СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

УРОК 16. Земля и Луна – двойная планета

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта к уроку №16 в 10 классе по астрономии

Просмотр содержимого документа
«УРОК 16. Земля и Луна – двойная планета»

УРОК 16. Земля и луна – двойная планета

Тип урока: «открытие» нового знания

Задачи: исследовать астрофизические особенности системы Земля-Луна

Планируемые результаты

Предметные : научится характеризовать природу Земли, перечислять физические условия на поверхности луны, описать ее внутреннее строение, перечислять результаты исследований; получат возможность научиться объяснять различные лунных морей и материков, процессы формирования поверхности Луны; сравнить внутреннее строение Луны и Земли; характеризовать химический состав лунных парод

Метапредметные :

  • Познавательные – интерпретировать информацию о физических характеристиках Земли и Луны ; приводить доказательства того, что Земля и Луна – двойная планета;

  • Регулятивные- соотносить знания, полученные в курсе географии, о природе Земли и извлеченные из учебника – о природе Луны; выполнять самостоятельную работу , использую инструкцию; выдвигать гипотезы , планировать познавательную деятельность;

  • Коммуникативные – выражать логически верные обоснованные высказывания; обосновать мнения относительно перспектив освоения Луны

Личностные: организовывать целенаправленную и познавательную деятельность работы; высказывать убежденность в возможности познания окружающего мира, единстве методов изучения Земли и Луны

Образовательные ресурсы: учебник, электронная презентация, карты полушария Луны, глобус Луны

Организованная структура урока

Этап урока

Содержания деятельности учителя

Содержания деятельности учащегося

(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

1

2

3

4

1.организационно-мотивационный этап

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта.

-Здравствуйте, уважаемые учащиеся. На прошлом уроке мы говорили о Солнечной системе как комплексе тел, имеющих общее происхождение. А.Н. Томилин называет гипотезу О.Ю. Шмидта о происхождении тел Солнечной системы «теорией захвата». Поясните суть такого названия

Настраиваются на учебную деятельность.

Высказывают свое мнение, приводя обоснования


Построение логических устных высказываний

2.актуализация жизненного опыта учащихся

- Охарактеризуйте этапы формирования Солнечной системы согласно современной гипотезе, основанной на теории О.Ю. Шмидта

-Какие характеристики Земля подтверждают теорию О.Ю.Шмидта?

Организует обсуждение ответов на вопросы учебника


Участвуют в обсуждении. Высказывают собственную точку зрения

Отвечают на вопросы учебника (с. 85)


Использование научной теории для объяснения наблюдаемых астрофизических планет Солнечной системы

3.Выявления затруднения и формулировка целей деятельности

-Что объединяет планеты солнечной системы в две группы?

-Какие характеристики делают каждую планету Солнечной системы уникальной?

-Какие еще объекты включают в состав Солнечной системы?

-Чтобы наши представления были системными, каждую группу объектов Солнечной системы мы рассмотрим отдельно . Но начнем с самого уникального. Тема нашего сегодняшнего урока –«Земля и Луна – двойная планета».

-На какие вопросы вы хотели бы ответить в ходе урока?

-Сформулируйте цель сегодняшнего урока.

- Чтобы охарактеризовать любую планету, нам необходимо разработать план этой характеристики. Обдумайте и предложите те параметры, согласно которым можно изучить планету

Участвуют в обсуждении.

Выдвигают предположения

В совместной беседе формулируют вопросы, на которые необходимо ответить, далее- цель урока.

В ходе обсуждения совместно с учителем приходят к плану характеристики планет Солнечной системы:

1 особенности строения оболочек планет

2 характеристики рельефа планет

3 физические характеристики планет (температура, массам, радиус, продолжительность суток, сидерический период обращения).

4 химический состав оболочек планет

5 отличительные особенности планет

Выдвижения гипотезы. Постановка цели познавательной деятельности. Планирование познавательной деятельности

4. Открытие нового знания учащимся

Предлагает, используя разработанный план , охарактеризовать Землю и Луну.

Организует сравнения характеристики планет

Используя карту полушарий Луны / глобус Луны, предлагает вопросы

-Что отличает понятие «море», «материки» и «кратеры» о отношению к рельефу Луны от их применения по отношения к Земле?

-Те характеристики обеих планет, о которых мы говорили, получили значительное уточнение после вывода на орбиту искусственных спутников Земли , Луны, высадка космических аппаратов, в том числе пилотируемых, на поверхность Луны.

Предлагает заполнить таблицу, используя данные предложения 8 учебника

Используя материал учебника &17, характеризуют планеты в виде таблицы:

параметр

Земля

Луна

1.



….



Представляют результаты работы.

Отвечают на вопросы.

Используя данные учебника, заполняют таблицу :

Год

Цель КА

Результат исследования





Анализ информации. Представленной в различных видах. Работа с текстом научного содержания

5.. Включение нового знания в систему

-В чем состоит сходство внутреннего строения Луны и Земли, в чем – различие?

-Какие факторы повлияли на различия рельефа Земли и Луны?

-В чем сходство и различие химического состава земного и лунного грунтов ?

-В теме нашего урока есть словосочетание «двойная планета».

Откройте в учебнике приложения 1 (с.214) и поясните, почему можно говорить не отдельно о Земле и Луне как планете и ее спутнике, а о двойной планете


Отвечают на вопросы

В совместной беседе с учителем анализируют сравнение массы, радиусов Земли и Луны, приходя к выводу о системе Земля-Луна

Осуществление логических операций мышления – сравнения, анализа, обобщения, сериации

6.. рефлексия деятельности

-Как изменилась после сегодняшнего урока ваше представление о небесном теле – Земля?

-какие новые характеристики мы открыли на сегодняшнем уроке о нашем ближайшем небесном соседе- Дуне?

Демонстрирует изображения траектории движения системы Земля – Луна вокруг Солнца

-Поясните наблюдаемые траектории планет

Отвечают на рефлексивные вопросы

Саморефлексия деятельности на уроке

7.домашнее здание

Учебник &17.

Практическая работа «Поведение наблюдения рельефа Луны с использованием простейших устройств (бинокля)».

Примечание: используется Приложение 9 учебника «указания к наблюдениям лунной поверхности»

Записывают домашнее задание
















- Охарактеризуйте этапы формирования Солнечной системы согласно современной гипотезе, основанной на теории О.Ю. Шмидта

-Какие характеристики Земля подтверждают теорию О.Ю.Шмидта?

Организует обсуждение ответов на вопросы учебника

Участвуют в обсуждении. Высказывают собственную точку зрения

Отвечают на вопросы учебника (с. 85)

Настраиваются на учебную деятельность.

Высказывают свое мнение, приводя обоснования