СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 19. Гласные после шипящих.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Гласные после шипящих

Просмотр содержимого документа
«Урок 19. Гласные после шипящих.»

Урок 19 Русский язык 10 класс

Тема. Гласные после шипящих

Цели: обобщить знания учащихся о правописании гласных после шипящих в разных морфемах (корни, суффиксы, оконча­ния); отрабатывать навыки «узнавания» орфограммы, условий ее выбора, графического обозначения; учить учащихся видеть ню­ансы лексического значения слова.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Орфограммы из домашнего упражнения объясняются учащи­мися по цепочке или по выбору учителя. Одновременно несколько человек работают с карточками. Общее задание к каждой карточке состоит в следующем. Вставьте пропущенные буквы. Укажите условия выбора орфограммы (к словам с проверяемой безударной гласной подберите проверочное слово, к словам с чередующимися гласными в корне укажите условия выбора орфограммы).

Карточка 1

Скл..нение существительных, придираться по пустякам, вым..кнуть под д..ждем, сильно встр..хнуть, газовая г..релка, р..шить уравне­ние, почтенный возр..ст, оказаться рядом, глубокое впечатление, про л., гать путь, п..тно на одежде, прот..реть зерк..ло.

Карточка 2

Отл..жить все д..ла, испуганно см..лкать, соб..рательный образ, быстро приближаться, легко угов..рить, неприкосновенный запас, прозрачно нам..кать, широкая р..внина, промокательная бумага, сг..реть со стыда, хорошее нач..нание, острый пл..вник.

Карточка 3

Преклоняться перед талантом, знаменитый п..вец, предложить погулять, р..вноправные партнеры, сл..гка заг..реть, загл..нуть к друзьям, пож..нать пл..ды, м.жать сухари в мол..ко, становить­ся взрослым, начинающие пл..вцы, серьезные оп..сения, выр..сли в саду.

Карточка 4

Отр..сль промышленности, сравнение веЛоЧин, тв..рить д..бро, пол..жительный момент, зар..внять участок, непром..каемый плащ.., в..селая з..рница, покл..нитьсяз..мле-матушке, проск„читьводвор, х..роший ЗоГар, распл..вить металл.



II. Работа по теме урока

1. Введение в проблему.

Учащимся раздаются листы с упражнением.

      1. а) Расч…ска с редкими зубьями, ч..рствый хлеб, тонкая беч..вка, ж..сткий характер, частая реш..тка, звонкая пощ..чина, шелковистая ш..рстка, ч…рный цвет, ж..лчный человек, ж..луди на земле, ч..порная дама, зач..ет по географии, спелый крыж…вник, тихий ш..рох;

б) горький ш…колад, играть на бандж.., недавно проложенное ш..ссе, искусный ж..нглер.

      1. а) Старый сундуч..к, старая одеж..нка, озорной мальч..нка;

б) камыш..вый кот, холщ..вый мешок, плюш..вый мишка, моч..ные яблоки, испеч…нный пирог;

в) в комнате было свеж.., говорить общ.., проверить ещ.. раз.

      1. а) Ковш..м, гаражом, товарищ..м, плеч..м, сторож..м, левш..й, ловкач…м, шалаш….м;

б) стриж…т, печ..шь, береж..т;

в) рыж.го, колюч…го, горюч..го, лучш..го, чуж…го.


Просмотреть текст упражнения и определить, почему его материал разделен на три группы (а внутри групп еще на несколько частей).

Вы­вод: орфограммы, связанные с правописанием гласных после шипящих, сосредоточены в корнях, суффиксах, а также окончаниях слов разных частей речи.

Определяют правило, которому подчиняет­ся каждая группа слов в упражнении, и выполняют упражнение.

Материал упражнения дает возможность обобщить материал по теме. Для закрепления знаний разработать таблицу, в которой в си­стематизированном виде будут представлены все правила пра­вописания гласных после шипящих и ц в морфемах слов разных частей речи.

