I. Организация начала урока | – Ребята! Прозвенел звонок и сказал нам, что пора начинать наше занятие. Давайте вместе подумаем и скажем, ради чего вы хотите сегодня работать? Молодцы! – Итак, сегодня на уроке мы с вами будем продолжать: 1. Учиться проверять домашнее задание по образцу. 2. Знакомиться с новым произведением и учиться со-ставлять план произведения. 3. Учиться работать в паре. 4. Учиться оценивать свою работу. – А чтобы у нас все получилось, надо внимательно слушать друг друга и хорошо работать на уроке. Пожелаем друг другу удачи! | Чтобы понравиться учителю, чтобы получить хорошую отметку, чтобы похвалили родители. Настраиваются на работу | Совместно договариваются и следуют о правилах поведения и общения в школе |
II. Актуализация знаний | – Рассмотрите модели обложек. Какие из изученных произведений соответствуют этим моделям? – Что общего в данных произведениях? – Сегодня мы начинаем изучать новый раздел. Он посвящен замечательному времени года. Отгадайте какому. Чтобы осень не промокла, Не раскисла от воды, Превратила лужи в стекла, Сделав снежные следы. (Зима.) – Ребята, вам нравится зима? Почему? – Вспомните, как писатели и поэты называют зиму. – Что мы представляем, когда произносим слово зима? – Конечно, в первую очередь мы представляем снег. Назовите снег ласково. – Подберите прилагательные к слову снег, чтобы лучше представить, каким он бывает. – Мы говорим «снег идет». Как еще можно сказать? – Зиму называют красавицей. Почему? – Зима укрывает землю снегом. С чем сравнивают поэты и писатели снег, лежащий на земле? (Словосочетания записываются на доске.) – Вы сказали, что зима украшает, наряжает деревья. Во что она их наряжает? (Словосочетания записываются на доске.) | – А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», Е. Трутнева «Осень», Г. Скребицкий «Осень», Э. Шим «Белка и Ворон». – Тема «Осень». – Да: красиво, много снега и т. д. – Красавица, волшебница, матушка, зимушка, старушка, лебедушка. – Снег. – Снежок. – Белый, пушистый, свежий, серебристый, мягкий. (Слова записываются на доске, а дети фиксируют их на листочках.) – Кружится, летает, порхает, танцует. – Потому что она украшает землю, деревья. – С пуховым одеялом, белым покрывалом, белоснежной скатертью, волнистым ковром. – В кружевные платья, белоснежные шубки, белые косынки | Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя, ответов сверстников. Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Осуществляют логические операции. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру |
III. Постановка учебной задачи | – Прочитайте название раздела. – О чем мы будем читать в этом разделе? – Сегодня мы с вами будем говорить о зиме. Зима – одно из самых красивых и любимых в народе времён года. Народ ласково называет зиму зимушкой, волшебницей, чародейкою, гостьей, матушкой. – Как выражают люди свою любовь к природе? – На уроке мы познакомимся с произведением из этого раздела, проанализируем его и подготовимся к выразительному чтению | – «Снежок порхает, кружится…». – О зиме. – Пишут стихи, рассказы, музыку, картины, делают фотографии | Формулируют ответы на вопросы. Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности |
4. Работа над стихотворением | – С каким произведением мы познакомились? – Откройте учебник, прочитайте название произведения, имя автора вполголоса. – Как можно доказать, что это стихотворение? – Прочитайте пары рифмующихся слов. – Почему вы выбрали эти слова? – Сколько смысловых частей в этом стихотворении? (Вывешивает на доску.) – Прочитайте 1-ю часть. – Какова главная мысль этой части? – Какое настроение у вас она вызвала? – Какие изменения в природе с приходом зимы описывает автор? Какими стали улицы? Почему? – Почему З. Александрова называет снег снежком? – Прочитайте строки, в которых автор описывает снежок. – Как вы понимаете смысл выражения «снежок порхает»? – Значение этого слова мы узнаем в толковом словаре Владимира Ивановича Даля. – Вновь обратимся к тексту. – С чем автор сравнивает лужицы? Прочитайте. – Прочитайте 2-ю часть стихотворения. – Какова главная мысль этой части? – Чему удивляется З. Александрова? – Что вы знаете о зябликах? О снегирях? – Обратимся к учебнику. – Прочитайте о снегире в словаре учебника. – Рассмотрите иллюстрацию и найдите слова, подходящие к ней. Прочитайте. – С чем сравнивает автор снегирей? – Как называется такой прием в литературе? – Посмотрите, как точно уловила сходство З. Александрова! Когда снегирь хохлится, то становится похожим на румяное яблочко | Выполняют задания, отвечают на вопросы. Читает ученик. Отвечают на вопросы. – Порхать – перелетать, летать недалеко; взлетая, падать или садиться; летать с места на место. – На фоне снега лед на лужах кажется чистым, прозрачным, светлым. Читает ученик. Отвечают на вопросы. – С румяным яблоком. – Сравнение | Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Владеют навыками осознанного чтения. Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру. Владеют навыками работы со справочной литературой, способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. Осуществляют логические операции. Извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, ответов сверстников, учебника |