1.Запись числа
Девятое марта
Классная работа
2.Актуализация.
-Что такое склонение (изменение по падежам)
-Какие существительные относятся к 1,2 и 3 склонению?
-Как определяется склонение существительного? (по Им.п.)
3. Определение темы урока.
Послушайте стихотворение Я. Акима.
В рощах птичье пение,
А в классе – тишина.
Проходим мы склонение,
Склоняется «весна».
-Весна, весны, весне, весну,
Весною, о весне…
Гуляет зайчик по окну,
Как солнце на блесне.
-Как изменяется слово весна? (по падежам)
О чем будем говорить на уроке? (о падежах имени существительного)
-Запишите тему урока:
Падеж имён существительного
4. Целеполагание.
Падежи вы изучали еще в начальной школе. Как думаете, какова цель занятия? (вспомнить, как определять падеж, уметь правильно это делать)
5. Работа со стихотворением.
-Назовите вопросы падежей (один учащийся называет устно)
-Запишите в тетрадь выделенные слова, определяя падежи и выделяя окончание. (затем учащийся называет)
6. Составление алгоритма.
На доске предложения:
1.Ячмень сеют, когда цветёт калина.
2.Когда ячмень колосится, соловей замолкает.
Укажите, от каких слов зависят выделенные существительные в 1 и 2 предложениях? На какие вопросы отвечают? Укажите падежи.
(Затем один учащийся выходит и рассказывает)
Проанализируйте выполненное задание.
-Как правильно определить падеж имени существительного? (устные ответы)
7. Чтение правила.
Откройте учебник на стр.64. Прочитайте правило.
8. Первичное закрепление.
А теперь, пользуясь данным алгоритмом, предлагаю дополнить существительными каждое словосочетание и указать падеж.
Прочитайте образец.
Выполнение упр.523. Проверка по цепочке.
Уважать отца, (Вп) уважение к отцу(Дп) , презирать лжеца (В.п.), презрение к врагу(Дп) , благодарность маме (Дп), благодарный родителям (Дп) за воспитание (Вп), радоваться дню (Дп), радость от солнца (Р.п.), гордиться братом (Тп), гордость за брата (Вп).
РАДОСТЬ – морфемный разбор (тем, кто вперед выполнил упр)
9.Самостоятельная работа.
Выполните упр.532.
Прочитайте стихотворение 2.
Спишите, обозначая падеж имен существительных и подчеркивая существительные в В.п. как член предложения.
Дождик, дождик целый день (обстоятельство Вп)
Поливает дом и двор. (дополнение Вп)
Мокнет нижняя ступень, (подлежащее, Им.п.)
Барабанит о забор… (дополнение, В.п.)
-Какими членами предложения могут быть существительные в предложении? (подлежащее, дополнение, обстоятельство)
10. Обобщение.
Предлагаю устно выполнить упр.524.
Прочитайте текст.
-Какие ошибки допустил ученик в определении падежа?
Чего он не знал? (как определять падеж, падежи определяются не по окончанию)
-Определите падежи этих слов. (П.п., П.п.)
11. Домашнее задание.
Упр.525 (списать, подчеркнуть подлежащие и дополнения, указав падежи. Морфологический и синтаксический разборы выполнить)