Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимодействия | Универсальные учебные действия | Форма контроля |
I. Актуализация знаний | Устный счет в игровой форме | Организует устный счет с целью актуализации знаний. • Пирог прямоугольной формы разделите двумя разрезами на 4 части так, чтобы две из них были треугольной формы, а две – четырехугольной.  • Решите задачу. Синеглазка встречала гостей. Незнайка пришел раньше Доктора Пилюлькина, а Торопыжка раньше Незнайки. Кто пришел раньше всех? Ответ: Торопыжка. • Вставьте в свободные клетки числа так, чтобы суммы по всем направлениям были равны.  • Найдите лишний столбик. 1 5 2 8 2 6 4 2 3 7 6 10 • Какая фигура «лишняя»? (См. ресурсный материал.) | Отвечают на вопросы учителя по материалу предыдущего урока. Выполняют задания на формирование навыка устного счета | Фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу | Устные ответы |
II. Сообщение темы урока | Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задаёт вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Прочитайте тему урока на доске. – Определите цели урока, используя опорные слова (см. с. 6). – Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Запись сложения столбиком» | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока | Фронтальная | Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Регулятивные: определяют тему и цели урока. Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли | Устные ответы |
III. Изучение нового материала | Фронтальная работа. Задание на доске | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. – Рассмотрите записи и найдите в них ошибки:  | Читают задание и записывают выражения | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике; определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; логические – осуществляют подведение под понятие, выведение следствий; устанавливают причинно-следственные связи, представляют цепочки объектов и явлений. Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности. Коммуникативные: участвуют в диалоге; высказывают свою точку зрения | Устные ответы. Выполнение задания в рабочей тетради |
Работа по учебнику. Задание 6 (с. 56) | – Что обозначают выражения: «сумма чисел» (сложение); «уменьши на 10» (вычитание); «разность чисел» (вычитание); «увеличь на 42» (сложение). – Запишите выражения по заданию: (43 + 15) – 10 (50 – 20) + 42 (71 + 27) + 1 (68 – 5) – 2 – Как выполнить действия в выражениях со скобками? – Найдите значения этих выражений. | Читают задание и записывают выражения | Фронтальная, индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
Задание 7 (с. 56) | – Прочитайте задачу. – Что известно? Что требуется узнать? – Запишите кратко условие задачи.  Решение:  Ответ: 55 плащей, 59 курток | Решают задачу | Фронтальная, индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
IV. Первичное осмысление и закрепление | Работа по учебнику. Задание 14 (с. 58) | Задаёт вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Комментирует ход решения. – Как называется многоугольник, у которого 7 углов? 9 вершин? 12 сторон? Вывод: В любом многоугольнике углов, сторон и вершин поровну. Рассуждения: 1) в многоугольнике – 7 углов, следовательно, это семиугольник; 2) в многоугольнике – 9 вершин, значит, в нем – 9 углов, следовательно, это девятиугольник; 3) в многоугольнике – 12 сторон, значит, в нем – 12 углов, следовательно, это двенадцатиугольник | Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Дают название многоугольникам. Решают задачу | Индивидуальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике: отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; логические – сравнивают объекты по несколь-ким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; используют в работе простейшие инструменты; корректируют выполнение задания в дальнейшем; оценивают свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи) | Выполнение задания в тетради |
Задание 15 (с. 58) | • Сначала решите задачу по действиям, а потом соотнесите это решение с предлагаемой в учебнике схемой. – Прочитайте текст. Можно ли его назвать задачей? – Прочитайте только условие. – Что неизвестно? Прочитайте вопрос. – Запишите кратко условие задачи. Запись: Приготовили – 50 с. и 40 с. Проросло – 30 с. Осталось – ? с. Решение: 1) 50 + 40 = 90 (с.) – приготовили. 2) 90 – 30 = 60 (с.) – осталось. Ответ: 60 саженцев. Выражение: (50 + 40) – 30 = 60 | Решают задачу. Соотносят выполненное решение с предложенной схемой в учебнике | Фронтальная, индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
Задание 16 (с. 58) | – Выберите подходящие единицы для измерения и закончите фразы. Длина карандаша 15 см. Высота забора 2 м. Длина бассейна 50 м. От моего подъезда до остановки автобуса 100 м | Подбирают подходящие единицы для измерения | Фронтальная | Устные ответы |
Задание 17 (с. 59) | – Из карточек с буквами Петя составил название фигуры, а его щенок Кузя, играя, все карточки перепутал. Какое слово было составлено? (Отрезок.) | Составляют из букв слово «отрезок» | Фронтальная | Устные ответы |
Работа в печатной тетради № 1. Задание 4 | – Прочитайте задание. – Сколько денег у каждого? Сколько денег у Юли? Решение:  На сколько денег у Юли меньше, чем у Вити? (У Вити те же монеты, что и у Юли, да еще 1 копейка, значит, у него на 1 копейку больше, чем у Юли. А у Юли, соответственно, на 1 копейку меньше.) Ответ: У Юли 65 к.; у Вити 66 к.; на 1 к. меньше | Находят сумму трех слагаемых в столбик | Фронтальная, индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
Задание 8 | Закономерность: во-первых, все числа – «круглые», а во-вторых, каждое следующее число на 10 меньше предыдущего. Получим ряд: 100, 90, 80, 70, 60, 50, 40, 30, 20, 10. 1) Обведите два любых числа, которые меньше 70, самостоятельно. Варианты решения: 60 и 50, 20 и 10, 40 и 20 и т. д. • Сколько вариантов решения имеет эта задача? Чтобы не ошибиться в ответе, нужно придумать такой способ перебора вариантов, пользуясь которым мы не пропустим ни одного из решений. Рассуждения: Берем ближайшее к 70 меньшее число (60) и для него по порядку подбираем возможные пары: 60 и 50, 60 и 40, 60 и 30, 60 и 20, 60 и 10 (5 вариантов). Далее берем следующее число – 50 и действуем так же: 50 и 40, 50 и 30, 50 и 20, 50 и 10 (4 варианта). И так далее: 40 и 30, 40 и 20, 40 и 10 (3 варианта). 30 и 20, 30 и 10 (2 варианта). 20 и 10 (1 вариант). Всего 15 вариантов: 5 + 4 + 3 + 2 + 1 = 15.) 2) Обведите все числа, которые больше 80. (100 и 90.) | Считают десятками в обратном порядке и заполняют пропуски числами | Фронтальная, индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных сведений | Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что нового узнали на уроке? – Как выполнить сложение трех чисел в столбик? Проводит упражнение «Комплимент». Цель: оценить свою активность и качество работы. Содержание: учащиеся оценивают вклад каждого в урок и благодарят друг друга (комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах) и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого учащегося | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека, и принимают его. Коммуникативные: выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; осознают качество и уровень усвоения; выполняют оценку результатов работы | Оценивание работы уча-щихся на уроке |
Домашнее задание | Поясняет домашнее задание. № 18, 19, 20 (учебник); № 5 (рабочая тетрадь) | Записывают задание | Фронтальная | Наблюдение |