СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 20 А. ПЛЕЩЕЕВ «ТРАВКА ЗЕЛЕНЕЕТ», Я. ТАЙЦ «ВСЁ ЗДЕСЬ», К. ЧУКОВСКИЙ «РАДОСТЬ», М. ЕСЕНОВСКИЙ «МОЯ НЕБОЛЬШАЯ РОДИНА». ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ. Я. ТАЙЦ «ПО ЯГОДЫ».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель деятельности педагога: создать условия для закрепления понятия «рассказ», выделения особенностей литературного произведения, для развития навыка выразительного чтения, умения чувствовать юмор стихотворения.

Просмотр содержимого документа
«Урок 20 А. ПЛЕЩЕЕВ «ТРАВКА ЗЕЛЕНЕЕТ», Я. ТАЙЦ «ВСЁ ЗДЕСЬ», К. ЧУКОВСКИЙ «РАДОСТЬ», М. ЕСЕНОВСКИЙ «МОЯ НЕБОЛЬШАЯ РОДИНА». ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ. Я. ТАЙЦ «ПО ЯГОДЫ».»

Урок 20
А. ПЛЕЩЕЕВ «ТРАВКА ЗЕЛЕНЕЕТ»,
Я. ТАЙЦ «ВСЁ ЗДЕСЬ»
, К. Чуковский «радость»,
М. Есеновский «Моя небольшая родина».
Дополнительное чтение. Я. Тайц «По ягоды»

Цель деятельности педагога: создать условия для закрепления понятия «рассказ», выделения особенностей литературного произведения, для развития навыка выразительного чтения, умения чувствовать юмор стихотворения.

Планируемые результаты (УУД):

личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать;

метапредметные: регулятивные – осуществляют действие по образцу и заданному правилу; познавательные – знакомятся с содержанием произведений, понимают фактическое содержание текста; строят речевые высказывания в устной форме; владеют техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; коммуникативные – воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят информацию, необходимую для ее решения, оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

предметные: научатся читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказка) и отвечать на вопросы по содержанию; различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу; получат возможность научиться сравнивать тексты сказок и стихотворений, загадок и пословиц.

Сценарий урока

I. Сообщение темы и постановка целей урока.

На слайде:

…Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года…

А. С. Пушкин

− Сегодня вы познакомитесь с произведениями разных жанров, тем и авторов. В конце урока попробуем определить, что их объединяет.

II. Изучение нового материала.

Учитель читает стихотворение.

Отчего сегодня ива и шумна, и говорлива,

Хоть пока ещё она без листвы черным-черна?..

Оттого, что услыхала ива, как невдалеке

Треснул лёд и сразу стало неспокойно на реке...

Значит, скоро, очень скоро будет тёплая пора

И зима без разговора уберётся со двора.

Будет солнце, будут ветры, будет неба синева,

И опять украсит ветви серебристая листва.

И опять увидит ива, как по зеркалу реки

Поплывут неторопливо звёзд оживших огоньки…

Г. Ходырев

− О каком времени года рассказывает поэт? (Весна пришла к нам в гости.)

Учащиеся выразительно читают стихи.

Растопило солнце снег,

Радость на сердце у всех,

Птицы весело запели,

Слышен звонкий стук капели,

И ручьи бурлят, и птички

В гнёздах сели на яички.

Небо чисто-голубое.

Что с природою такое?

О. Дружкова

Весна! Весна! Как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака.

Е. Баратынский

− Оцените выразительность чтения по следующим критериям: чёткость, соблюдение пауз, логических ударений, эмоциональность, умение находить нужную интонацию.

– У каждого времени года свои приметы. Что происходит весной? Какие приметы весны вы знаете?

1. Работа со стихотворением А. Плещеева «Травка зеленеет».

Выразительное чтение учителем.

− Какое настроение создаёт это стихотворение? Выберите из предложенных вариантов: грустное, радостное, безразличное, торжественное. Какие изменения в природе заметил поэт?

