СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 26. Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социально-историческая комедия. 8 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основное содержание урока Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории, исторической теме в художественном произведении. Исторические произведения в творчестве Гоголя (с обобщением изученного в 5—7 классах). История создания и постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение к комедии современной писателю критики, общественности. Развитие представлений о комедии. Фрагменты комедии в актёрском исполнении.  

Просмотр содержимого документа
«Урок 26. Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социально-историческая комедия. 8 класс.»

Урок 26. Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социально-историческая комедия.

Основное содержание урока

Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории, исторической теме в художественном произведении. Исторические произведения в творчестве Гоголя (с обобщением изученного в 5—7 классах). История создания и постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение к комедии современной писателю критики, общественности. Развитие представлений о комедии. Фрагменты комедии в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности.
Составление тезисов статей учебника. Устный рассказ о писателе и истории создания комедии. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве писателя. Восприятие и выразительное чтение фрагментов пьесы (по ролям). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Подбор примеров, иллюстрирующих понятие комедия.

Содержание урока

I. Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории, исторической теме в художественном произведении. Исторические произведения в творчестве Гоголя (с обобщением ранее изученного)

Актуализация имеющихся знаний о Н.В. Гоголе
 и воплощении исторической темы в его творчестве:

— Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Проверьте себя» (перед текстом комедии).

— Какие события истории России и Украины отразились в произведениях Гоголя? Какие реальные исторические личности являются героями этих произведений?

— Предположите, каково отношение писателя к исторической теме. Обоснуйте свой ответ.

Рассказ учителя о страницах жизни и творчества Гоголя,
связанных с исторической темой, местах в Москве, связанных с именем писателя, его портретах (Приложение 1) и памятниках с включением подготовленных учащимися сообщений.

II. Чтение и составление тезисов статьи учебника «Николай Васильевич Гоголь» (Приложение 2).

ТАБЛИЦА
Тезисы статьи учебника «Николай Васильевич Гоголь»

Вопрос

Тезис

Какие необычные формы принимала любовь Гоголя к истории?

    

Каких исторических событий касается Гоголь в своих произведениях?

    

Как отразилась историческая тема в повествовании о Запорожской Сечи?

    

Что лежит в основе гоголевского понимания национальной истории?

    

Какую историческую опасность видел Гоголь в России и как стремился её предотвратить?

    

Что хотел показать читателю Гоголь в пьесе «Ревизор»? В чём он видел исторический путь к спасению России?

    


III. История создания и постановки комедии.
Поворот русской драматургии к социальной теме.
Отношение к комедии современной писателю критики, общественности

Чтение и обсуждение статьи учебника «О замысле, написании и постановке “Ревизора”»
 (Приложение 3):

— Какую роль в общественной жизни Гоголь отводил театру?

— Почему писателя более всего привлекал жанр комедии?

— Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Литература и другие виды искусства» (перед текстом комедии).

— Какую роль в замысле «Ревизора» сыграл Пушкин?

— Какие общественные пороки обличал Гоголь в лице провинциальных властей?

— Как была воспринята зрителями первая постановка «Ревизора»?

— В чём видел Белинский историческую заслугу Гоголя?

— Почему Гоголь продолжал дорабатывать пьесу уже после первой постановки спектакля? Какие рекомендации он давал актёрам?

— Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Литература и другие виды искусства» (перед текстом комедии).

— Какое аллегорическое толкование пьесы даёт Гоголь в «Развязке “Ревизора”»?

— Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Литература и другие виды искусства» (перед текстом комедии).

IV. Чтение и комментирование списка действующих лиц пьесы «Ревизор» и замечаний для господ актёров «Характеры и костюмы».

Какие из фамилий можно назвать говорящими? Почему?

Какие детали в облике героев подчёркивает автор?

V. Просмотр и обсуждение начала спектакля «Ревизор» в Московском театре сатиры с вступительным словом В. Н. Плучека.

— Как пьеса становится спектаклем?

