются и следуют правилам поведения и общения в школе

II. Актуализация знаний.

1. Задания для работы в парах

– Александр Сергеевич Пушкин написал:

• Сказку о…(попе и о работнике его Балде)

• Сказку о… (царе Салтане…)

• Сказку о… (рыбаке и рыбке)

• Сказку о… (мертвой царевне…)

• Сказку о… (золотом петушке)

Работают в парах и фронтально

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру

2. Задания для фронтальной

работы

– Найдите лишнего персонажа, чтобы поместить его
в соответствующую сказку.

1. «Сказка о попе и о работнике его Балде».

а) Поп; б) Бабариха; в) Бес.

2. «Сказка о царе Салтане…».

а) Гвидон; б) Черномор; в) Балда.

3. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

а) Шамаханская царица;

б) Елисей;

в) Чернавка.

4. «Сказка о золотом петушке».

а) Мудрец; б) Дадон; в) Соколко

III. Постановка учебной
задачи

– Назовите жанры фольклора, с которыми человек знакомится с рождения.

– Какой жанр вам нравится больше? Почему?

– Этот сказочный волшебный герой – представитель животного мира, поймать которого хотя бы раз в жизни мечтает не только ребенок, но и взрослый. Кто это?

ТАЛОЯЗО БРЫАК (запись на доске).

– Во многих странах мира (Германии, Франции, Англии, Китае и др.) есть сказки про жадную старуху. Индийская сказка называется «Золотая рыба». А вот в «Сказке о рыбаке и его жене» братьев Гримм старик поймал не золотую рыбку, а камбалу-рыбу. Одна из русских народных сказок называется «Золотая рыбка». По сюжету она очень близка к пушкинской; считается, что именно она легла в основу его «Сказки о рыбаке и рыбке».

Ребята, я приглашаю вас в гости к индийской сказке «Золотая рыба»

– Колыбельная, потешка, считалка, загадка, скороговорка, сказка.





– Золотая рыбка

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа
учителя.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи

IV. Работа
по теме урока.

1. Знакомство
с индийской народной сказкой

Читает сказку

Слушают учителя


Физкультминутка

Мы работали отлично,

Отдохнуть не прочь сейчас.

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки,

Улыбнитесь веселей!

Мы попрыгаем как зайки!

Сразу станем мы бодрей!

Потянулись и вздохнули!

Отдохнули? Отдохнули!

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

2. Работа над сказками (фронтальный опрос)

– Какими деталями отличается сказка А. Пушкина
от индийской?



– Как характеризует старика первый эпизод, где он встречается с рыбкой?


– Что можете сказать о его поведении во время первой беседы со старухой?



– Прочитайте эпизоды из сказки А. Пушкина о том, как изменялось «настроение» моря, золотой рыбки.

– Какое отношение вызывает у автора и народа золотая рыбка? Почему?

– Совпадает ли количество желаний, загаданных старухой, в обеих сказках?

– Сколько желаний обычно исполняется в сказках?

– Почему, на ваш взгляд, рыбка исполнила более трех
желаний?

– У А. Пушкина старик закидывал в море невод три раза,
в индийской народной – два
и т. д.

– Добрый, простодушный, не привык извлекать корысть из чужого несчастья.

– Искренне, просто, без сожаления все рассказывает, ничего не утаивает, но слабый и покорный, привык подчиняться.





– Нет.


– Три

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы

3. Работа над сказками
(сравнение)

Задание 1. Сравните, как живут старик и старуха в обеих сказках (жилище, работа старика).

Задание 2. Одинаковые ли в этих сказках исполнители желаний?

Задание 3. Где в сказках встречаются старики с исполнителями желаний?

Задание 4. Назовите действия старух в сказках, используя таблицу (см. Ресурсный материал), сравните сказки.

Выводы:

– Сказки очень похожи. Несмотря на небольшие различия, их смысл одинаковый: нельзя жадничать; надо беречь,
ценить то, что у тебя есть; чтобы что-то получить, нужно трудиться, работать; быть добрым по отношению к другим людям;

– герои в сказках отличаются друг от друга характерами, но в целом образы схожи (старухи – жадные, злые, ворчливые, вызывают чувство осуждения, неприязни; старики – слабовольные, трусливые, их жалко; исполнители желаний – добрые, справедливые, вызывают симпатию);

– все изученные произведения являются сказками, так как в них есть сказочные признаки (зачин, волшебные существа, волшебные превращения, образные выражения, финал, нравственный урок);

– А. С. Пушкин создал сказку на сюжет о жадности в стихотворной форме, индийская сказка – в прозе

Выполняют задания.








