СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 3. ЛИТЕРАТУРНАЯ (АВТОРСКАЯ) СКАЗКА. В. БИАНКИ «ЛИС И МЫШОНОК».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с литературной сказкой, развития умений читать целыми словами доступные тексты художественных произведений.

Просмотр содержимого документа
«Урок 3. ЛИТЕРАТУРНАЯ (АВТОРСКАЯ) СКАЗКА. В. БИАНКИ «ЛИС И МЫШОНОК».»

Урок 3
ЛИТЕРАТУРНАЯ (АВТОРСКАЯ) СКАЗКА.
В. БИАНКИ «ЛИС И МЫШОНОК»

Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с литературной сказкой, развития умений читать целыми словами доступные тексты художественных произведений.

Планируемые результаты (УУД):

личностные: анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом, воспринимают речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;

метапредметные: регулятивные – анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивают их влияние на настроение человека; познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверяют и находят дополнительную информацию, используя справочную литературу; коммуникативные – воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения, составляют небольшие устные монологические высказывания;

предметные: научатся определять и называть жанры и темы изучаемых произведений, правильно называть произведение; получат возможность научиться сравнивать тексты сказок, узнавать изученные произведения по отрывкам из них.

Сценарий урока

I. Организационный момент. Введение в тему.

В мире много сказок грустных и смешных,

И прожить на свете нам нельзя без них.

− Сегодня я буду сказочницей. Люблю я сказки сказывать обо всём: про царевичей, про людей простых, про животных, про такие чудеса, что «ни в сказке сказать, ни пером описать». Вот смотрите, какой у меня для вас подарок. Экран превратился сегодня в волшебное зеркало, в котором отразятся герои ваших любимых сказок.

Работа с моделями. Сказки В. Сутеева «Ёлка», «Дядя Миша», «Кораблик», «Палочка-выручалочка».

− Расскажите о приключениях героев сказок В. Сутеева.

II. Работа по теме урока.

1. Слушание сказки В. Бианки «Лис и Мышонок» (учитель читает, а дети следят по тексту).

− Виталий Валентинович Бианки родился в семье учёного-орнитолога. Орнитолог – это человек, который изучает птиц и их повадки. Родители передали сыну свою любовь к природе, которая стала главным героем его произведений. Свои рассказы писатель называл «сказки-несказки». Герои В. Бианки живут обычной, «природной» жизнью, но при этом говорят человеческим языком. Такое сочетание сказки с реальностью помогает читателю лучше понять жизнь природы.

2. Работа со сказкой: беседа; составление модели обложки.

− Что такое отнорочек? Покажите на рисунке.

3. Работа в тетради (под руководством учителя).

− Прочитайте задание 1 (задание 2), сделайте выбор. (Самостоятельная работа.)

− Сказка – это всегда чудеса и приключения. Вы хорошо знаете героев сказок?

Сядем рядышком на лавке,

Вместе с вами посидим.

Загадаю вам загадки.

Кто смышлёный – поглядим.

− Прочитайте загадку в учебнике. Отгадайте. (Лиса.) Как догадались? Какие ещё загадки про лису вы знаете?

В рыжей шубке хороша,

Острый нюх и быстрый шаг,

И хитра, и смотрит зорко,

И крадётся по пригоркам,

Заметает снег хвостом.

Угадайте: кто? (Лиса.)

Заранее подготовленные дети в масках зверей читают стихотворения наизусть.

Я проведать вас решила −

Наряжалась целый час!

Так бежала, так спешила,

Наконец-то я у вас!

И, наверно, мне, лисе,

Вы, ребята, рады все.

Среди всех лесных зверей

Есть ли кто меня хитрей?

Обыщи хоть целый свет –

Не найти хитрее, нет!

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь,

Этот зверь – лесной… (Медведь.)

Маленький рост,

Длинный хвост,

Серая шубка,

Острые зубки. (Мышка.)

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы –

Уши больше головы? (Заяц.)

На овчарку он похож.

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк.)

− Вам нравится отгадывать загадки? Почему? (Загадка – это особая игра, в которой надо проявить смекалку, сообразительность, чтобы разгадать.)

− Подчеркните в тетради слова, которые помогли найти отгадку, выделите их голосом при чтении.

− Кто написал сказку «Лис и Мышонок»?

4. Обобщение по теме. Сравнение моделей (сказки В. Сутеева «Палочка-выручалочка» и В. Бианки «Лис и Мышонок»).

− Сравните сказки: перечислите черты сходства и различия.

Вывод: это литературные, или авторские, сказки. В. Бианки и В. Сутеев писали сказки о животных.

III. Обобщение. Контроль и оценка знаний.

1. Литературная игра «Вспомните и назовите».

− Отправляемся в Зазеркалье, в удивительный мир сказок.

1) «…По дороге домой Заяц встретил своего старого приятеля Ежа.

− Куда идешь, Колючая Голова? – спросил Заяц.

− Да вот, за грибами собрался, а грибов нигде не видно. Хожу с корзиной.

− Ты лучше у меня яблок возьми. Бери, не стесняйся, у меня их много, − сказал Заяц и насыпал Ежу полную корзину яблок…».

(В. Сутеев «Мешок яблок».)

2) «…А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке. Повыбросила всю рыбу и сама ушла...» (Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк».)

3) …Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах…

(А. Пушкин «Сказка о царе Салтане...».)

2. Работа по рубрике «Проверь себя» (кроссворд и творческая работа).

− Рассмотрите задания-иллюстрации. Найдите в учебнике и учебной хрестоматии произведения о данном герое, назовите произведение и героя, прочитайте или расскажите отрывок о герое. (Лиса: «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Кот, петух и лиса», «Волк и лиса», «Девочка и лиса», «Лисичка со скалочкой».)

3. Работа в группах. Рубрика «Книжная полка»: «Сказки народные и литературные».

− Каждая группа должна представить книгу или сказку из нее. Рассмотрите обложки книг, назовите их, прочитайте фамилии авторов. Можете разыграть или прочитать отрывок из вашего произведения.

− Почему на некоторых книгах не указан автор? (Это книги русских народных сказок.)

Для самостоятельной работы: перечитать любимую сказку; придумать историю о своем любимом сказочном герое; найти книги В. Сутеева или В. Бианки, рассмотреть; прочитать одну из сказок В. Сутеева или В. Бианки.