Таблица 6

Буквы о, е, ё после шипящих

Правописание гласных о, ё после шипящих зависит в первую очередь от того, в какой части слова находится гласная — в корне, суффиксе или окончании


Буквы е, ё, о после шипящих в корнях слов


Пишется ё

Примеры

Пишется о

Примеры


Под ударением, если в форме того же слова или в однокоренных словах есть чередова­ние с е

Шёпот — шеп­тать,

чёлка — чело

Если нет чере­дования с е

Шорох («шероховатый» не является родственным, а имеет омо­нимичный ко­рень), крыжовник,

чопорный, шорты


В некоторых случаях употребление о или ё зависит от ча­сти речи слова: так, в корнях -жёг-/-жог- ё пишется в глаголах и при­частиях, а о — в существительных. Например, ожёг (что сделал?) руку, но сильный ожог (что?)


Буквы о, е, ё после шипящих в суффиксах


1. Имя существительное


Пишется е

Примеры

Пишется о

Примеры


В безударном положении

Доч-еньк-а

Под ударением

Книж-онк-а, мыш-онок,

друж-ок


Правило не действует:

1) в суффиксах существительных, образованных от глаголов, пишет­ся ё (ночёвка от ночевать);



  1. в суффиксе -ёр- всегда пишется ё (дирижёр, стажёр, коммивояжёр);

  2. в суффиксах существительных в форме род. п. мн. ч. пишется о, которое является беглым (княжон — княжна): о в этих случаях входит в состав суффикса, а окончание нулевое


2. Имя прилагательное


Пишется е

Примеры

Пишется о

Примеры


В безударном положении

Плюш-ев-ый, беж-ев-ый

Под ударением

Еж-ов-ый, парч-ов-ый


В суффиксе -ен- кратких прилагательных пишется е (ве­чен — вечный)


3. Наречие


Пишется е

Примеры

Пишется о

Примеры


В безударном положении

Певуч-е

Под ударением

Общ-о


В наречии «ещё» под ударением пишется ё


4. Полные и краткие страдательные причастия, отглагольные прилагательные


Пишется ё

Примеры

Пишется е

Примеры


Под ударением

сгущ-енн-ый,

туш-ён-ый,

реш-ён

В безударном положении

потуш-ен, краш-ен-ый


Буквы о, е, ё после шипящих в окончаниях


1. Существительное и прилагательное


Пишется о

Примеры

Пишется е

Примеры


Под ударением

Плащ-ом, чуж-ого

В безударном положении

Товарищ-ем, свеж-его


2. Глагол


Пишется ё

Примеры



Под ударением

Печ-ёшь, теч-ёт


3. Местоимение


Пишется ё

Примеры



В формах пр. п.

местоимения

что

О чём

2. Выборочный диктант.

Учитель читает стихотворение «Арбатский дворик» Б. Окуд­жавы. Определяется главная мысль стихотворения

Во время второго прочтения ученики записывают в тетрадях не весь текст, а только слова, которые содержат в себе изучаемую на уроке орфограмму. Учащиеся должны графически обозначить условия выбора орфограммы: поставить, где это необходимо, уда­рение, выделить морфему, в которой обнаружена орфограмма.

Арбатский дворик ...

А годы проходят, как песни.

Иначе на мир я гляжу.

Во дворике этом мне тесно,

И я из него ухожу.


Ни почестей и ни богатства

Для дальних дорог не прошу,

Но маленький дворик арбатский

С собой уношу, уношу.


В мешке вещевом и заплечном

Лежит в уголке небольшой

Не слывший, как я, безупречным

Тот двор с человечьей душой.


Сильнее я с ним и добрее.

Что нужно еще?

Ничего.

Я руки озябшие грею

О теплые камни его.



Учащиеся должны выписать следующие слова: вещ-ев-ом (прил.), небольш-ой (прил.), душ-ой (сущ.), ещё (нареч., искл.).



III. Итог урока