СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5 класс. Урок № 26. Знаки препинания при ОЧП. Обобщающие слова

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  1. Расширить представление об ОЧП, дать представление об обобщающих словах; развивать навык правильной постановки знаков  препинания при однородных членах предложения и обобщающих словах;
  2. Повторить и закрепить знания учащихся о главных и второстепенных членах предложения; 
  3. Развивать  умение сравнивать, обобщать; развивать монологическую речь учащихся, умение работать в паре, коллективно;
  4. Воспитывать  бережное  отношение к слову;

Просмотр содержимого документа
«Урок № 26. Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с ОЧП.»

3


5 класс

Урок 26.

Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения. Обобщающее слово.

Цели:

  1. Расширить представление об ОЧП, дать представление об обобщающих словах; развивать навык правильной постановки знаков препинания при однородных членах предложения и обобщающих словах;

  2. Повторить и закрепить знания учащихся о главных и второстепенных членах предложения;

  3. Развивать умение сравнивать, обобщать; развивать монологическую речь учащихся, умение работать в паре, коллективно;

  4. Воспитывать бережное отношение к слову;

Ожидаемые результаты:

  1. Учащиеся знают признаки ОЧП и обобщающих слов

  2. Знают и определяют условия постановки знаков препинания при ОЧП и обобщающих словах

  3. Могут составлять собственные предложения с ОЧП и обобщающими словами.

  4. Умеют слушать и слышать друг друга.

Оборудование:

учебник "Русский язык" для 5 класса, под ред. М.Р.Кондубаевой, Ф.Г.Брулева, Т.А.Абжанова, рабочие тетради, РМ

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организацион-

ный этап.

Создание психологического настроя. Стратегия «Здравствуйте те, кто»

  • Здравствуйте те, кто ел на завтрак кашу

  • Здравствуйте те, кто утром гулял с собакой

  • Здравствуйте те, кого в школу родители привезли на машине

  • Здравствуйте те, кого утром будили родители три раза

  • Здравствуйте те, кто не сделал домашнее задание по русскому языку

  • Здравствуйте те, кто любит учиться

  • Здравствуйте те, у кто хочет сегодня на уроке отличиться

Отвечают на приветствие и садятся те, кто считает, что поздоровались с ним


Те, с кем «не поздоровались», придумывают свою особенность и произносят: «Здравствуй я, который сегодня...»

  1. Реализация до-

машнего задания. Актуализация знаний.

Чтение домашних сочинений, выбор лучшего

Читают сочинения, оценивают по критериям

Тема раскрыта

Идея понятна

Соответствие плану, композиция соблюдена

Признаки художественного текста

  1. Выход на

тему урока. Совместное целеполагание.


  1. Синтаксическая разминка. Подчеркнуть ЧП. Сделать вывод о том, что

объединяет эти предложения. Ответить на вопрос, почему не все ОЧП выделены ЗП.

Лиса – хитрое и изворотливое животное.

Она ночует на снегу, под кустиком.

Лисий мех очень красивый, тёплый и прочный.

Из него шьют воротники, шапки, шубы.

  1. При помощи слов – помощников ставят цели урока








Повторить, узнать, научиться

  1. Открытие нового

знания.

Физминутка.

Ученики повторяют движения за учителем

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать,

Шесть – успокоиться и сесть.



  1. Анализ языкового материала на стр. 76, упр. 167.

Задание: Проанализируйте предложения и данные к ним схемы. Какие выводы вы можете сделать по вашим наблюдениям

  1. Выявление признаков ОЧП. Самостоятельная работа


  1. Нахождение ОЧП в предложениях упр. 168 (1-3)



  1. Знаки препинания в предложениях с ОЧП. Работа с материалом

учебника. Стр. 77


  1. Знакомство с понятием «обобщающее слово». Анализ языкового ма-

териала.

В лесу растут разные деревья: дубы, березы, липы.

Дубы, березы, липы – разные деревья растут в лесу.

Разные деревья: дубы, березы, липы – растут в лесу


  1. Упр. 173


Работают в паре, анализируют предложения и схемы, делают вывод о том, что ОЧП могут быть все ЧП и главные, и второстепенные

Самостоятельно определяют признаки или находят их в материале параграфа 22. Не менее 3-х признаков.

Записывают предложения, подчеркивают ОЧП. При обсуждении называют признаки ОЧП.