— Какие детали облика персонажей в постановке Театра сатиры совпадают с замечаниями Гоголя, а какие сценические эффекты придуманы режиссёром? С какой целью?

— Перескажите кратко сюжет комедии «Ревизор». Какова тема этого произведения?

Групповая работа:

Группа 1. 
Прочитайте по ролям явление I действия первого.

Почему приезд ревизора поверг в ужас городничего и чиновников? Какие реалии жизни в уездном городе высмеивает Гоголь?

Какие детали прочитанного фрагмента вызывают смех у читателя и зрителя? Почему?

Что можно сказать о каждом из чиновников после первого знакомства с ними?

Выполните задание из раздела учебника «Обогащаем свою речь». Приведите примеры ремарок, диалога, монолога из прочитанного фрагмента.

Группа 2. Перескажите от третьего лица явления II-III действия первого.

Дайте оценку действиям городничего и почтмейстера.

Почему Бобчинский и Добчинский приняли Хлестакова за ревизора?

Почему этот факт взволновал Городничего?

Как относятся к своим служебным обязанностям чиновники? Приведите примеры.

Какую характеристику Хлестакову дают Бобчинский и Добчинский?

Какие детали фрагмента вызывают смех у читателя и зрителя? Почему?

На что направлена авторская ирония?

Группа 3. Перескажите от третьего лица явление IV действия первого.

Прочитайте по ролям явления V-VI действия первого.

Какими способами автор передаёт волнение городничего?

Как его характеризует тот факт, что он сам видит беспорядки в городе, но не спешит их исправлять?

Какие детали фрагмента вызывают смех у читателя и зрителя? Почему?

Дайте оценку характерам жены и дочери городничего после первого знакомства с ними.

VI. Развитие представлений о комедии

Практическая работа.
Выявление признаков драматического рода в комедии.


Работа со словарём литературоведческих терминов.

Толкование понятий: драма (как род литературы)

ДРАМА (от греч. drama — действие)
1) Один из трех основных родов литературы, отражающий жизнь в действиях, совершающихся в настоящем. К драматическому роду относятся трагедии, комедии, собственно Д., мелодрамы и водевили.
2) Драма в узком смысле слова — один из ведущих жанров драматургии; литературное произведение, написанное в форме диалога действующих лиц. Предназначается для исполнения на сцене. Ориентирована на зрелищную выразительность. Взаимоотношения людей, возникающие между ними конфликты раскрываются через поступки героев и получают воплощение в
монолого-диалогической форме. В отличие от трагедии, Д. не завершается катарсисом.

КОМЕДИЯ (от греческого komodia), жанр драмы, в котором действие и характеры трактуются в формах комического; противоположен трагедии.

Составление цитатной таблицы «Комедия как жанр драматургии»:

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
«Комедия как жанр драматургии»

Признаки драматического рода в комедии

Примеры из комедии

Действие пьесы происходит в настоящем

    

Пьеса имеет диалогическую форму

    

Отсутствует авторская повествовательная речь, автор скрыт и проявляется в ремарках

    

Осмеяние общественного и человеческого несовершенства

  

«Положительный герой» комедии — смех как особая, «эмоционально окрашенная критика»

  

Используются разнообразные оттенки смеха: юмор, ирония, сатира, сарказм, гипербола и гротеск

  


Таблица может быть завершена на следующих уроках.

О б о б щ а ю щ а я  б е с е д а:

Ответ на вопрос 8 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Ответ на вопрос 7 из раздела учебника «Проверьте себя» (после текста комедии). Ответ на вопрос 9 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Можно ли отнести пьесу «Ревизор» к историческим произведениям? Обоснуйте свой ответ.

И т о г о в ы е  в о п р о с ы:

Почему Театр сатиры и другие российские театры до сих пор включают в свой репертуар комедию «Ревизор»? Чем она современна?