Выполнение заданий 1, 2, 3 в учебнике.

Беседа о птицах.

− Ярко светит солнце, тает снег, появились подснежники, за ними насекомые, а затем птицы. Летят птицы через широкие моря, через высокие горы, летят через пустыни, степи, леса. Усталые, измученные, прилетают птицы в родные места.

− Какие птицы возвращаются к нам из тёплых стран?

На слайдах представлены тексты загадок о перелётных птицах:

Он прилетает каждый год

Туда, где домик его ждёт.

Чужие песни петь умеет,

А всё же голос свой имеет.

(Скворец.)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

(Ласточка.)

Высоко под облаками,

Над полями и лугами,

Словно выпорхнув спросонок,

Песнь заводит … (жаворонок).

Посмотрите – выше крыш

Небо режет быстрый … (стриж).

Всех перелётных птиц черней,

Враг личинок, друг полей,

Взад-вперёд по пашне вскачь.

И зовётся птица – … (грач).

Кто в лесу у нас гадает

И про жизнь твою все знает?

Прокукует – подсчитаешь,

Сколько жить тебе, узнаешь!

Птичка, серая подружка,

А зовут её … (кукушка).

Рассказ о давнем русском обычае – весеннем празднике «Прилёт жаворонков».

На Руси был древний обычай: весной пекли специальные пряники-жаворонки. Ребятишки забирались на крышу и пели заклички.

На слайде представлен текст заклички (чтение «птичьим базаром»).

Жаворонок, прилети,

Красну весну принеси:

Нам-то зима надоела,

Весь хлеб у нас поела.

Зима, зима, ступай за моря –

Там пышки пекут, кисели варят,

Зиму манят…

− Тем самым завлекали весну. Как вы думаете, почему птицы возвращаются весной? Какая птица принесла весну в стихотворении А. Плещеева? Что принесла с собой ласточка? В каком темпе надо читать: быстро, медленно, умеренно? Передайте интонацией своё отношение к читаемому?

Чтение стихотворения учащимися.

− Значение какого слова вам не понятно?

Сени − в деревенских избах и в старину в городских домах − помещение между жилой частью дома и крыльцом.

Заучивание стихотворения наизусть и пробное выразительное чтение.

Выполнение заданий в тетради под руководством учителя.

− Каким цветом вы раскрасили треугольник в модели обложки? (Зелёным, это стихотворение о природе.) Назовите автора и заголовок стихотворения.

– Прочитайте народную и авторскую загадку о птицах. Какие слова помогли вам найти отгадки?

– Пофантазируйте, о чём будут разговаривать синичка и ласточка, которая вернулась из тёплых стран на родину.

– Откройте содержание учебника, пролистайте книгу. В каких произведениях вы читали о наступлении весны?

− Ребята, а вам нравится весна? Чем? Почему?

Весна приглашает нас прогуляться. Какого цвета весна? (Зелёная.) А может весна быть золотой?

Учитель читает стихотворение.

Опять пришла к нам весна золотая,

Опять проснулись леса и поля,

И звенит, и поёт, расцветая,

Под вешним солнцем родная земля.

– Угадайте, куда мы попали:

• Безбрежно, да не море,

• Волны катят, да не водные.

• Корабли пройдут – все волны уберут.

(Хлебное поле.)

Показ изображения хлебного поля.

Золотист он и усат,

В ста карманах – сто ребят.

(Колос.)

Сегодня на земле, а завтра – на столе.

(Хлеб.)

Чтение пословиц о хлебе.

Слайд:

• Хлеб всему голова.

• Хлеб без труда не родится никогда.

• Без печки холодно, без хлеба голодно.

• Хлеб – наше богатство.

− Как вы понимаете смысл этих пословиц?

Есть в мире ценности, которые никогда не утратят своего значения. Это воздух, земля, вода, солнце, жизнь человека. В один ряд с этими словами можно поставить и слово «хлеб». Хлеб – это вечный символ жизни, здоровья, труда, благополучия, богатства. Со мной согласен и писатель Я. Тайц, который написал о хлебе рассказ «Всё здесь». Как это верно!

