ВОЛЖСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ВОЛГОГРАДСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ№6
Тема: 2.3.Военно-патриатическое воспитание молодёжи.
Название учебной дисциплины: Безопасность Жизнедеятельности.
Курс: 2,3,4
Специальность: Лечебное дело Ф-31
Акушерское дело: А-21
Сестринское дело М-31, М -941,М-942,М- 943.
Форма обучения: очная
Количество часов:2
Разработчик: Заболотнев А.В., преподаватель Безопасности Жизнедеятельности.
Методическая разработка
рассмотрена и одобрена на заседании УМО №2
(протокол№3, 19.12.2016)
Председатель УМО _______________
Южанина Т.Н.
«19» _декабря_2016г.
Волжский, 2016
Мотивация изучения темы: Студенты должны быть информированы о новейших достижениях науки в области мероприятий по военной службе .
Цели занятия:
Учебные (умения, знания): формирование системы знаний, умений и навыков, а также новых понятий на определенном этапе изучаемой темы;
Знать: Понятия «патриотизм», «патриот», «родина» , «дружба» и «войсковое товарищество».
Воспитательная- Воспитывать интерес к изучению истории страны, чувство патриотизма, гордость за свою Родину; воспитывать любознательность и пытливость в процессе обучения.
Развивающая - Развивать познавательную и творческую активность; формировать коммуникативные способности и умение вести диалог; развивать психические процессы, память, мышление, воображение, восприятие, внимание, речь.
Компетенции, формируемые на данном занятии (ОК и ПК)
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
ПК 6.5. Повышать профессиональную квалификацию и внедрять новые современные формы работы.
Интеграционные связи (внутри - и междисциплинарные): география, история.
Оснащение: плакаты, таблица, доска. плакаты, таблица, индивидуальные средства защиты АН-2-ГО, АП-24 и индивидуальный пакет, носилки, ремни, лямки, шины
Основные этапы занятия:
Организационный момент (5 мин)
Объяснение нового материала (80-85 мин)
Задание на дом (1-3 мин).
Список литературы: А.Т Смугнов Основы безопасности жизнедеятельности
Медицина катастроф. Курс лекций
Автор: Левчук И.П., Третьяков Н.В.
Медицина катастроф и чрезвычайных ситуаций
Автор: Колб Л.И., Леонович С.И., Леонович И.И.
Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф
Автор: Ястребов Г.С.
Интернет- ресурсы: http://обж.рф/
Ход занятия:
№п/п | Название этапа | Описание этапа | Педагогическая цель этапа | Время этапа |
1. 2. 3. | Орг. момент. Объяснение нового материала. Закрепление материала. | Приветствие студентов, отмечаются присутствующие, отмечается состояние аудитории, внешний вид студентов, сообщаются тема и цели занятия, мотивация занятия, сообщается и записывается план лекции. Вступительная часть –подготовка слушателей к восприятию материала, настрой на рабочую деятельность. Основная часть – выдается основной объем материала. Конспектируются основные термины и понятия лекции: Военно-патриотическое воспитание является той областью деятельности, которая формирует чувства, мысли, идеи, понятия, поступки, связанные с защитой своего Отечества. Военно-патриотическое воспитание молодежи имеет четыре основных направления:
Как патриотизм влияет на качество службы военнослужащих? Заключительная часть – логическое заключение лекции, подведение итогов занятия, работа с учебниками | Создание рабочей атмосферы, формирование познавательного интереса, развитие профессионального общения, дисциплинирование, мотивация студентов. Информационная цель, подготовка к ознакомлению с учебным материалом, закрепление основных понятий и терминов. Преподаватель руководит научным мышлением студента через формирование понятийного аппарата, активизирует мыслительную деятельность. Преподаватель настраивает студентов на проявление активности в выполнении самостоятельной работы по данному материалу, определяет основные методические источники данного материала. | |
4. | Задание на дом. | Преподаватель дает четкие рекомендации по подготовке к следующему занятию, акцентируя внимание на основных вопросах лекции. | Обеспечение качественного усвоения материала. | |
Преподаватель Заболотнев А.В.
Лекция
Военно-патриотическое воспитание призвано способствовать привлечению граждан особенно молодежи к решению общегосударственных задач, развитию у них государственного мышления, умению действовать в соответствии с национальными интересами России. Она включает в себя государственные учреждения, общественные организации, нормативно-правовую и духовно-нравственную базу воспитательной, образовательной и массовой просветительной деятельности, а также комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания граждан Российской Федерации .