Домашнее задание

Подготовить выборочный пересказ эпизодов, связанных со злоупотреблениями чиновников (действие первое, явления I—V; действие четвёртое, явления III—VI, X—XI).
Выписать из пьесы цитаты, говорящие о беспорядках в городе (по первому и четвёртому действиям комедии).
Письменно ответить на вопрос «Какую общественную задачу ставил перед собой Гоголь в комедии „Ревизор“?».

Индивидуальные задания.

Подготовить выразительное чтение фрагментов комедии «Ревизор» (действия второе и четвёртое, по выбору учителя).

Подготовить сообщение о смысле говорящих фамилий персонажей пьесы «Ревизор» (Приложение 4).

Приложение 1



В 1834 г. Гоголь избран в действительные члены Общества любителей российской словесности при Московском университете. 1834–1835 – должность адъюнкта на кафедре истории в Петербургском университете.

 Портрет Н.В.Гоголя. А. Г. Венецианов, 1834. Литография.
Источник: Гоголь в воспоминаниях современников / Редакция текста, предисловие и комментарии С. И. Машинского. – М.: Гос. изд-во худож. лит., 1952. – между стр. 128–129.



В 1841 году Гоголь в Италии заказывает для матери свой портрет русскому художнику Федору Антоновичу Моллеру. Писатель специально готовился к сеансам портретирования: подыскивал костюм, выбирал позу и выражение лица. 

 Портрет Н.В.Гоголя работы Ф.А.Моллера, 1841. Третьяковская галерея.



Портрет Н.В.Гоголя – рисунок карандашом работы художника А.А.Иванова. 1847 г.

Источник: Н.В.Гоголь в портретах, иллюстрациях, документах: пособие для учителей ср. шк. / сост. А.М.Гордин; ред. А.М.Докусов. – 2-е изд. – Л.: Учпедгиз, 1959.


Н.В.Гоголь. Автолитография Дмитриева-Мамонова с рисунка 1840-х гг. Исполнена через несколько дней после смерти Гоголя

Источник: Н.В.Гоголь в портретах, иллюстрациях, документах: пособие для учителей ср. шк. / сост. А.М.Гордин; ред. А.М.Докусов. – 2-е изд. – Л.: Учпедгиз, 1959.


Приложение 2

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
(1809 — 1852)

Н. В. Гоголь с детства испытывал глубокий интерес к истории. Он хорошо знал не только русскую и украинскую, но и всемирную историю, был сведущ в истории мировой культуры, изобразительного искусства, европейской архитектуры. Любовь к истории и к искусству принимала подчас необычные формы. Гоголь, например, мечтал о том, чтобы в одном из городов отвести улицу, на которой затем разместить образцы архитектуры на протяжении всего исторического развития человеческого общества — от памятников первобытной архитектуры и образцов зодчества Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима, Средних веков, Возрождения вплоть до архитектурных ансамблей Нового времени.

В собственных сочинениях Гоголь часто обращался к любимой им истории. В сборниках «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», в «Петербургских повестях, поэме «Мертвые души» у Гоголя встречается множество исторических событий. Он касается в этих произведениях и царствования Екатерины II, и событий Отечественной войны 1812 года, вспоминает народные песни, предания, исторические анекдоты.

Историческая тема (повесть "Тарас Бульба") становится главной в рассказе о Запорожской Сечи. В изложении Гоголя Запорожская Сечь — это особый мир, особая вселенная, со своим укладом, обычаями, отношениями между людьми и в семье — между мужем и женой, детьми и отцом, детьми и матерью.

В основе гоголевского понимания национальной истории лежит представление о том, что история сохраняется в фольклоре, в языке, в народных легендах. Герои легенд — богатыри, сила которых была непомерной, но потом, со временем, стала исчезать.