2. Работа с рассказом Я. Тайца «Всё здесь».

Самостоятельное первичное чтение.

Выполнение заданий 1, 2 в рабочей тетради (под руководством учителя), задания 1 в учебнике.

Чтение по ролям.

− Что такое хлеб? Что относится к хлебу?

− Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Художник так увидел бабушку, а как вы её представляете?

Пожилые люди, пережившие голод, войну, свято чтят старинный обычай – сгрести в ладонь хлебные крошки со стола и съесть. Соблюдая его, люди как бы обращаются к хлебу на «Вы», высказывают ему своё почтение. И мы должны бережно относиться к хлебу, ведь в него вложен труд многих людей и тепло человеческих рук.

− Сколько труда надо приложить, чтобы вырастить хлеб?

Заранее подготовленные дети выразительно читают стихи.

За лесами, за лугами раздаётся в поле гром:

Это тракторы плугами пашут лёгкий чернозём.

Гребнем частым, борона, расчеши земельку!

Приготовим для зерна мягкую постельку.

* * *

Всему начало плуг и борозда,

Поскольку борозда под вешним небом

Имеет свойство обернуться хлебом.

Не забывай об этом никогда:

Всему начало хлеб и борозда.

* * *

На широкие долины вышли новые машины.

Глянь в раскрытое окно – сеют сеялки зерно.

Сколько в это зёрнышко вложено труда

Знают только солнышко, ветер и вода.

− Теперь, ребята, вы тоже знаете, как хлеб растёт.

Хлеб созрел, но к нам на стол

Прямо с поля не пошёл.

Работа в парах.

− Восстановите порядок, в котором хлеб проходит путь от зерна до каравая. (На доске открывается запись.)

Привезти хлеб в магазин (6).

Испечь хлеб (5).

Обмолотить колосья (1).

Привезти зерно на элеватор (2).

Смолоть зерно в муку (3).

Привезти муку на хлебозавод (4).

Выполнение задания 3 в рабочей тетради.

Учитель читает стихотворение.

Стал ветряк уже не годен*

Староват и маловат.

Заменил его сегодня

Мукомольный комбинат.

По цехам пройдёшь – порядок:

Закрома полны муки,

Зёрна мелют автоматы –

Очень умные станки.

Автомат замесит тесто,

Автомат развесит тесто,

Автомат нарежет тесто

И отправит тесто в печь…

– Обратите внимание на противоречие. Говорят: «хлебу нет цены». А мы идём в магазин и покупаем хлеб за реальные деньги. Объясните, как это возможно?

Вывод: В хлебе – здоровье, сила, чудесное тепло. Этого купить нельзя.

У С. Михалкова есть стихотворение «Булка».

БУЛКА

Три паренька по переулку,

Играя будто бы в футбол,

Туда-сюда гоняли булку

И забивали ею гол.

Шел мимо незнакомый дядя,

Остановился и вздохнул.

И, на ребят почти не глядя,

К той булке руку протянул.

Потом, насупившись сердито,

Он долго пыль с нее сдувал

И вдруг спокойно и открыто

При всех ее поцеловал.

– Вы кто такой? – спросили дети,

Забыв на время про футбол.

– Я пекарь! – человек ответил

И с булкой медленно ушел.

И это слово пахло хлебом

И той особой теплотой,

Которой налиты под небом

Моря пшеницы золотой.

− К чему призывает Сергей Михалков детей и взрослых? (Ценить и беречь хлеб, он очень трудно даётся, он так же дорог, как и сама жизнь.)

Слайд: Берегите хлеб вы, люди,

Научитесь хлеб беречь!

Н. Тихонов

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Облако, облако! Белое, хорошее,

Подари нам, облако, капельку дождя.

(дети поднимают руки вверх.)

Маленькое зёрнышко нами в землю брошено

(дети изображают сеятелей),

Маленькому зёрнышку без воды нельзя

(дети через стороны поднимают руки вверх).

