Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучаю-щихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организация начала урока | – Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами. На сегодняшнем уроке мы будем Думать, размышлять, На вопросы отвечать, План рассказа составлять, Выразительно читать | Психологически и эмоционально настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку: наличие тетради, учебника, пишущих принадлежностей | Владеют навыками психологической и эмоциональной настроенности на работу на уроке |
II. Постановка учебной задачи | – Чтобы узнать, что мы сегодня будем изучать, вам нужно отгадать загадку. Днем спит, ночью летает, Ухает, людей пугает. В темноте горят глаза – Всем мышам она гроза. (Сова.) – Автор называет сову ласково – совушка. Как вы думаете, почему? – Правильно, откройте учебник на с. 66 и назовите автора произведения «Совушка» | Отгадывают загадку. – Он любит животных. – В. Беспальков | Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру. Осуществляют логические действия |
III. Работа по теме урока. 1. Прогнозирование содержания текста на основе заголовка, иллюстрации | – Посмотрите на иллюстрацию. Как вы думаете, о чем этот рассказ? | Высказывают свои предположения |
2. Самостоятельное чтение текста и проверка предположений | – Прочитайте текст самостоятельно. | Читают произведение | Владеют навыками осознанного чтения |
3. Беседа по вопросам | – О ком рассказывает автор? – Кто действующие лица рассказа? – Подтвердились ли наши предположения по содержанию рассказа? – Какой рассказ: грустный или веселый? Почему вы так считаете? | Отвечают на вопросы | Формулируют ответы на поставленные вопросы. Владеют способами конструктивного взаимодействия |
4. Чтение по частям и анализ каждой части | Чтение 1-й части и беседа по вопросам. – Прочитайте 1-ю часть. – Как звали главного героя? – Найдите и прочитайте, что Федотка делал в лесу. – Кого Федотка встретил в лесу? – Что сказала Федотке сова в ответ на его действия? – Почему улетела сова? Чтение 2-й части и беседа по вопросам. – Прочитайте 2-ю часть. – Какие беды случились в семье Федотки осенью? – Почему это случилось? – Почему Федотка обиделся на мышей? Чтение 3-й части и беседа по вопросам. – Прочитайте 3-ю часть. – Куда собрался Федотка утром? – Зачем Федотка отправился в лес? – Почему он не взял с собой рогатку? – Кого он встретил в лесу? – Найдите и прочитайте разговор старушки и Федотки. – Что произошло потом? Чтение 4-й части и беседа по вопросам. – Прочитайте 4-ю часть. – Где проснулся Федотка утром? – Как Федотка догадался, что он разговаривал не со старушкой, а с совушкой? – Чему обрадовался отец Федотки? | – Федотка. – Искал «в кого бы камнем из рогатки пустить». – Сову. – «Погоди, подумай». – Федотка хотел выстрелить в нее из рогатки. – Суслики съели зерно, зайцы – капусту, мыши – припасы. – Улетела сова. – Съели сыр, который он любил. – В лес. – Хотел найти сову. – Думал, что сова испугается и улетит навсегда. – Старушку. – Старушка накормила мальчика и спать уложила. – Дома. – Пестрый платок, похожий на перья, исчез. – Прилетела совушка | Умеют договариваться, находить общие решения. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру. Проявляют уважительное отношение к труду. Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками, навыками выразительного и осознанного чтения. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы |
Физкультминутка | Совушка-сова Совушка-сова, Большая голова, На пеньке сидит, | Головой вертит, Во все стороны глядит, Да ка-а-ак Полетит! | Руки ребенка поднимаем вверх | Выполнение движения по тексту | Действуют согласно инструкции учителя |
5. Анализ произведения. 1) Работа с иллюстрацией. 2) Характеристика главных героев. 3) Выявление личностного отношения к прочитанному | – Рассмотрите иллюстрацию к тексту и найдите отрывок, к которому она подходит по содержанию. – Каким вы себе представляете Федотку? – Как вы думаете, правильно ли вел себя Федотка? – Что вам нравится в Федотке? – Как вы относитесь к поступку Федотки? – Как вы думаете: Федотка понял, что нельзя так поступать? – Как автор относится к Федотке? Почему? | Отвечают на вопросы | Умеют договариваться, находить общие решения. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру. Владеют способами конструктивного взаимодейст-вия со взрослым и сверстниками. Осуществляют контроль и оценку учебных действий |
6. Выполнение заданий в рабочей тетради | – Откройте рабочую тетрадь на с. 26, прочитайте задание 1. – Что требуется выполнить? – Сначала сделайте самостоятельно, затем проверьте. – Теперь выполним задание 2. Что требуется сделать? – Делаем самостоятельно, проверяем | – Записать, какие чувства вызывает рассказ. – Найти, как называли совушку |
IV. Обобщающая беседа | – Что автор осуждает в этом рассказе? – Чему учит эта история? | Отвечают на вопросы | Формируют свое мнение |
V. Итог урока. Рефлексия | – Понравилась ли вам эта история? – Какой мы можем сделать вывод из этого рассказа? – Что запомнилось на уроке? – Как оцениваете свою деятельность на уроке? | Подводят итоги. Осуществляют самооценку | Осуществляют постановку вопросов (инициативное сотрудничество). Выделя-ют и осознают то, что уже усвоено |
Домашнее задание | Перечитать и пересказать рассказ | Записывают задание, задают уточняющие вопросы | Принимают и сохраняют учебные задачи |