СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 15. МЕТР. СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЕДИНИЦАМИ ДЛИНЫ.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать условия для развития умений измерять длину и расстояние с помощью измерительных инструментов: линейки, метровой линейки, рулетки, сравнивать величины, выраженные в единицах длины; совершенствовать умения решать задачи; развивать внимание и логическое мышление.

Просмотр содержимого документа
«Урок 15. МЕТР. СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЕДИНИЦАМИ ДЛИНЫ.»

Урок 15. Метр. Соотношения между единицами длины

Цели деятельности учителя

Создать условия для развития умений измерять длину и расстояние с помощью измерительных инструментов: линейки, метровой линейки, рулетки, сравнивать величины, выраженные в единицах длины; совершенствовать умения решать задачи; развивать внимание и логическое мышление

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: называть единицы длины; выполнять измерения с помощью измерительных инструментов: линейки, метровой линейки, рулетки; сравнивать величины, выраженные в единицах длины; моделировать ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы, рисунка; получат возможность научиться: выбирать единицу длины при выполнении измерений; обосновывать выбор арифметических действий для решения задач.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): познавательные – приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; коммуникативные – оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; регулятивные – оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «Чего я не знаю и не умею?»).

Личностные: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, анализировать причины неудач

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие

компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы
совзаимодействия

Универсальные
учебные действия

Форма
контроля

I. Актуализация знаний

Устный счет

в игровой форме

Организует устный счет с целью актуализации знаний.

• Отгадайте, имя какого сказочного героя здесь зашифровано. Какая буква лишняя?

Отвечают на вопросы учителя по материалу предыдущего урока. Выполняют задания
на формирование навыка устного счета

Фронтальная

Личностные: осознают
свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления

о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятель-

но продолжают их по установленному правилу

Устные ответы

• Какую из этих задач вы можете решить, а какую – нет? Почему?


а) Таня полила шесть грядок огурцов.

Сколько грядок ей осталось полить?

б) На шахматной доске 20 фигур. Из них 13 черных, остальные – белые. Сколько белых фигур на шахматной доске?

Читают текст.

Решают
задачу

Фронтальная

Устные ответы

• Сколькими способами можно прочитать слово «маршрут»?

м р р т

а ш у

м р р т

а ш у

Решают комбинаторную
задачу

Фронтальная

Устные ответы

• Маша, Оля и Настя заняли призовые места в соревнованиях на коньках. Маша не заняла ни первое, ни второе место. Оля не пришла первой. Какое место заняла каждая из девочек?

Решают комбинаторную
задачу

Фронтальная

Устные ответы

II. Сообщение темы урока

Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задаёт вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Мы с вами умеем измерять длины небольших предметов с помощью обычной линейки, получая результаты в сантиметрах. А как быть, если нам надо пойти в магазин и купить отрез ткани на пальто? Неужели продавец будет отмерять ткань такой линеечкой, как наша? Ни один продавец такой линейкой не пользуется, так как в сантиметрах длину большого куска ткани отмерять очень неудобно. Продавцы всегда используют деревянную линейку, которая называется портновским метром.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с крупной единицей измерения – метром

Слушают
и обсуждают тему урока.

Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока

Фронтальная

Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Регулятивные: определяют тему и цели урока, последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата.

Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Устные ответы

III. Изучение нового материала

Работа по учебнику.

Задание 1
(с. 36)

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

Метр – это более крупная, чем сантиметр и даже дециметр, единица длины. В метрах измеряют, например, длину куска ткани или обоев, длину и ширину комнаты. При этом, например, для измерения длины комнаты используют рулетку – длинную, свернутую в рулон, ленту, на которую нанесена шкала. Рулетки бывают разной длины – метровые, двухметровые, трехметровые, пятиметровые, двадцатиметровые и другие.

– Назовите известные вам единицы измерения длины в порядке их увеличения.

– Как обозначаются сантиметр и дециметр? (Как см и дм; при этом обозначения записываются без точек в конце.)

– Метр обозначается буквой м (без точки).

– Прочитайте записи на доске:

4 м, 45 м, 4 м 8 дм, 42 м 8 дм 9 см.

– Рассмотрите рисунок в учебнике (с. 35). Какие инструменты для измерения длины здесь изображены? (Ученическая линейка, классная метровая линейка, рулетка.)

– Что вы будете измерять каждым инструментом?

– Прочитайте текст на с. 35.

– Используя классную метровую линейку, заполните пропуски в таблице соотношений между единицами длины.

1 м = … дм 1 м = … см 1 дм = … см

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Заполняют пропуски в таблице соотношений между единицами длины

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: осознают
свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике: определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продол- жают их по установленному правилу; наблюдают; делают самостоятельные простые выводы.