Закрыв учебник, записывают в тетрадь схемы предложений, расставляют ЗП


Записывают предложения, наблюдают, делают выводы о постановке ЗП





Коллективная работа

  1. Подведение ито-

гов.

Рефлексия ««Три М».

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.


Домашнее задание.


Выучить слова в рамочке на стр. 76 и 79, составить с ними с\с,

§§ 22, 23 (учить), упр. 174






Просмотр содержимого документа
«Урок № 26.2 Предложения с ОЧП и обоб. словами»

3


5 класс

Урок 26 (2).

Обобщающие слова в предложениях с однородными членами предложения

Цели:

  1. познакомить с обобщающими словами, их ролью в речи.

  2. формировать умение находить обобщающее слово в предложении с однородными членами, ставить знаки препинания.

  3. развивать умение сравнивать, обобщать; развивать монологическую речь учащихся, умение работать в паре, коллективно

Ожидаемые результаты:

  1. Учащиеся знают правило постановки двоеточия и тире при обобщающем слове при однородных членах предложения

  2. Умеют определять и подбирать обобщающее слово для однородных членов; обосновывать знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах предложения

  3. Могут увидеть и оценить результаты своих действий.

  4. Умеют слушать и слышать друг друга.

Оборудование:

учебник "Русский язык" для 5 класса, под ред. М.Р.Кондубаевой, Ф.Г.Брулева, Т.А.Абжанова, рабочие тетради, РМ

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организацион-

ный этап.

Создание психологического настроя. Стратегия «Здравствуйте»

  • Желаю (большие пальцы)

  • Здоровья (указательные)

  • Успехов (средние)

  • Всегда (безымянные)

  • И во всем (мизинцы)

  • Здравствуйте (прикосновение всей ладонью)

Приветствуют друг друга, поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев.



  1. Реализация до-

машнего задания. Актуализация знаний.

  1. Чтение составленных словосочетаний с проговариванием написания

словарных слов

  1. Проверка правила по стратегии «Ты - мне, я – тебе»

  2. Расстановка ЗП в схемах предложений

  3. Произвести синтаксический разбор предложения, составить его схему

Исчезли в темноте берёзовые рощи, поля, холмы.


  1. Выход на

тему урока. Совместное целеполагание.


  1. Анализ языкового материала. Запишите слова в 3 столбика, распре-

делив их по значениям.

стрекоза

кастрюля

скрипка

бабочка

чашки

барабан

пчела

ложка

гармонь

насекомые

посуда

музыкальные инструменты

Прочитайте записанные вами столбцы слов.

- А как можно назвать одним словом слова из 1 столбика? 2 столбика? 3 столбика?

Ответы запишите в тетрадь.

- Как же называются слова, значение которых является общим для других слов? Эти слова называются обобщающими.

  1. Совместная постановка цели урока


Размышляют над тем, по какому принципу можно объединить слова, подбирают обобщающее слово, делают вывод о связи этих слов с темой урока


формулируют цели при помощи слов помощников: Узнаю – научусь

знать:

- что такое обобщающее слово

- возможные варианты постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами;

уметь:

- находить обобщающее слово в предложении с однородными членами и

- уметь правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах.


  1. Открытие нового

знания.






Физминутка.




  1. Знакомство с понятием «Обобщающее слово». Изучение первой части

§ 23.

Приведите примеры с обобщающим словом при однородных членах предложения.

Маслята, сыроежки, подосиновики – это…

Иртыш, Ульба – это…

Приведите свои примеры.

Местоимение всё, все, это все, никто, ничто и наречия везде, всегда, повсюду, нигде, никогда могут выступать в роли обобщающего слова.

- Итак, назовите ещё раз, какое слово называются обобщающим?

  1. Выяснений условий постановки ЗП при обобщающих словах. Анализ

предложений. Построение схем

Все в тающей дымке: холмы, перелески.

В саду, в доме – всюду стояла тишина.

Все вокруг хаты: подсолнухи, акация и сухая трава – было покрыто шершавой тканью.

  1. Подбор обобщающих слов к ОЧП. Упр. 173 (три ученика у доски)

  2. Нахождение обобщающих слов, ЗП. Упр. 175 (1, 3, 5)

  3. Составление предложений по схемам. Упр. 177


Выполняют задания учителя

  1. Подведение ито-

гов.

Рефлексия «Я не знал… - Теперь я знаю…»


Озвучивают свои ответы

Домашнее задание.


§22, 23, упр. 174