СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 27. ЗАПИСЬ СЛОЖЕНИЯ СТОЛБИКОМ.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Способствовать развитию умения выполнять сложение двузначных чисел столбиком; совершенствовать навыки решения задач; создать условия для формирования умения называть многоугольники; развивать логическое мышление и умение анализировать.

Просмотр содержимого документа
«Урок 27. ЗАПИСЬ СЛОЖЕНИЯ СТОЛБИКОМ.»

Урок 27. Запись сложения столбиком

Цели деятельности учителя

Способствовать развитию умения выполнять сложение двузначных чисел столбиком; совершенствовать навыки решения задач; создать условия для формирования умения называть многоугольники; развивать логическое мышление и умение анализировать

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: моделировать алгоритмы сложения и вычитания двузначных чисел; записывать цифрами двузначные числа; решать составные арифметические задачи в два действия в различных комбинациях; вычислять сумму и разность чисел в пределах 100, используя изученные устные и письменные приемы вычислений; конструировать тексты несложных арифметических задач; получат возможность научиться: указывать на рисунке все оси симметрии прямоугольника (квадрата); обосновывать выбор арифметических действий для решения задач.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): познавательные – сопоставлять объекты по одному (нескольким) признакам, выявлять сходство и различие объектов; коммуникативные – осуществлять выбор доказательств для аргументации своей точки зрения; регулятивные – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные: применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением другого человека

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие

компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы
совзаимодействия

Универсальные
учебные действия

Форма
контроля

I. Актуализация знаний

Устный счет

в игровой форме

Организует устный счет с целью актуализации знаний.

• Пирог прямоугольной формы разделите двумя разрезами на 4 части так, чтобы две из них были треугольной формы, а две – четырехугольной.

• Решите задачу.

Синеглазка встречала гостей. Незнайка пришел раньше Доктора Пилюлькина, а Торопыжка раньше Незнайки. Кто пришел раньше всех?

Ответ: Торопыжка.

• Вставьте в свободные клетки числа так, чтобы суммы по всем направлениям были равны.

• Найдите лишний столбик.

1 5 2 8

2 6 4 2

3 7 6 10

• Какая фигура «лишняя»?

(См. ресурсный материал.)

Отвечают на вопросы учителя по материалу предыдущего урока. Выполняют задания
на формирование навыка устного счета

Фронтальная

Личностные: осознают
свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления

о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу

Устные ответы

II. Сообщение темы урока

Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задаёт вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Прочитайте тему урока на доске.

– Определите цели урока, используя опорные слова (см. с. 6).

– Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Запись сложения столбиком»

Обсуждают тему урока.

Отвечают на вопросы, формулируют цель урока

Фронтальная

Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Регулятивные: определяют тему и цели урока.

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли

Устные ответы

III. Изучение нового материала

Фронтальная
работа. Задание на доске

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Рассмотрите записи и найдите в них ошибки:

Читают задание и записывают выражения

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: осознают
свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике; определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; логические – осуществляют подведение под понятие, выведение следствий; устанавливают причинно-следственные связи, представляют цепочки объектов и явлений.

Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; высказывают свою точку зрения

Устные ответы.

Выполнение

задания

в рабочей тетради

Работа по учебнику.

Задание 6
(с. 56)

– Что обозначают выражения:

 «сумма чисел» (сложение);

 «уменьши на 10» (вычитание);

 «разность чисел» (вычитание);

 «увеличь на 42» (сложение).

– Запишите выражения по заданию:

(43 + 15) – 10 (50 – 20) + 42

(71 + 27) + 1 (68 – 5) – 2

– Как выполнить действия в выражениях со скобками?

– Найдите значения этих выражений.

Читают задание и записывают выражения

Фронтальная, индивидуальная

Выполнение задания в тетради

Задание 7
(с. 56)

– Прочитайте задачу.

– Что известно? Что требуется узнать?

– Запишите кратко условие задачи.

Решение:

Ответ: 55 плащей, 59 курток

Решают
задачу

Фронтальная, индивидуальная

Выполнение задания в тетради

IV. Первичное осмысление и закрепление

Работа по учебнику.

Задание 14

(с. 58)

Задаёт вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Комментирует ход решения.

– Как называется многоугольник, у которого 7 углов? 9 вершин? 12 сторон?

Вывод: В любом многоугольнике углов, сторон и вершин поровну.