И вот уже пропала Запорожская Сечь, не слышно веселых песен, не смеются девушки и парубки. В центре Миргорода расположилась вечная лужа, а обитатели городка измельчали и теперь спорят друг с другом из-за пустяков. Причины Гоголь увидел в том, то современные люди не исполняют свой долг граждан, радеющих о благе Отечества, что они поддались корыстным соблазнам и ради них готовы на обман ближних. Каждый мечтает показаться более значительным, чем он есть на самом деле. В итоге исчезает личность, индивидуальность, которую замещают либо прическа, либо галстук, либо воротник, либо бакенбарды, либо шляпка. Уменьшается число настоящих людей, обладающих достоинством, умом, высокими чувствами, умеющих воспитывать в себе подлинных людей, и страна теряет духовные силы, становится слабой, душевнo порочной. Души людей подтачивает и изгрызает червь корысти, преклонение перед чином и званием, в людях укореняются низменные инстинкты. Все общество превращается в скопище нравственных уродов, летящих в пропасть.

Эту историческую опасность Гоголь видел в России и стремился ее предотвратить. Он надеялся смехом потрясти до основания человеческое сердце, чтобы, увидев себя в зеркале юмора иронии, насмешки,- иногда и сатиры, оно, человеческое сердце ужаснулось бы тому, что же с ним стало, и, ужаснувшись, затрепетало бы, желая иной, лучшей судьбы.

И тогда человек, думал Гоголь, станет воспитывать сам себя в духе священных Божеских и гражданских обязанностей. Он обратится за помощью к Богу и станет исполнять его заветы. Когда это произойдет, в Россию возвратится прежняя мощь, прежнее богатство, удаль, прежняя ширь и страна вновь обретет душевное и духовное богатство. Писатель верил, что Россия станет самой просвещенной, самой величественной и самой божески-человечной страной мира, с которой будут брать пример другие народы и государства.

Пока же, считал Гоголь, надо показать русским людям, в какой дерзости они живут, как обнищали их души. С этой целью писатель вывел в комедии "Ревизор" вымышленный город, одновременно и похожий и непохожий на провинциальные города России, в котором царит пошлость, все чиновники погрязли в пороках. Их души омертвели, сами они неожиданно для самих себя превратись в глупцов, хотя по природе вовсе и не глупы. Все заняты сплетнями, мелочными, корыстными интересами. На этом фоне душевно и духовно ничтожных людишек появляется незначащий чиновник из Петербурга, который всего боится. Провинциальные чиновники страшатся его и неожиданно воображают важным и таинственным ревизором, прибывшим из столицы. Страх становится у Гоголя следствием нравственной пустоты, морального уродства и приводит городничего и городских чиновников к полному духовному краху. Вместо живых лиц внезапно обнаружились какие-то свиные рыла, непохожие на лица людей. Лица людей искажены до неузнаваемости и напоминают самых грязных животных. Но это не грязь внешняя, легко смываемая, а грязь душевная. Для того чтобы ее смыть и очистить свою душу, надо много и упорно трудиться, нравственно воспитывая себя. К этому и призывал Гоголь, в этом видел исторический путь России к спасению.
(Источник: Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина).

Приложение 3

О ЗАМЫСЛЕ, НАПИСАНИИ
И ПОСТАНОВКЕ „РЕВИЗОРА“

Гоголь мечтал о комедии «co злостью и солью». Он придавал театру исключительно большое общественно-воспитательное значение. Театр представлялся ему «кафедрой, с которой читается разом целой толпе живой урок». Гоголь мечтал о театре, который явился бы «великой школой» для общества и беспощадно карал бы смехом «плевелы» русской действительности. «На сцену их! — восклицает писатель. — Пусть видит их весь народ! Пусть посмеется им! О, смех великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха».

В октябре 1835 году Гоголь пишет Пушкину: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или несмешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит тем временем написать комедию... Сделайте милость, дайте сюжет; духом будет комедия из пяти актов, и, клянусь — куда смешней черта!» Впоследствии Гоголь говорил, что мысль о «Ревизоре» ему впервые подсказал Пушкин.