3. Продолжение работы по теме.

Учитель читает стихотворение.

Если в небе ходят грозы,

Если травы расцвели,

Если рано утром росы

Гнут былинки до земли,

Если в рощах над калиной

Вплоть до ночи гул пчелиный,

Если солнышком согрета

Вся вода в реке до дна, –

Значит, это уже лето!

Значит, кончилась весна!

И. Суриков

Лето – это время созревания ягод, сбора урожая овощей и фруктов.

Игра «Собери в лукошко».

− Прочитайте загадки и соберите в лукошко отгадки.

На слайдах тексты загадок.

На кусточке под листочки бусинки подвешены:

Чёрненькие бусинки оказались вкусненьки! (Черника.)

Вкус у ягоды хорош, но сорви её, поди-ка:

Вся в колючках, будто ёж, потому и … (ежевика).

И красна, и кисла – на болоте росла. (Клюква.)

Листики с глянцем, ягодки с румянцем,

А сами кусточки – не больше кочки. (Брусника.)

Весной – белёная, летом – зелёная,

Осенью – калёная, зимой – хвалёная. (Рябина.)

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Малина.)

Ягоды не сладость,

Зато глазу радость,

Лесам – украшенье,

Дроздам – угощенье. (Калина.)

Три сестры летом зелёные,

К осени одна краснеет,

Другая белеет, третья чернеет. (Смородина.)

− Что собрали мы в лукошко? (Ягоды.)

4. Дополнительное чтение рассказа Я. Тайца «По ягоды».

− Я. Тайц приглашает нас вместе с бабушкой и Надей пойти по ягоды. Какой ягоды нет у нас в лукошке? какое растение может о себе так сказать:

Я – капелька лета на тоненькой ножке.

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня – тот и рад поклониться,

А имя дала мне родная землица. (Земляника.)

Слушание, выполнение заданий в учебнике и тетради (работа в парах).

Карточка 1.

Выразительное чтение рассказа Э. Шима «Брат и младшая сестра».

«Санька и его младшая сестричка Варя идут из леса. Набрали земляники, несут в кузовках.

Моя бабушка поглядела и говорит:

– Что же ты, Саня… Маленькая Варя больше тебя набрала!

– Ещё бы! – отвечает Санька. – Ей нагибаться не надо, вот и набрала больше.

И вдруг вижу, как Санька незаметно от Вари подсыпает ягоды ей в кузовок. Варя отвернётся, а он возьмёт и подсыплет».

− Почему маленькая Варя приносила ягод больше, чем брат? Из каких строк видно, что Саня очень любит маленькую сестрёнку? Перечитайте эти предложения.

Карточка 2.

Выразительное чтение стихотворения.

Земляничка возле пня

Всем сказала:

– Нет меня! –

Оглянулась – и потом

Притаилась под листом.

Солнца луч её нашёл,

Закричал:

– Нехорошо!

Обманула! Ай-ай-ай!

Земляничка, вылезай.

Покраснела ягода

И сказала: «Ябеда…»

Беседа о ягодах.

− Что вы знаете о землянике? (Ответы детей.)

Земляника не только вкусная, но и полезная ягода. Её применяют при простудных заболеваниях, при малокровии. Очень полезны земляничное варенье и чай, заваренный с листьями земляники.

Поляна, на которой растёт земляника, называют «поляной здоровья».

– Запомните, ребята:

Если ягоды не знаешь,

Лучше ты её не рви,

Если ягоды не знаешь,

В рот её ты не клади.

Ягоды берите аккуратно,

Не топчите зря кусты,

Чтоб сюда другие люди

После вас могли прийти.

− Расскажите свои истории о героях рассказа Я. Тайца.

Слово об авторе.

Яков Моисеевич Тайц родился в апреле 1905 года в Литве, но большую часть жизни прожил в Москве. Мечтал стать художником, а стал писателем. Он написал около ста рассказов и три повести. Лучшие его рассказы – о том, что понятно каждому человеку. Они учат справедливости, честности, презрению к трусам и обманщикам.