Регулятивные: определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; оценивают свое задание.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения

Устные ответы.

Выполнение задания в рабочей тетради

Задание 2
(с. 36)

– Прочитайте записи

Читают величины

Фронтальная

Устные ответы

Задание 3
(с. 36)

– Закончите фразы, вставив пропущенные единицы длины.

• Высота дерева 2 м.

• Спортсмены пробежали дистанцию 100 м.

• Длина спички 4 см.

• Школьники приняли участие в заплыве на 50 м.

– Объясните, почему вы выбрали именно эту единицу длины. Можно ли ее заменить на какую-нибудь другую?

Работают самостоятельно. Выбирают подходящие единицы длины

Фронтальная

Устные ответы

Задание 4
(с. 36)

– Измерьте свой рост, длину своего шага и запишите в тетрадь результаты измерений

Измеряют свой рост, длину своего шага

Фронтальная

Устные ответы

IV. Первичное осмысление и закрепление

Работа в печатной тетради № 1.

Задание 2

Задаёт вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся.

Запись: 10 см меньше 1 м;

49 дм меньше 5 м;

80 см больше 7 дм;

5 дм меньше 60 см

Отвечают на вопросы. Сравнивают меры длины

Индивидуальная

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике, отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения

задания; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий на уроке; соотносят

выполненное задание с образцом, предложенным учителем; используют в работе простейшие инструменты; корректируют выполнение задания в дальнейшем; оценивают свое задание
по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи)

Выполнение задания в тетради

Задание 5

Длина ручки см. Это дм см

Записывают каждую мерку в дециметрах
и сантиметрах

Индивидуальная

Выполнение задания в тетради

Работа по учебнику.

Задание 8
(с. 37)

• На первый взгляд кажется, что жуки находятся на одинаковом расстоянии от финиша. Но это впечатление обманчиво.

• Выполните измерения. (Жук № 2 ближе к финишу, чем другой участник соревнования.)

Выполняют измерения

Индивидуальная

Устные ответы

Задание 10

(с. 37)

Проводит игру «Соревнование».

– Сколько вам удастся решить примеров за одну минуту?

Через минуту учитель определяет победителя игры

Выполняют сложение
и вычитание

Индивидуальная

Выполнение задания в тетради

Задание 12

(с. 38)

– Прочитайте задачу.

– Что известно? Что требуется узнать?

– Запишите кратко условие задачи.

Запись:

– Решите задачу по действиям

Решают
задачу

Фронтальная, индивидуальная

Выполнение задания в тетради

Задание 13

(с. 38)

– Дополните текст, придумайте вопрос так, чтобы получилась задача. (Сколько ключей осталось в связке? На сколько меньше ключей отцепили, чем было в связке первоначально? На сколько больше ключей осталось в связке, чем отцепили?)

Дополняют текст задачи

Индивидуальная

Устные ответы

Задание 14

(с. 39)

– Рассмотрите чертеж. Какую палочку надо убрать, чтобы осталось 3 одинаковых квадрата?

Выполняют практические действия на счетных палочках

Индивидуальная

Устные ответы

Задание 15

(с. 39)

– Прочитайте задачу. Что вам известно? Что требуется узнать?

– Сможете ли вы решить эту задачу? (Это задача с недостающими данными.)

– Как надо изменить условие этой задачи, чтобы она имела решение? (Надо указать либо число подосиновиков, либо число подберезовиков, найденных в лесу.)

– Можно ли выбрать любое число подосиновиков или подберезовиков? (Так как число подберезовиков на 8 больше, чем подосиновиков, то число подосиновиков мы можем выбрать произвольно, а вот число подберезовиков должно быть обязательно больше 8.)

– Верно, если число подберезовиков равно 8, то тогда получается, что подосиновиков не нашли совсем
(8 – 8 = 0), а это не соответствует условию задачи. Если же число подберезовиков меньше 8, например 6, то получается, что задача не имеет решения, так как невозможно вычислить число подосиновиков (6 – 8 = ?).

– Придумайте недостающее данное и решите задачу самостоятельно

Решают
задачу

Фронтальная, индивидуальная

Выполнение задания в тетради

V. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полу-
ченных на уроке сведений

Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что нового узнали на уроке?

– Назовите крупную единицу длины. Какие инструменты используют для измерения длины?

Проводят самооценку, рефлексию

Индивидуальная, фронтальная

Коммуникативные: выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные: выполняют оценку результатов работы

Оценивание работы уча-щихся

на уроке

Домашнее
задание

Поясняет домашнее задание.

№ 9 (учебник); № 1, 4 (рабочая тетрадь)

Записывают задание

Фронтальная

Наблюдение