Урок 14
РАЗВИТИЕ СВОБОДЫ ДВИЖЕНИЯ РУКИ.
ПРОВЕДЕНИЕ ЛИНИЙ СЛОЖНОЙ ТРАЕКТОРИИ
Цели деятельности педагога: научить писать линии сложной траектории; способствовать развитию фонематического слуха.
Планируемые результаты обучения.
Предметные: знают определение линии сложной траектории, гигиенические требования при письме; умеют ориентироваться в пространстве листа тетради и пространстве классной доски; проводить звуковой анализ слов; составлять схемы слов; подбирать слова с одинаковым звуком; интонационно выделять звуки; осуществлять поиск заданных звуков в словах – названиях картинок; получат возможность научиться писать линии сложной траектории.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – сравнение звукового состава слов; усвоение графических действий по проведению линий, начинающихся и заканчивающихся в заданных точках; логические – моделирование звуковой схемы слова; построение цепочки слов с заданным звуком по порядку; самостоятельное воспроизведение алгоритма графических действий на страницах прописей.
Регулятивные: умеют адекватно воспринимать оценку учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; высказывать собственную версию; вносить изменения в процесс деятельности с учетом своих ошибок.
Коммуникативные: умеют выстраивать конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Личностные: имеют желание учиться; осознают необходимость самосовершенствования; оценивают свою активность в деятельности; используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий; выражают доброжелательность во взаимоотношениях с учителем и одноклассниками.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
– Сегодня мы продолжаем работу со звуками. Кроме того, мы научимся проводить зигзагообразные линии и соединять точки в заданной последовательности.
II. Изучение нового материала.
Чистоговорка.
Лу-лу-лу – наточил Коля пилу.
Ли-ли-ли – суп соленый, не соли!
Скороговорка.
Пол мыла Лара.
Лиля Ларе помогала.
– Какой звук чаще других повторяется в скороговорке?
1. Работа по учебнику.
– Рассмотрите картинки в учебнике. Произнесите слова-названия, интонационно выделяя нужный звук. Какие звуки выделяли? (Звуки [л], [л’].)
2. Работа по картинкам в учебнике. Нахождение звуков [л], [л’], расположенных в начале и в середине слова (по схемам).
– Отгадайте загадку:
Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка.)
– Определите, какой звук надо выделить в слове «ложка»? (Первый.) Произнесите, интонационно выделяя этот звук. (Ллложка.)
3. Работа в парах.
– Найдите слова с таким же звуком.
Проверка работы.
– Назовите слова, в которых звук [л] в начале (в середине) слова. Какие слова вы не назвали? Почему?
– Догадайтесь, кто это: «Красивая, грациозная птица. Поднимает птица крыло – будто белый парус яхты взвился. На обидчиков и врагов она шипит». (Лебедь.)
– Какой звук надо выделить в слове «лебедь»? (Первый.)
– Произнесите, интонационно выделяя этот звук. (Льльльэбедь.)
– Найдите слова с таким же звуком.
4. Работа по карточкам. «Четвертый лишний».
Для читающих детей на карточках записаны слова, для нечитающих – картинки.
– Обведите «лишнее» слово (картинку).
лягушка, лошадь, лев, олень
лиса, лось, слон, ласточка
пальто, платок, валенки, гольфы
лодка, стол, телефон, стул


Раз, два, три, четыре, пять –
Будем пальчики считать.
Крепкие и дружные,
Все такие нужные.
(Сгибают пальцы в кулачки.)
На другой руке опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
(Загибают пальцы на левой руке.)
Пальчики быстрые,
(Сгибают пальцы в кулачки.)
Но не очень чистые.
(Смотрят на ладошки.)
5. Работа в прописи. Проведение линий заданной траектории.
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет?
(Солнце.)
– Рассмотрите рисунок. Что надо дорисовать? (Лучи.)
– Расскажите, как будет двигаться ваша рука. (Надо поочередно соединить синие точки.)
– Нарисуйте и раскрасьте лучи солнца. Облака должны быть разноцветными. Заштрихуйте (сверху вниз) самое маленькое облако синим карандашом. Розовым карандашом заштрихуйте облако справа от солнышка. Желтым карандашом заштрихуйте самое большое облако. (Выполнение.)
– Рассмотрите ежика. Сформулируйте задание.
6. Самостоятельная работа.
Работа на резервной странице в прописи: проведение заданных линий на рабочей строке.
– Опишите направление движения руки при написании элемента.
7. Работа в тетради «Я учусь писать и читать» (с. 11, 14).
– Назовите предметы, изображенные на верхней строке. Выделите голосом нужный звук в словах. (Стууул, сыыыр.)
– Почему соединили «сыр» и «мышь»? (В словах есть одинаковый звук «ы».)
– Назовите этот звук в других словах.
– Найдите слова со звуком [у].
– Подумайте, какое задание будем выполнять (с. 14).
– Посмотрите на условное обозначение вверху страницы. (Последний звук предыдущего слова будет первым звуком нового.)
– Чем эта страница тетради отличается от тех, на которых мы работали? (Надо соединить картинки и догадаться, какая картинка пропущена.)
– Назовите картинки в рамочках, двигаясь по часовой стрелке. (Аист, кот, иголка, сыр.)
– Назовите картинки, расположенные в середине страницы. (Танк, туфли, автобус, рыба.)
– Какая из этих картинок должна быть нарисована между аистом и котом? Для этого надо подумать, с какого звука должно начинаться следующее слово? (аисТ.)
– Каким звуком оно должно заканчиваться? (Кот.)
– Значит, слово начинается со звука [т] и оканчивается звуком [к]. Какое это слово? (Танк.)
– Соедините картинку «танк» с рамочкой.
– Поставьте карандаш в рамку, для которой ищем картинку. Движемся по часовой стрелке.
Аналогичная работа с остальными словами.
– Назовем цепочку слов – названий картинок – по порядку.
Аисттт – тттанккк – кккоттт – тттуфлиии – иииголкааа – ааавтобуссс – сссыррр – рррыбааа – аааист.
III. Итог урока.
– Чему вы научились на уроке? Какое задание было самым трудным?