Патриотическое воспитания в России осуществляется по следующим направлениям:
Четкое согласование целенаправленной деятельности государственных органов всех уровней и координация работы общественных, религиозных организаций (объединений), творческих союзов в интересах патриотического воспитания. На федеральном уровне организационное сопровождение Программы осуществляет Российский государственный военный историко-культурный центр (Росвоенцентр) при Правительстве Российской Федерации. Ее головные исполнители - Министерство образования и науки РФ, Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Министерство обороны РФ. В федеральных органах исполнительной власти созданы советы по патриотическому воспитанию, а в субъектах Российской Федерации региональные межведомственные координационные советы. Рабочими органами указанных советов являются центры патриотического воспитания. На основе Концепции патриотического воспитания граждан РФ (одобрена на заседании Правительства РФ в 2003 г.) и Программы приняты ведомственные и региональные программы патриотического воспитания. В Министерстве обороны РФ ведомственная программа патриотического воспитания на 2006 -2010 годы утверждена приказом министра обороны 2006 года № 28. Решение организационных вопросов по ее реализации возложено на Главное управление воспитательной работы ВС РФ. Так как любая система без профессионально подготовленных и имеющих практический опыт воспитателей ничего не стоит, программа предусматривает подготовку на федеральном и региональном уровнях специалистов в области патриотического воспитания.
Совершенствование нормативно-правовой базы патриотического воспитания. Это направление включает в себя разработку и принятие законодательных актов, определяющих функции и взаимодействие органов государственной власти, местного управления, общественных и религиозных организаций в вопросах патриотического воспитания граждан России. Правовой основой патриотического воспитания на современном этапе являются Конституция РФ; Федеральные законы «Об образовании», «О воинской обязанности и военной службе», «О ветеранах», «О днях воинской славы (победных днях) России»; Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации; «Программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006 -2010 годы» и другие нормативные правовые акты.
Развитие научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания. Для реализации этого направления предусматриваются:
подготовка методических рекомендаций по проблемам формирования и развития личности патриота России;
разработка комплекса учебных и специальных программ и методик в области патриотического воспитания;
разработка форм, методов и средств патриотического воспитания различных категорий граждан РФ;
изучение и обобщение передового опыта в области патриотического воспитания для его внедрения в практику патриотической работы.
Информационное обеспечение в области патриотического воспитания. Оно предусматривает: расширение военно-патриотической тематики в телерадиовещании и печатных изданиях; противодействие попыткам дискредитации патриотической идеи в средствах массовой информации, в произведениях литературы и искусства; создание условий для более широкого участия СМИ в пропаганде патриотизма; содействие развитию творческого потенциала журналистов, писателей и кинематографистов в области патриотического воспитания.
Использование государственных символов России в патриотическом воспитании. В этих целях предполагается проводить: мероприятия, направленные на разъяснение смысла, содержания, истории возникновения и развития основных символов государства - Герба, флага и гимна; расширение выпуска полиграфической продукции с изображением национальных символов России и обеспечение ей образовательных учреждений, воинских частей, общественных организаций, патриотических клубов и центров; изучение в образовательных учреждениях государственной символики России; а также осуществлять поддержку организаторов всероссийских конкурсов, семинаров, конференций и выставок по вопросам патриотического воспитания граждан с использованием государственных символов России.
Финансово-экономическое обеспечение патриотического воспитания. Общий объем финансирования Программы в 2006 - 2010 годах предусмотрен в сумме 497,8 млн. рублей, в том числе 378,05 млн. рублей из средств федерального бюджета и 119, 75 млн. рублей из внебюджетных источников. Финансирование мероприятий региональных программ осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ. На обеспечение ведомственной программы Министерства обороны РФ на пятилетие с учетом внебюджетных средств выделена сумма 50,15 млн. рублей.
Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание, основными задачами которого являются формирование готовности и способности молодежи к военной службе, воспитание верности боевым и героическим традициям Российской армии, сознательного отношения к выполнению конституционного долга по защите Отечества, обеспечению его безопасности и суверенитета.
Цель и задачи военно-патриотического воспитания
Цель и задачи военно-патриотического воспитания — развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.
Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:
проведение научно-обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий для эффективного военно-патриотического воспитания молодежи;
утверждение в сознании и чувствах молодежи патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной службы;
создание новой эффективной системы военно-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у молодежи верности к Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей;
создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной системы военно-патриотического воспитания молодежи, в том числе проходящей службу в рядах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.