Повсеместно царившее казнокрадство и взяточничество провинциальных властей, их боязнь ревизора из центра - все это было распространенным явлением в тогдашней России. С негодованием и сарказмом писатель раскрыл всю гниль и мерзость людей, воплощающих собой власть в городе, от которого «хоть три дня скачи, ни до какого государства не доедешь». Дикий произвол, взяточничество, казнокрадство, невежество — таковы нравы бездетного города, в который случай заносит Хлестакова.

19 апреля 1836 года на сцене Александринского театра в Петербурге состоялось первое представление «Ревизора». Зал был полон «блистательной публики». Перед самым началом представления в театр прибыл царь с наследником. Вначале в зрительном зале раздавался раскатистый смех. Уже после первого акта, свидетельствует очевидец, недоумение было написано на всех лицах зрителей, сидящих в партере и ложах. Смех становился все сдержаннее. К концу спектакля недоумение перешло в ярость. Только теперь понял истинный смысл «Ревизора» и Николай I. Выходя из ложи, он заметил:

— Ну и пьеска! Всем досталось, а мне — более всех!

Реакционная критика начала неслыханную свистопляску вокруг имени писателя. Его гениальную комедию стали третировать в печати как «грязное творение», как глупый фарс, недостойный искусства и ничего общего не имеющий с действительностью.

В демократическом лагере комедию Гоголя встретили восторженно. В. В. Стасов рассказывал: «Все были в восторге. Мы наизусть повторяли друг другу... целые сцены, длинные разговоры оттуда...»

25 мая 1836 года «Ревизор» был поставлен в Москве, на сцене Малого театра. Критик Белинский приветствовал в «Ревизоре» «истинно художественное произведение», а впоследствии неутомимо пропагандировал его. Историческую заслугу Гоголя Белинский видел в том, что он осуществил поворот русской драматургии к социальной теме, к изображению реальных процессов русской действительности. Гоголь продолжал дорабатывать пьесу. В окончательном тексте 1842 года появляется знаменитое восклицание городничего: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!» Именно в этом издании впервые был предпослан комедии сатирический эпиграф («На зеркало неча пенять, коли рожа крива»), была изменена и дополнена немая сцена, завершающая комедию.

Гоголь понимал, что успех драматургического произведения зависит во многом от актера, от того, как правильно и глубоко проникнет он в замысел автора. Писатель не уставал разъяснять актерам, как надлежит играть пьесу, подчеркивал при этом очень важную мысль, что герои, которых они воплощают, — самые обыкновенные люди, не исключение из своей среды, а самые типичные их представители.

Позднее, в 1846 году, в разгар работы над «Выбранными местами из переписки с друзьями» Гоголь написал «Развязку "Ревизора"». В ней он сообщал, что под провинциальным городом он подразумевал «душевный город» человека, под видом чиновников «бесчинствуют наши страсти», а Хлестаков — это «ветреная светская совесть». Гоголь придал «Ревизору» аллегорическое толкование, «Пестрая куча толков», вызванная появлением «Ревизора», произвела на Гоголя тягостное впечатление. «Теперь я вижу, — отмечает он в письме к Щепкину, — что значит быть комическим писателем. Малейший признак истины — и против тебя восстают, и не один человек, а целые сословия...»

Гоголь принимает решение уехать за границу. Он надеется там отдохнуть, поправить здоровье...
По книге С. Машинского «Гоголь»
(Источник: Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина)

Приложение 4

О СМЫСЛЕ
ГОВОРЯЩИХ ФАМИЛИЙ
ПЕРСОНАЖЕЙ ПЬЕСЫ „РЕВИЗОР“

Будучи юмористом и сатириком, верно воспроизводящим действительность, Гоголь не ограничивается показом только отрицательных типов, но и дает в комедии «Ревизор» светлый образ – «честное, благородное лицо», которым является смех. Н.В. Гоголь как несравненный мастер глубоко реалистического, истинного комизма оригинально использует в комедии разнообразные средства юмора и сатиры, одним из которых являются говорящие имена и фамилии.