Рассуждения:

1) в многоугольнике – 7 углов, следовательно, это семиугольник;

2) в многоугольнике – 9 вершин, значит, в нем – 9 углов, следовательно, это девятиугольник;

3) в многоугольнике – 12 сторон, значит, в нем – 12 углов, следовательно, это двенадцатиугольник

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Дают название многоугольникам. Решают задачу

Индивидуальная

Личностные: осознают
свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике: отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике;

логические – сравнивают объекты по несколь-ким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; используют в работе простейшие инструменты; корректируют выполнение задания в дальнейшем; оценивают свое задание
по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи)

Выполнение задания в тетради

Задание 15

(с. 58)

• Сначала решите задачу по действиям, а потом соотнесите это решение с предлагаемой в учебнике схемой.

– Прочитайте текст. Можно ли его назвать задачей?

– Прочитайте только условие.

– Что неизвестно? Прочитайте вопрос.

– Запишите кратко условие задачи.

Запись: Приготовили – 50 с. и 40 с.

Проросло – 30 с.

Осталось – ? с.

Решение:

1) 50 + 40 = 90 (с.) – приготовили.

2) 90 – 30 = 60 (с.) – осталось.

Ответ: 60 саженцев.

Выражение: (50 + 40) – 30 = 60

Решают задачу. Соотносят выполненное решение с предложенной

схемой в учебнике

Фронтальная, индивидуальная

Выполнение задания в тетради

Задание 16

(с. 58)

– Выберите подходящие единицы для измерения и закончите фразы.

Длина карандаша 15 см.

Высота забора 2 м.

Длина бассейна 50 м.

От моего подъезда до остановки автобуса 100 м

Подбирают подходящие единицы для измерения

Фронтальная

Устные ответы

Задание 17

(с. 59)

– Из карточек с буквами Петя составил название фигуры, а его щенок Кузя, играя, все карточки перепутал. Какое слово было составлено? (Отрезок.)

Составляют из букв

слово «отрезок»

Фронтальная

Устные ответы

Работа в печатной тетради № 1.

Задание 4

– Прочитайте задание.

– Сколько денег у каждого? Сколько денег у Юли?

Решение:

На сколько денег у Юли меньше, чем у Вити? (У Вити те же монеты, что и у Юли, да еще 1 копейка, значит, у него на 1 копейку больше, чем у Юли. А у Юли, соответственно, на 1 копейку меньше.)

Ответ: У Юли 65 к.; у Вити 66 к.; на 1 к. меньше

Находят сумму трех слагаемых в столбик

Фронтальная, индивидуальная

Выполнение задания в тетради

Задание 8

Закономерность: во-первых, все числа – «круглые», а во-вторых, каждое следующее число на 10 меньше предыдущего. Получим ряд: 100, 90, 80, 70, 60, 50, 40, 30, 20, 10.

1) Обведите два любых числа, которые меньше 70, самостоятельно.

Варианты решения: 60 и 50, 20 и 10, 40 и 20 и т. д.

• Сколько вариантов решения имеет эта задача? Чтобы не ошибиться в ответе, нужно придумать такой способ перебора вариантов, пользуясь которым мы не пропустим ни одного из решений.

Рассуждения: Берем ближайшее к 70 меньшее число (60) и для него по порядку подбираем возможные пары: 60 и 50, 60 и 40, 60 и 30, 60 и 20, 60 и 10 (5 вариантов). Далее берем следующее число – 50 и действуем так же: 50 и 40, 50 и 30, 50 и 20, 50 и 10 (4 варианта).

И так далее:

40 и 30, 40 и 20, 40 и 10 (3 варианта).

30 и 20, 30 и 10 (2 варианта).

20 и 10 (1 вариант).

Всего 15 вариантов: 5 + 4 + 3 + 2 + 1 = 15.)

2) Обведите все числа, которые больше 80. (100 и 90.)

Считают десятками

в обратном порядке и заполняют пропуски числами

Фронтальная, индивидуальная

Выполнение задания в тетради

V. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных сведений

Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что нового узнали на уроке?

– Как выполнить сложение трех чисел в столбик?

Проводит упражнение «Комплимент».

Цель: оценить свою активность и качество работы.

Содержание: учащиеся оценивают вклад каждого в урок и благодарят друг друга (комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах) и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого учащегося

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека, и принимают его.

Коммуникативные: выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; осознают качество и уровень усвоения; выполняют оценку результатов работы

Оценивание работы уча-щихся

на уроке

Домашнее
задание

Поясняет домашнее задание.

№ 18, 19, 20 (учебник); № 5 (рабочая тетрадь)

Записывают задание

Фронтальная

Наблюдение


РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ


– Какая фигура «лишняя»?