Содержание военно-патриотического воспитания
В содержании военно-патриотического воспитания можно выделить два основных, тесно взаимосвязанных между собой компонента. Первый из них характеризуется более широкой социально-педагогической направленностью. Он основывается на таких элементах как: позитивные мировоззренческие взгляды и позиции по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам, важнейшие духовно-нравственные, деятельностные качества (любовь к Родине, уважение к законности, ответственность за выполнение конституционных обязанностей по защите Отечества и обеспечению безопасности его граждан и другие).
Социально-педагогический компонент содержания является доминирующим и составляет его ядро. Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке к реализации функции защиты Отечества, к военной и другим, связанным с ней, видам государственной службы.
В современных условиях, когда решается проблема профессионализации личного состава Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, значительно возрастают роль и значение специфического компонента содержания военно-патриотического воспитания. Это предполагает его более глубокую и последовательную дифференциацию, основательную и всестороннюю разработку в соответствии с теми конкретными задачами (и прежде всего практического характера), которые возлагаются на защитников Отечества в процессе прохождения военной и других, связанных с ней, видов государственной службы.
Специфический компонент военно-патриотического воспитания характеризуется значительно большей конкретной и деятельностной направленностью. Практическая реализация этого содержания призвана обеспечить: глубокое понимание каждым молодым человеком своей роли и места в служении Отечеству, основанном на высокой личной ответственности за выполнение требований военной и государственной службы; убежденность в необходимости выполнения функции защиты Отечества в современных условиях; формирование основных качеств, свойств, навыков, привычек, необходимых для успешного выполнения обязанностей в рядах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Основой содержания специфического компонента является любовь к Отечеству, верность гражданскому и воинскому долгу, воинская честь, храбрость, стойкость, самоотверженность, доблесть, мужество, взаимовыручка.
В современных условиях в содержании военно-патриотического воспитания молодежи в качестве приоритетных выделяются следующие духовно-нравственные ценности:
гражданственность;
общенациональность в государственном масштабе;
приоритет общественно-государственных интересов над личными;
лояльность к основам государственного и общественного строя, к существующей политической системе;
патриотизм, преданность своему Отечеству;
преемственность, сохранение и развитие лучших традиций Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;
самоотверженность и способность к преодолению трудностей и лишений;
гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства;
социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права.
Основополагающие принципы и направления их реализации
Среди основополагающих принципов военно-патриотического воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере, выделяются: научность; гуманизм; демократизм; приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций; системность, преемственность и непрерывность в развитии молодежи, с учетом особенностей ее различных категорий; многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания; его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода; тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.
Реализация этих принципов в процессе военно-патриотического воспитания молодежи призвана обеспечить развитие у нее нового, по-настоящему заинтересованного отношения к военной и государственной службе, готовности к достойному выполнению функции по защите Отечества, и осуществляется по следующим основным направлениям:
Духовно-нравственное — осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении.
Историческое — познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве.
Политико-правовое — формирование глубокого понимания конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в политической системе общества и государства.
Патриотическое — воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян.
Профессионально-деятельностное — формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач.
Психологическое — формирование у молодежи высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях обстановки, способности преодолевать тяготы и лишения военной и других видов государственной службы, важнейших психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в коллективе подразделения, части.
Воспитание на воинских традициях, представляющих собой устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы отношений в военной организации общества в виде порядка, правил и норм поведения, духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнением учебно-боевых задач, организацией военной и других видов государственной службы и быта. Важнейшими воинскими традициями, оказывающими наибольшее воспитательное воздействие на молодежь, являются: верность военной присяге, Боевому Знамени и Военно-Морскому флагу, служение интересам народа, а не отдельным политическим партиям и их лидерам; самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы: массовый героизм и мужество в период, когда решается судьба независимости Отечества; воинская доблесть, умение стойко переносить трудности военной службы; демократизм взаимоотношений между военнослужащими и взаимное доверие; гуманное отношение к поверженному врагу, населению зарубежных стран и пленным.
Все эти направления органически взаимосвязаны между собой, объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, духовно-нравственными и мировоззренческими основами, принципами, формами и методами военно-патриотического воспитания.
Система военно-патриотического воспитания включает:
Формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в детских дошкольных учреждениях, в общеобразовательной и высшей школе, в других типах учебных заведений.
