Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучаю- щихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организация начала урока | Внимание, девочки! Внимание, мальчики! Заливистый школьный звонок Позвал опять на урок | Проговаривают стихотворение, правила поведения на уроке. Настраиваются на работу | Совместно договариваются и следуют правилам поведения и общения в школе |
II. Актуализация знаний. 1. Задания для работы в парах | – Александр Сергеевич Пушкин написал: • Сказку о…(попе и о работнике его Балде); • Сказку о… (царе Салтане…); • Сказку о… (рыбаке и рыбке); • Сказку о… (мертвой царевне…); • Сказку о… (золотом петушке) | Работают в парах и фронтально | Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру |
2. Задания для фронтальной работы | – Найдите лишнего персонажа, чтобы поместить его в соответствующую сказку. 1. «Сказка о попе и о работнике его Балде». а) Поп; б) Бабариха; в) Бес. 2. «Сказка о царе Салтане…». а) Гвидон; б) Черномор; в) Балда. 3. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». а) Шамаханская царица; б) Елисей; в) Чернавка. 4. «Сказка о золотом петушке». а) Мудрец; б) Дадон; в) Соколко |
III. Постановка учебной задачи | – Назовите жанры фольклора, с которыми человек знакомится с рождения. – Какой жанр вам нравится больше? Почему? – Этот сказочный волшебный герой – представитель животного мира, поймать которого хотя бы раз в жизни мечтает не только ребенок, но и взрослый. Кто это? ТАЛОЯЗО БРЫАК (запись на доске). – Во многих странах мира (Германии, Франции, Англии, Китае и др.) есть сказки про жадную старуху. Индийская сказка называется «Золотая рыба». А вот в «Сказке о рыбаке и его жене» братьев Гримм старик поймал не золотую рыбку, а камбалу-рыбу. Одна из русских народных сказок называется «Золотая рыбка». По сюжету она очень близка к пушкинской; считается, что именно она легла в основу его «Сказки о рыбаке и рыбке». Ребята, я приглашаю вас в гости к индийской сказке «Золотая рыба» | – Колыбельная, потешка, считалка, загадка, скороговорка, сказка. – Золотая рыбка | Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя. Умеют оформлять свою мысль в устной речи |
IV. Работа по теме урока. 1. Знакомство с индийской народной сказкой | Читает сказку | Слушают учителя | |
Физкультминутка | Мы работали отлично, Отдохнуть не прочь сейчас. И зарядка к нам привычно На урок приходит в класс. | Выше руки, выше пятки, Улыбнитесь веселей! Мы попрыгаем как зайки! Сразу станем мы бодрей! | Потянулись и вздохнули! Отдохнули? Отдохнули! | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
2. Работа над сказками (фронтальный опрос) | – Какими деталями отличается сказка А. Пушкина от индийской? – Как характеризует старика первый эпизод, где он встречается с рыбкой? – Что можете сказать о его поведении во время первой беседы со старухой? – Прочитайте эпизоды из сказки А. Пушкина о том, как изменялось «настроение» моря, золотой рыбки. – Какое отношение вызывает у автора и народа золотая рыбка? Почему? – Совпадает ли количество желаний, загаданных старухой, в обеих сказках? – Сколько желаний обычно исполняется в сказках? – Почему, на ваш взгляд, рыбка исполнила более трех желаний? | – У А. Пушкина старик закидывал в море невод три раза, в индийской народной – два и т. д. – Добрый, простодушный, не привык извлекать корысть из чужого несчастья. – Искренне, просто, без сожаления все рассказывает, ничего не утаивает, но слабый и покорный, привык подчиняться. – Нет. – Три | Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы |
3. Работа над сказками (сравнение) | Задание 1. Сравните, как живут старик и старуха в обеих сказках (жилище, работа старика). Задание 2. Одинаковые ли в этих сказках исполнители желаний? Задание 3. Где в сказках встречаются старики с исполнителями желаний? Задание 4. Назовите действия старух в сказках, используя таблицу (см. Ресурсный материал), сравните сказки. Выводы: – Сказки очень похожи. Несмотря на небольшие различия, их смысл одинаковый: нельзя жадничать; надо беречь, ценить то, что у тебя есть; чтобы что-то получить, нужно трудиться, работать; быть добрым по отношению к другим людям; – герои в сказках отличаются друг от друга характерами, но в целом образы схожи (старухи – жадные, злые, ворчливые, вызывают чувство осуждения, неприязни; старики – слабовольные, трусливые, их жалко; исполнители желаний – добрые, справедливые, вызывают симпатию); – все изученные произведения являются сказками, так как в них есть сказочные признаки (зачин, волшебные существа, волшебные превращения, образные выражения, финал, нравственный урок); – А. С. Пушкин создал сказку на сюжет о жадности в стихотворной форме, индийская сказка – в прозе | Выполняют задания. Делают выводы | Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру. Формулируют ответы на вопросы. Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний |
V. Итог урока. Рефлексия | – Прочитайте измененные пословицы. Какое значение они приобрели? • Без труда не вытащишь золотую рыбку из пруда. • Не все то золотая рыбка, что блестит. • Мала золотая рыбка, да дорога. – Сформулируйте пословицы в первоначальном виде. – В конце индийской сказки есть такие слова: – Эх, жена, жена... Говорил ведь я тебе: много хочешь – мало получишь! Говорил я тебе: старуха, не жадничай, потеряешь и то, что имеешь. Ты моих слов тогда не слушала, а вышло-то по-моему! Так чего же теперь плакать? – Какой вывод можно сделать? – Какие выражения являются пословицами и поговор- ками? – Какими словами А. С. Пушкин заканчивает свою сказку? – Оцените свою работу на уроке: • На уроке я узнал … • У меня получилось … • Надо поработать … | Отвечают на вопросы учителя …На пороге сидит его старуха, А перед нею разбитое корыто | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения учебного материала. Устанавливают связь между целью деятельности и ее результатом. Осуществляют самоконтроль |
Домашнее задание | Придумать концовку или продолжение сказки | Записывают задание на дом, задают вопросы | Принимают и сохраняют учебную задачу |
Название | Сказка о рыбаке и рыбке | Золотая рыба |
Автор | А. С. Пушкин | Индийский народ |
Исполнитель желаний | Золотая рыбка | Золотая рыба |
Образ старухи (жены) | Вредная, жадная, сварливая, сердитая, глупая, грубая, требовательная, своевольная | Вредная, жадная, сварливая, сердитая, старая, глупая, грубая, требовательная, своевольная |
Образ старика | Добрый, трусливый, слобохарактерный | Добрый, трусливый, слабохарактерный |
Как старуха обращается со стариком | Приказывает, даже бьет старика: «Старика старуха забранила»; «Еще пуще старуха бранится»; «На чем свет стоит мужа ругает»; «На него прикрикнула старуха, На конюшне служить его послала»; «Еще пуще старуха вздурилась»; «Осердилася пуще старуха, По щеке ударила мужа»; «На него старуха не взглянула, Лишь с очей прогнать его велела» | Приказывает старику, заставляет подчиняться |
Количество исполненных желаний. Какие это желания | Четыре желания: корыто, изба, столбовая дворянка, вольная царица | Два желания: достаток в доме, староста |
Какое желание не было исполнено | Стать владычицей морскою | Стать над всей землей махараджей |
Образ моря (реки) | 1) Море слегка разыгралось. 2) Помутилося синее море. 3) Неспокойно синее море. 4) Почернело синее море. 5) На море черная буря: Так и вздулись сердитые волны, Так и ходят! Так воем и воют | Замутилась в реке вода |
Как были наказаны старик и (или) старуха? | Осталась старуха у разбитого корыта | Все вернулось на свои места |
Каков урок сказки? | Не жадничай, цени то, что имеешь, будь добр к другим, трудись, чтобы чего-то добиться | Жадность к добру не приводит |
Образные выражения в сказках | 1) Чай, теперь твоя душенька довольна? 2) Белены объелся. 3) Не садися не в свои сани. 4) Остаться у разбитого корыта. 5) Поперек слово молвить. 6) Быть на посылках. 7) Простофиля | 1) Будто из чистого золота. 2) Буду благодарен до самой смерти. 3) Поесть досыта. 4) Ума меньше, чем у младенца. 5) Большой человек. 6) Стать первым человеком. 7) Много хочешь – мало получишь |
Пословицы к сказке | 1) Дай с ноготок – запросит с локоток. 2) Только ума на деньги не купишь | Много желать – добра не видать |