Делают выводы

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.

Формулируют ответы
на вопросы.

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний

V. Итог урока. Рефлексия

– Прочитайте измененные пословицы. Какое значение они приобрели?

• Без труда не вытащишь золотую рыбку из пруда.

• Не все то золотая рыбка, что блестит.

• Мала золотая рыбка, да дорога.

– Сформулируйте пословицы в первоначальном виде.

– В конце индийской сказки есть такие слова:

– Эх, жена, жена... Говорил ведь я тебе: много хочешь – мало получишь! Говорил я тебе: старуха, не жадничай, потеряешь и то, что имеешь. Ты моих слов тогда не слушала, а вышло-то по-моему! Так чего же теперь плакать?

– Какой вывод можно сделать?

– Какие выражения являются пословицами и поговор-
ками?

– Какими словами А. С. Пушкин заканчивает свою сказку?


– Оцените свою работу на уроке:

• На уроке я узнал …

• У меня получилось …

• Надо поработать …






Отвечают на вопросы учителя









…На пороге сидит его старуха,

А перед нею разбитое корыто

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения учебного материала.

Устанавливают связь между целью деятельности и ее результатом.

Осуществляют самоконтроль

Домашнее
задание

Придумать концовку или продолжение сказки

Записывают задание на дом, задают вопросы

Принимают и сохраняют учебную задачу


Ресурсный материал

Сравнительная таблица сказок со схожим сюжетом

Название

Сказка о рыбаке и рыбке

Золотая рыба

Автор

А. С. Пушкин

Индийский народ

Исполнитель желаний

Золотая рыбка

Золотая рыба

Образ старухи (жены)

Вредная, жадная, сварливая, сердитая, глупая, грубая, требовательная, своевольная

Вредная, жадная, сварливая, сердитая, старая,
глупая, грубая, требовательная, своевольная

Образ старика

Добрый, трусливый, слобохарактерный

Добрый, трусливый, слабохарактерный

Как старуха обращается

со стариком

Приказывает, даже бьет старика:

«Старика старуха забранила»;

«Еще пуще старуха бранится»;

«На чем свет стоит мужа ругает»;

«На него прикрикнула старуха,

На конюшне служить его послала»;

«Еще пуще старуха вздурилась»;

«Осердилася пуще старуха,

По щеке ударила мужа»;

«На него старуха не взглянула,

Лишь с очей прогнать его велела»

Приказывает старику, заставляет подчиняться

Количество исполненных желаний. Какие это желания

Четыре желания: корыто, изба, столбовая
дворянка, вольная царица

Два желания: достаток в доме, староста

Какое желание не было исполнено

Стать владычицей морскою

Стать над всей землей махараджей

Образ моря (реки)

1) Море слегка разыгралось.

2) Помутилося синее море.

3) Неспокойно синее море.

4) Почернело синее море.

5) На море черная буря:

Так и вздулись сердитые волны,

Так и ходят!

Так воем и воют

Замутилась в реке вода

Как были наказаны старик
и (или) старуха?

Осталась старуха у разбитого корыта

Все вернулось на свои места

Каков урок сказки?

Не жадничай, цени то, что имеешь, будь добр
к другим, трудись, чтобы чего-то добиться

Жадность к добру не приводит

Образные выражения в сказках

1) Чай, теперь твоя душенька довольна?

2) Белены объелся.

3) Не садися не в свои сани.

4) Остаться у разбитого корыта.

5) Поперек слово молвить.

6) Быть на посылках.

7) Простофиля

1) Будто из чистого золота.

2) Буду благодарен до самой смерти.

3) Поесть досыта.

4) Ума меньше, чем у младенца.

5) Большой человек.

6) Стать первым человеком.

7) Много хочешь – мало получишь

Пословицы к сказке

1) Дай с ноготок – запросит с локоток.

2) Только ума на деньги не купишь

Много желать – добра не видать