Урок 19 Русский язык 10 класс
Тема. Гласные после шипящих
Цели: обобщить знания учащихся о правописании гласных после шипящих в разных морфемах (корни, суффиксы, окончания); отрабатывать навыки «узнавания» орфограммы, условий ее выбора, графического обозначения; учить учащихся видеть нюансы лексического значения слова.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Орфограммы из домашнего упражнения объясняются учащимися по цепочке или по выбору учителя. Одновременно несколько человек работают с карточками. Общее задание к каждой карточке состоит в следующем. Вставьте пропущенные буквы. Укажите условия выбора орфограммы (к словам с проверяемой безударной гласной подберите проверочное слово, к словам с чередующимися гласными в корне укажите условия выбора орфограммы).
Карточка 1
Скл..нение существительных, придираться по пустякам, вым..кнуть под д..ждем, сильно встр..хнуть, газовая г..релка, р..шить уравнение, почтенный возр..ст, оказаться рядом, глубокое впечатление, про л., гать путь, п..тно на одежде, прот..реть зерк..ло.
Карточка 2
Отл..жить все д..ла, испуганно см..лкать, соб..рательный образ, быстро приближаться, легко угов..рить, неприкосновенный запас, прозрачно нам..кать, широкая р..внина, промокательная бумага, сг..реть со стыда, хорошее нач..нание, острый пл..вник.
Карточка 3
Преклоняться перед талантом, знаменитый п..вец, предложить погулять, р..вноправные партнеры, сл..гка заг..реть, загл..нуть к друзьям, пож..нать пл..ды, м.жать сухари в мол..ко, становиться взрослым, начинающие пл..вцы, серьезные оп..сения, выр..сли в саду.
Карточка 4
Отр..сль промышленности, сравнение веЛоЧин, тв..рить д..бро, пол..жительный момент, зар..внять участок, непром..каемый плащ.., в..селая з..рница, покл..нитьсяз..мле-матушке, проск„читьводвор, х..роший ЗоГар, распл..вить металл.
II. Работа по теме урока
1. Введение в проблему.
Учащимся раздаются листы с упражнением.
а) Расч…ска с редкими зубьями, ч..рствый хлеб, тонкая беч..вка, ж..сткий характер, частая реш..тка, звонкая пощ..чина, шелковистая ш..рстка, ч…рный цвет, ж..лчный человек, ж..луди на земле, ч..порная дама, зач..ет по географии, спелый крыж…вник, тихий ш..рох;
б) горький ш…колад, играть на бандж.., недавно проложенное ш..ссе, искусный ж..нглер.
а) Старый сундуч..к, старая одеж..нка, озорной мальч..нка;
б) камыш..вый кот, холщ..вый мешок, плюш..вый мишка, моч..ные яблоки, испеч…нный пирог;
в) в комнате было свеж.., говорить общ.., проверить ещ.. раз.
а) Ковш..м, гаражом, товарищ..м, плеч..м, сторож..м, левш..й, ловкач…м, шалаш….м;
б) стриж…т, печ..шь, береж..т;
в) рыж.го, колюч…го, горюч..го, лучш..го, чуж…го.
Просмотреть текст упражнения и определить, почему его материал разделен на три группы (а внутри групп еще на несколько частей).
Вывод: орфограммы, связанные с правописанием гласных после шипящих, сосредоточены в корнях, суффиксах, а также окончаниях слов разных частей речи.
Определяют правило, которому подчиняется каждая группа слов в упражнении, и выполняют упражнение.
Материал упражнения дает возможность обобщить материал по теме. Для закрепления знаний разработать таблицу, в которой в систематизированном виде будут представлены все правила правописания гласных после шипящих и ц в морфемах слов разных частей речи.
Таблица 6
Буквы о, е, ё после шипящих
Правописание гласных о, ё после шипящих зависит в первую очередь от того, в какой части слова находится гласная — в корне, суффиксе или окончании | |
Буквы е, ё, о после шипящих в корнях слов | |
Пишется ё | Примеры | Пишется о | Примеры | |
Под ударением, если в форме того же слова или в однокоренных словах есть чередование с е | Шёпот — шептать, чёлка — чело | Если нет чередования с е | Шорох («шероховатый» не является родственным, а имеет омонимичный корень), крыжовник, чопорный, шорты | |
В некоторых случаях употребление о или ё зависит от части речи слова: так, в корнях -жёг-/-жог- ё пишется в глаголах и причастиях, а о — в существительных. Например, ожёг (что сделал?) руку, но сильный ожог (что?) | |
Буквы о, е, ё после шипящих в суффиксах | |
1. Имя существительное | |
Пишется е | Примеры | Пишется о | Примеры | |
В безударном положении | Доч-еньк-а | Под ударением | Книж-онк-а, мыш-онок, друж-ок | |
Правило не действует: 1) в суффиксах существительных, образованных от глаголов, пишется ё (ночёвка от ночевать); | |
| в суффиксе -ёр- всегда пишется ё (дирижёр, стажёр, коммивояжёр); в суффиксах существительных в форме род. п. мн. ч. пишется о, которое является беглым (княжон — княжна): о в этих случаях входит в состав суффикса, а окончание нулевое |
| 2. Имя прилагательное |
| Пишется е | Примеры | Пишется о | Примеры |
| В безударном положении | Плюш-ев-ый, беж-ев-ый | Под ударением | Еж-ов-ый, парч-ов-ый |
| В суффиксе -ен- кратких прилагательных пишется е (вечен — вечный) |
| 3. Наречие |
| Пишется е | Примеры | Пишется о | Примеры |
| В безударном положении | Певуч-е | Под ударением | Общ-о |
| В наречии «ещё» под ударением пишется ё |
| 4. Полные и краткие страдательные причастия, отглагольные прилагательные |
| Пишется ё | Примеры | Пишется е | Примеры |
| Под ударением | сгущ-енн-ый, туш-ён-ый, реш-ён | В безударном положении | потуш-ен, краш-ен-ый |
| Буквы о, е, ё после шипящих в окончаниях |
| 1. Существительное и прилагательное |
| Пишется о | Примеры | Пишется е | Примеры |
| Под ударением | Плащ-ом, чуж-ого | В безударном положении | Товарищ-ем, свеж-его |
| 2. Глагол |
| Пишется ё | Примеры | |
| Под ударением | Печ-ёшь, теч-ёт |
| 3. Местоимение |
| Пишется ё | Примеры | |
| В формах пр. п. местоимения что | О чём |
2. Выборочный диктант.
Учитель читает стихотворение «Арбатский дворик» Б. Окуджавы. Определяется главная мысль стихотворения
Во время второго прочтения ученики записывают в тетрадях не весь текст, а только слова, которые содержат в себе изучаемую на уроке орфограмму. Учащиеся должны графически обозначить условия выбора орфограммы: поставить, где это необходимо, ударение, выделить морфему, в которой обнаружена орфограмма.
Арбатский дворик ...
А годы проходят, как песни.
Иначе на мир я гляжу.
Во дворике этом мне тесно,
И я из него ухожу.
Ни почестей и ни богатства
Для дальних дорог не прошу,
Но маленький дворик арбатский
С собой уношу, уношу.
В мешке вещевом и заплечном
Лежит в уголке небольшой
Не слывший, как я, безупречным
Тот двор с человечьей душой.
Сильнее я с ним и добрее.
Что нужно еще?
Ничего.
Я руки озябшие грею
О теплые камни его.
Учащиеся должны выписать следующие слова: вещ-ев-ом (прил.), небольш-ой (прил.), душ-ой (сущ.), ещё (нареч., искл.).
III. Итог урока