На слайде список его рассказов: «Коньки», «Сливовый нос», «Счастье», «Неугасимый свет», «Летом».

− Читайте рассказы Тайца и, возможно, они помогут вам понять и почувствовать окружающий мир.

− О чём вы сегодня читали? Что было главным? Чему научили вас произведения?

5. Слушание стихотворения К. Чуковского «Радость».

− А теперь у нас «Радость»! (Учитель читает стихотворение, дети следят по тексту.)

Работа с текстом: выполнение заданий 1, 2, 3 в учебнике и чтение по строфам.

Выполнение заданий в тетради под руководством учителя.

Слайд: «Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный». (И. Андроников.)

На слайде: портрет К. И. Чуковского.

– Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.

Книги Корнея Чуковского живут и будут долго жить.

Работа с выставкой книг.

На выставке представлены книги: «Айболит», «Тараканище», «Федорино горе», «Бармалей», «Муха-цокотуха», «Телефон».

Чтение отрывков из книг по выбору детей.

Викторина «Знатоки сказок Чуковского».

…Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушёными грибами…

(«Путаница».)

…А в Большой Реке крокодил лежит,

И в зубах его не огонь горит –

Солнце красное… («Краденое солнце».)

…Вдруг из маминой из спальни, кривоногий и хромой,

Выбегает умывальник и качает головой… («Мойдодыр».)

…Маленькие дети! Ни за что на свете

Не ходите в Африку, в Африку гулять!.. («Бармалей».)

…И рада и счастлива вся детвора:

«Приехал, приехал! Ура! Ура!..» («Айболит».)

– Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием. «Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей».

Вспомните загадки К. Чуковского, с которыми вы познакомились на страницах букваря и учебника литературного чтения.

На слайдах представлены тексты загадок, изученные ранее по учебникам «Букварь» и «Литературное чтение».

Был белый дом, чудесный дом,

И что-то застучало в нём.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо –

Такое тёплое, такое

Пушистое и золотое.

(Яйцо и цыплёнок.)

Я лаю со всякой собакой.

Я вою со всякой совою,

И каждую песню твою

Я вместе с тобою пою.

Когда же вдали пароход

Быком на реке заревёт,

Я тоже реву: У-у-у! (Эхо.)

Чтение загадок жужжащим чтением.

Учитель читает отрывки из стихотворений «Головастики», «Бутерброд».

− Стихи Чуковского великолепно звучат, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее. Они приносят всем радость.

Выразительное чтение стихотворения «Радость».

III. Итог урока.

− Хорошо мы с вами погуляли с весной и летом! Много узнали, но пришла пора возвращаться домой.

Учитель читает стихотворение М. Есеновского «Моя небольшая родина».

Выполнение заданий в учебнике.

Упражнение в выразительном чтении (под руководством учителя). Пробное выразительное чтение.

Самостоятельная работа в тетради.

− Объясните смысл пословицы: «Дома и стены помогают».

− Что мы родиной зовём? Что считать родиной?

Родина нас окружила

Дивной своей красотой,

Родина нам подарила

Воздух степной и лесной,

Берег крутой с быстрой рекой,

Синее небо над головой.

Выставка рисунков «Моя небольшая родина».

Слайд: «Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца». К. Паустовский.

− Что такое родина? Послушайте стихотворение З. Александровой «Родина» и сравните своё мнение с мнением автора.

Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка-скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор,

В лужах первые кораблики,

Где недавно был каток,

И большой соседней фабрики

Громкий, радостный гудок.

Или степь, от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Проверка выполнения задания 3 в рабочей тетради.

− Что объединяет такие разные по жанрам и темам произведения?

− Спасибо за урок, за работу. Берегите, любите, охраняйте родную природу.

Пойми живой язык природы –

И скажешь ты: «Прекрасен мир!»

Для самостоятельной работы: придумать историю о маленьком кусочке хлеба, сушке или прянике.