Массовую патриотическую и военно-патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными и общественными органами и организациями, органами местной власти и управления, органами и организациями Вооруженных Сил, военкоматами, организациями и объединениями воинов запаса, ветеранов, правоохранительными органами и организациями, соответствующими структурами других войск, воинских формирований и органов, РОСТО, Госкомспорта, Минздрава, некоторыми общественными движениями и организациями молодежи и др. (патриотические и военно-патриотические, культурно-исторические и военно-исторические, военно-технические и военно-спортивные и другие клубы и объединения, специальные школы, курсы, различные кружки, спортивные секции; клубы, учебные пункты будущего воина, офицера; месячники и дни патриотической работы, вахты памяти, поисковая деятельность, военно-спортивные игры, походы и т.д.).
Деятельность средств массовой информации, творческих союзов, особенно работников культуры и искусства, соответствующих научных, молодежных ассоциаций, организаций, в той или иной мере направленную на рассмотрение, освещение и поиск решения проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.
Организация и проведение военно-патриотической работы предполагает использование целого комплекса соответствующих форм, которые могут быть дифференцированы на три основные группы.
Первая группа, обусловленная общеразвивающим компонентом содержания военно-патриотического воспитания, включает в себя весьма обширные и многообразные формы общепатриотического характера. Они используются, главным образом, в условиях осуществляемого в системе учебно-воспитательных учреждений (всех основных уровней) процесса или в виде дополняющих его элементов (учебных занятий) по самым различным учебным дисциплинам, особенно гуманитарным, на специализированных факультетах, кружках, курсах, секциях и др.; беседы, утренники, вечера вопросов и ответов, "круглые столы", встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими; совершенствование учебно-материальной базы начального военного обучения и т.д.
Вторая группа, обусловленная спецификой содержания военно-патриотического воспитания, менее разнообразна и характеризуется большей военной и военно-прикладной направленностью. Эти формы, проводимые преимущественно в виде практических занятий, работ, различных игр и т.д., включают, в частности, ознакомление подростков и юношей с жизнью и деятельностью войск, с особенностями службы и быта военнослужащих (военно-технические кружки, тактические учения, тактико-строевые занятия, военно-спортивные игры, секции по военно-прикладным видам спорта и т.п.).
Наиболее перспективным в плане высокоэффективного выполнения задач военно-патриотического воспитания является применение комплексных комбинированных интегрированных форм, оптимально сочетающих как общее, так и специфическое в его содержании, образующих третью группу. К ней относятся такие формы, как оборонно-спортивный оздоровительный лагерь, учебные сборы, патриотические клубы и объединения различной на-правленности, университеты будущего воина, офицера, школы юных моряков, летчиков, пограничников, десантников и некоторые другие. Эти формы включают в себя различные, многоплановые мероприятия, которые проводятся системно, с определенной цикличностью, в соответствии с научно обоснованными организационными условиями. Тем самым в значительной мере преодолевается разрыв между теоретическими и практико-прикладными компонентами военно-патриотического воспитания, между его общеразвивающей направленностью и специфическими задачами.
Основные направления и условия обеспечения военно-патриотического воспитания
В соответствии с вышеизложенным можно выделить следующие основные направления и условия:
Информационно-разъяснительное обеспечение - утверждение патриотизма, конституционного долга, готовности к достойному служению Отечеству в качестве важнейших ценностей в сознании и чувствах молодежи, особенно в тесной связи с интересами государства и общества; активное использование в этих целях средств массовой информации, особенно военно-периодической печати; преодоление при этом сложившихся стереотипов и комплексов негативного плана.
Научно-теоретическое обеспечение - значительная активизация исследований в сфере военно-патриотического воспитания молодежи, использование результатов разработок в практической деятельности с цепью ее коренного улучшения в условиях изменений, происходящих в обществе. Обоснование и обогащение содержания воспитательной работы посредством включения в него культурно-исторического, духовно-нравственного и других компонентов, важнейших достижений в области социально-гуманитарных наук, а также современной военной мысли.
Педагогическое и методическое обеспечение — фундаментальная разработка комплекса учебных и специальных программ и методик по организации и проведению военно-патриотической работы в ее различных формах, использование всего многообразия педагогических форм и средств с учетом особенностей той или иной категории молодежи. Развитие и совершенствование форм и методов военно-патриотического воспитания. Регулярное издание соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом инноваций, передового учебно-воспитательного опыта.
Обеспечение взаимодействия субъектов Федерации и их структур в системе военно-патриотического воспитания — повышение эффективности этой системы, функциональных возможностей ее основных субъектов, создание на уровне Федерации, регионов и местного самоуправления межведомственных и межрегиональных комиссий по реализации цели и задач по формированию у молодежи гражданственности, патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству. Разработка модели реализации основных направлений деятельности по воспитанию молодежи в регионах Российской Федерации.