СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 14. С. БАРУЗДИН «КАК АЛЕШКЕ УЧИТЬСЯ НАДОЕЛО».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с фрагментами биографии С. А. Баруздина, его произведением, обучения нахождению главной мысли в тексте; совершенствовать навыки чтения, умения анализировать и пересказывать текст; способствовать развитию речи, памяти, внимания, логического мышления, техники чтения и монологическо-диалогической речи, воображения, формированию умений и навыков работы с текстом, умения различать жанры; воспитывать чувства сопереживания и уважения, в том числе уважения к труду.

Просмотр содержимого документа
«Урок 14. С. БАРУЗДИН «КАК АЛЕШКЕ УЧИТЬСЯ НАДОЕЛО».»

Урок 14. С. Баруздин «Как Алешке учиться надоело»

Тип урока: комбинированный

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с фрагментами биографии С. А. Баруздина, его произведением, обучения нахождению главной мысли в тексте; совершенствовать навыки чтения, умения анализировать и пересказывать текст; способствовать развитию речи, памяти, внимания, логического мышления, техники чтения и монологическо-диалогической речи, воображения, формированию умений и навыков работы с текстом, умения различать жанры; воспитывать чувства сопереживания и уважения, в том числе уважения к труду

Планируемые результаты

Предметные: выделяют
в тексте пословицы; сравнивают произведения разных жанров; определяют главную мысль произведения

Метапредметные:

познавательные: овладевают навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; готовят рассказ на заданную тему;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;

коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты

Личностные: высказывают свое мнение, подтверждая собственными аргументами и авторитетным мнением; уважают мнение других

Образовательные ресурсы: таблицы с пословицами, аудиозапись песни «Чему учат в школе» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского), портрет С. Баруздина


Организационная структура урока


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

Веселый прозвенел звонок,

Мы начинаем наш урок.

– Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.

– Кто хочет стать настоящим читателем? А что для этого надо делать?

Психологически и эмоционально настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку: наличие тетради, учебника, пишущих принадлежностей

Владеют навыками психологической и эмоциональной настроенности на работу на уроке

II. Подготовка обучающихся

к изучению нового материала

Звучит песня «Чему учат в школе».

– О чем эта песня? Какие мысли у вас возникли при ее прослушивании?

– Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня
на уроке?

– Правильно, сегодня мы поговорим о школе и о знаниях, которые мы получаем в процессе обучения. Знания играют большую роль в жизни каждого из нас. Русский народ сложил много пословиц о знаниях,
об учебе.

– Из предложенных пословиц выберите только те, которые относятся к теме «Знания, учение».

• Век живи, век учись.

• Красна птица пеньем, а человек уменьем.

• Ученье свет, а неученье тьма.

• Грамоте учиться – всегда пригодится.

• Учеба и труд рядом идут

Слушают песню.


– О школе, об уроках.

Формулируют цели урока. Работают
в парах.

Выделяют существенную информацию из текста.




Осуществляют анализ, синтез, сравнение; рассуждают.

Читают пословицы, объясняют их смысл

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой
проблеме.

Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа
учителя.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи

Физкультминутка

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – вспорхнула и присела,

На четыре – улетела

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

III. Объяснение нового
материала.

1. Рассказ учи-теля о С. Баруздине

– Сегодня мы познакомимся с произведением писателя, поэта и участника Великой Отечественной войны С. Баруздина. В своих произведениях он рассказывает нам о том, что сам видел, за что боролся и отважно сражался. Также он очень любил животных, природу (показывает портрет писателя).

Рассказывает о писателе (см. Ресурсный материал)

Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.


Выделяют существенную информацию из текста.


Слушают

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой
проблеме.

Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа
учителя.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний

2. Первичное чтение учителем произведения «Как Алешке учиться
надоело»

– Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом
С. Баруздина «Как Алешке учиться надоело».


3. Словарная
работа

Латинские буквы – буквы латинского алфавита; употребляются, например, в названиях лекарств в рецепте

Объясняют значение слов

4. Первичное чтение произведения



– О ком этот рассказ?

– В каком классе учился Алешка?

– Почему Алешка ушел из школы?

Читают 1-ю часть произведения по абзацам (хорошо читающие ученики).

– Этот рассказ о мальчике Алешке.

– Мальчик учился в первом классе.

– Алешка ушел из школы потому,
что ему надоело учиться, он решил, что уже все умеет

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы

5. Повторное чтение

– Давайте еще раз прочитаем эту часть рассказа, выделим нужные эпизоды, подготовимся к пересказу.

– Как можно озаглавить эту часть рассказа?


– Сколько лет исполнилось Алешке?

– Зачем мальчик пошел в школу?

 

– Как учился Алешка?



– Попробуйте пересказать эту часть рассказа от имени Алешки.

– Как вы думаете, что сделает Алешка, когда придет домой?

Читают текст по цепочке по абзацам.


– Эту часть рассказа можно озаглавить «Надоело учиться».

– Мальчику исполнилось семь лет.

– Алешка пошел в школу, чтобы научиться читать и писать.

– Алешка учился хорошо, он и книжку мог прочесть, и слова написать, и числа сложить.

Пересказывают текст от имени маль-чика.

Высказывают свои предположения

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру

Физкультминутка

Раз – подняться, подтянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Будто пух в руках, не гири!

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

6. Повторное чтение произведения (по ролям) и работа над содержанием текста

Чтение 1-й части.

1. Озаглавьте эту часть.

2. Выскажите предположение: что сделает Алешка, когда придет домой?

Чтение 2-й части.

1. Почему Алешка не смог написать рецепт?

2. Как мама отнеслась к поступку сына?

3. Попробуйте придумать заглавие ко 2-й части
рассказа.

Чтение 3-й части.

1. Почему Алешка решил вернуться в школу?

2. Как бы вы поступили на месте Алешки?

Выделяют существенную информацию из текста

Осознанно и произвольно строят высказывания в устной форме; осуществляют процессы анализа, синтеза, сравнения; рассуж-
дают.

Формулируют ответы
на вопросы по содержанию прочитанного произведения

IV. Итог урока.

Рефлексия

– О чем вы думали, размышляли, читая рассказ?

– Что вам дал для жизни этот урок?

– Что на вас произвело наибольшее впечатление?

– Что узнали нового? Что хотели бы узнать еще?

– Какое задание понравилось? Почему?

– С каким настроением заканчиваете урок?

– Какой вывод для себя сделали?

Отвечают на поставленные вопросы, слушают ответы одноклассников

Умеют осуществлять
самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности; оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Домашнее

задание

Подготовить выразительное чтение и пересказ рассказа С. Баруздина «Как Алешке учиться надоело»

Записывают задание на дом, задают вопросы

Выделяют и осознают то, что уже усвоено
и что еще нужно
усвоить

Ресурсный материал

Рассказ учителя о С. А. Баруздине

Сергей Алексеевич Баруздин – известный писатель, автор многих книг для детей и юношества. Когда началась война, Сергею Алексеевичу Баруздину было всего 15 лет – на фронт его не взяли. Но бороться за победу можно было не только на фронте. Он оставил школу, пошел работать рабочим на типографию. После смены вместе со взрослыми копал траншеи. В 17 лет его все-таки взяли в армию – рядовым артиллерийской разведки.

Сергей Алексеевич оборонял Москву, брал Берлин, освобождал Прагу. Вернулся в Москву бывалым воином. Его рассказы и повести познавательны, они раскрывают мир наших четвероногих и пернатых друзей, его произведения повествуют о хороших людях, проявляющих свои характеры и душевные качества в общении с миром животных, с природой.