Н.В. Гоголь – гениальный мастер в искусном использовании собственных имен и фамилий, часто выполняющих задачу разоблачения и осмеяния провинциальной бюрократии, дворян, купцов.

Так, двойная фамилия городничего – Сквозник-Дмухановский весьма выразительно подчеркивает продувное мошенничество и плутовство этого старого казнокрада и взяточника, который для достижения своих корыстных целей в отношениях с начальством ловко применял обман, подкуп, лесть, ложь и лицемерие, а в отношениях с подчиненными – ругань, угрозы и издевательства. Первая часть этой фамилии, вероятнее всего, образована от слова «сквозник», отмеченного в толковом словаре русского языка Д.Н. Ушакова как областное, означающее “сквозняк – сквозной ветер, резкая струя воздуха, проходящая через что-либо”, не встречая на пути преград. А вторая часть образована от украинского глагола «дмухати», что значит «дуть». Эта фамилия создает образ человека, ничем не ограниченного в своем плутовстве и изворотливости. Подобно ветру, он может проникнуть в любую щель, ловко обмануть, где надо подольстить и добиться своего.

Другая говорящая фамилия судьи Ляпкина-Тяпкина происходит от народного фразеологического сочетания «тяп-ляп». В словаре Д.Н. Ушакова он означает «быструю, но небрежную и грубую работу» [2, т.4, с. 851]. Таким образом, Гоголь подчеркивает неряшливость, неполноценность работы судьи – ответственного государственного лица. «Тяп-ляп» - это значит кое-как, наспех, небрежно, и семантика этих слов, из которых складывается фамилия судьи, точно характеризует невежественного и безответственного служителя Фемиды, больше занимающегося травлей зайцев и собаками, чем прямыми служебными обязанностями, в которых он совсем не разбирается, несмотря на то, что «пятнадцать лет сидит на судейском стуле».

Фамилия смотрителя училищ Хлопов, очевидно, от слова «хлоп», то есть холоп. В словаре Д.Н. Ушакова дается переносное значение – «человек, пресмыкающийся перед кем-нибудь, готовый на все из раболепия и низкопоклонства» - с пометой «презрительное». Н.В. Гоголь не случайно выбрал переносное значение этого слова, так как с презрением говорит о рабской холопской приниженности, запуганности и обезличенности чиновника, порожденных бесчеловечными социальными отношениями.

Едким сарказмом пронизана фамилия Земляника, сопоставление которой Н.В. Гоголь проводит с соответствующим растением, стелющимся по земле. Образ этого растения вызывает представление о мелком человеке – карьеристе, доносчике. Его громоздкая неуклюжая внешность контрастна смыслу его фамилии, о нем весьма остроумно заметил Гоголь: «…Земляника – человек толстый, но плут тонкий». Мелочная и гаденькая сущность этого чиновника живо ассоциируется с образной фамилией. На ее примере ярко проявляется тонкий психологический подход Н.В. Гоголя в использовании собственных имен и фамилий в сатирической комедии.

В семантике фамилии мнимого ревизора, ничтожнейшего петербургского чиновника, Хлестакова заключено его основное свойство. Она образована от глагола «хлестать» в значении «врать, пустословить». В словаре В.И. Даля зафиксировано значение «наглец, нахал, сплетник, праздный шатун, тунеядец, щеголь, повеса, шаркун и волокита» [3, т. 4, с. 550]. Основное психологическое свойство Хлестакова заключается в том, что он “не лгун по ремеслу, а лгун по природе, по вдохновению”, поэтому он лжет с упоением, самозабвенно. Из него ложь и хвастовство так и хлещет. Как герой, “без царя в голове”, он говорит и действует без всякого соображения, а лишь бы все сказанное и сделанное им было хлёстко, способно возбуждать интерес, привлекать внимание. Из этого возникает у него и поза, и фразёрство, и желание порисоваться.

В словаре Д.Н. Ушакова хлёст – просторечно-пренебрежительное слово тоже означает «хвастливый нахал и сплетник». Но в этом словаре зафиксированы и такие слова, как «хлестаковствовать», заниматься хлестаковщиной. Лесков используют в своих произведениях семантику этой фамилии для обобщения наглости, лживого легкомыслия, хвастовства. Отмечается и слово «хлестаковщина» по имени Хлестакова из комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

В фамилиях ближайших помощников городничего - частного пристава Уховертова, полицейского Держиморды – содержится суровый едкий сарказм полицейских – опоры бюрократических порядков в России. Рукоприкладство, произвол, полная бесконтрольность – вот основные качества этой касты, которая разоблачается писателем остро и смело. В говорящей фамилии Уховертова заключено значение “дергать за уши, выворачивать уши”, такое характерное для действий полицейских. Держиморда – это не просто значение слова, а типичный бранный возглас блюстителей порядка “Держи его, эту морду!”, произносимый во время преследования жертвы. Отсюда, очевидно, и эта фамилия Держиморда.

В силу своей меткости, живой образности и типичности эта комическая фамилия приобрела всеобщую известность и превратилась в нарицательное имя, которое используют для характеристики безудержного и грубого произвола.

В фамилии купца Абдулина содержится явный намек на слово «обдуть», то есть обмануть. Из комедии хорошо известно, какими мошенниками и плутами были купцы. В словаре Д.Н. Ушакова зафиксировано просторечное слово «обдуть» кого-что со значением «обмануть, хитростью или мошенничеством причинить ущерб кому-нибудь».

Пошлость и мелочность объединяют двух городских сплетников Петра Ивановича Бобчинского и Петра Ивановича Добчинского, их единство и неразрывность подчеркивается одинаковыми именами и отчествами, а также и почти одинаковыми фамилиями, которые отличаются только первыми буквами Б и Д. И это тоже, очевидно, не случайно. Добчинский как бы дополнял известия Бобчинского, поэтому и фамилия созвучна со словом «добавить». Городские сплетники недаром чрезвычайно похожи друг на друга и внешне и по внутренним качествам – умственному и моральному убожеству. Отсюда и первые слоги фамилий похожи на трезвон «боб-доб, боб-доб».

Явно на комический эффект рассчитано и странное имя Перепетуя, которое названо Земляникой в перечне обычных имен его детей: «Николай, Иван, Елизавета, Марья и Перепетуя». В словаре русских личных имен Н.А. Петровского отмечено имя Перепетуя как старинное, редкое, производное от мужского имени Перепетуй, латинское по происхождению – perpetuus – постоянный, непрерывный [4, с. 178]. Думается, это имя в контексте комедии «Ревизор» имеет нотки комизма и дополнительное значение повторения одно и того же, уже сказанного кем-то, созвучно со значением «талдонить» - «говорить бестолково, зря». Последнее имя дочери Земляники Перепетуя символизирует фамильную бестолковщину.

Итак, говорящие имена и фамилии в «Ревизоре» подчеркивают социальную и морально-психологическую сущность их носителей в юмористическом и сатирическом плане. Многие из говорящих фамилий перешли из разряда имен существительных собственных в имена существительные нарицательные для характеристики различных человеческих пороков.

Литература:
1. Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений. Т. 5, 1952.
2. Толковый словарь русского языка в 4-х томах /Под ред. Д.Н. Ушакова. – М., 1948.
3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах. – М., 1956.
4. Петровский Н.А. Словарь русских личных имен. – М., 1966.



Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. — М.: Просвещение, 2017.