Тип урока: комбинированный |
Педагогические задачи: создавать условия для формирования читательских умений, совершенствования навыка чтения, анализа стихотворения, раскрытия его смысла, формирования умения логично излагать свои мысли во время устной речи; развивать устную речь, мышление, внимание, память; способствовать развитию коммуникабельности, приобщению к чтению, воспитанию заботливости, внимательности, чуткости |
Планируемые результаты |
Предметные: соотносят заголовок с содержанием текста; замечают эмоционально-оценочные слова, ярко характеризующие героя, его поступки; определяют отношение к нему окружающих персонажей и автора | Метапредметные: познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; структурируют знания; овладевают техникой чтения, приемами понимания произведения; составляют несложные монологические высказывания о героях; регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие; коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи | Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное |
Образовательные ресурсы: присказки, песня «Тараторки»; небылицы; выставка рисунков детей |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучаю- щихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организация начала урока | – Вспомним правила поведения на уроке. Встали тихо, замолчали, Все, что нужно, вы достали. Приготовились к уроку, В нем иначе нету проку. Здравствуйте, садитесь, Больше не вертитесь. Мы урок начнем сейчас, Интересен он для вас. Слушай все внимательно, Поймешь все обязательно | Психологически и эмоционально настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку: наличие тетради, учебника, пишущих принадлежностей | Владеют навыками психологической и эмоциональной настроенности на работу на уроке |
II. Проверка домашнего задания | Организует выставку рисунков на доске и проводит анализ пересказа текста | Рассматривают и анализируют рисунки. Пересказывают текст | Осуществляют контроль и оценку учебных действий |
III. Постановка учебной задачи | Читает стихотворение. Сотни слов, родных и метких, Скинув, голос потеряв, Взаперти, как птицы в клетках, Дремлют в толстых словарях. Ты их выпусти оттуда, В быт обыденный верни. Чтобы речь – людское чудо – Не скудела в наши дни. В. Шефнер – О чем это стихотворение? – К чему призывает нас автор? – Зачем надо «выпустить слова»? – Нужна ли человеку богатая речь? – Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир слов, будем учиться объяснять значения | Внимательно слушают. Отвечают на вопросы. – Чтобы точнее выражать свои мысли, быть культурным чело- веком | Осознанно строят речевое высказывание (устно), осуществляют поиск и выделение, извлечение необходимой информации. Умеют высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
IV. Работа по теме урока. 1. Чтение стихотворения М. Дудина «Тары-бары…» | – Прочитайте произведение М. Дудина | Читают | Устанавливают значение результатов своей деятельности. Сопереживают героям. Осуществляют построение рассуждений. Принимают и сохраняют учебную задачу, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свое действие |
2. Беседа по содержанию | – Какую сказку вы вспоминаете, когда читаете это стихотворение? | Отвечают на вопросы |
3. Словарная работа | – Назовите слова, значение которых мы не сможем объяснить, пользуясь словарем. – Что автор хотел передать словами дилинь-дилинь, дилинь-бом, тары-бары? | Объясняют значение слов |
4. Знакомство с присказками | – Это слова-присказки. Прочитайте, что такое присказка. – Давайте прочитаем присказки. – К каким сказкам подходят эти присказки? – Прочитайте еще присказки. (См. ресурсный мате- риал.) | Выполняют задания, отвечают на вопросы |
Физкультминутка | Мы устали, засиделись, Нам размяться захотелось. | (Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки.) | То на стену посмотрели, То в окошко поглядели. Вправо, влево поворот, А потом наоборот. | (Повороты корпусом.) | Приседанья начинаем, Ноги до конца сгибаем. Вверх и вниз, вверх и вниз, Приседать не торопись! | (Приседания.) | И в последний раз присели, А теперь на место сели. | (Дети садятся.) | | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
5. Знакомство с песней «Тараторки» | (См. ресурсный материал.) | Внимательно слушают | Осознанно строят речевое высказывание (устно), осуществляют поиск и выделение необходимой информации, извлечение необходимой информации. Умеют высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Устанавливают значение результатов своей деятельности. Сопереживают героям |
6. Знакомство со считалкой-скороговоркой | – Вот коротенькая считалка-скороговорка: Тары-бары-растабары! У Варвары куры стары! | |
7. Знакомство с небылицей | – Послушайте небылицы. Тары-бары, небылицы. Вам такое не приснится. Можно только сочинить... Мчался Заяц во всю прыть. Догонял Косой Лисицу. Разве может так случиться? Но догнал, и перегнал, И язык ей показал. Потому – олимпиада. Бегать очень быстро надо. И неважно, кто ты есть, Победил – тебе и честь | |
8. Работа в тетради | | Выполняют задания |
V. Итог урока. Рефлексия | – О чем мы сегодня говорили? – Чему учились? – Какое произведение читали? – Какое задание было легко выполнять? – Какое вызвало затруднение? Почему? – Что нужно сделать, чтобы больше не возникало затруднений? | Отвечают на поставленные вопросы, слушают ответы одно-классников | Осуществляют планирование, контроль, оценку; устанавливают значения результатов своей деятельности |
Домашнее задание | Выучить присказку наизусть | Записывают задание на дом, задают вопросы | Принимают и сохраняют учебную задачу |
Без присказки сказки – что без полозьев салазки.
Начинается сказка, начинается побаска – сказка добрая, повесть долгая, не от сивки, не от бурки, не от вещего каурки, не от молодецкого посвисту, не от бабьего покрику.
Вот диво – так диво! На море, на океане, на острове Буяне стоит древо – золотые маковки. По этому древу ходит кот Баюн: вверх идет – песню заводит, вниз идет – сказки сказывает.
Далеко от нас было – не видать, а только лишь от стариков было слыхать.
Это еще не сказка, а присказка, сказка вся впереди.
Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли.
Я сам там был, мед и пиво пил, по усам текло, в рот не попало, на душе пьяно и сытно стало.
В некотором царстве, в некоем государстве.
Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка.
Сказка вся – больше врать нельзя.
1. У Федорки на задворках собралися тараторки, эх. Припев: У Федорки на задворках собралися тараторки, Всех судили да рядили. | 6. У Сережки тонки ножки, никому не даст он крошки! Припев: Тары-бары, растабары, Растабары, тары-бары, Ну ни крошки, ну ни крошки! |
2. Всех судили да рядили, до полночи говорили, эх. Припев: Тары-бары, растабары, Растабары, тары-бары, Говорили, говорили. | 7. А у Пети есть две двойки, у Данила же – три тройки. Припев: Тары-бары, растабары, Растабары, тары-бары, Есть три тройки, есть три тройки. |
3. Катя личиком красива, да сонлива и ленива, эх. Припев: Тары-бары, растабары, Растабары, тары-бары, Да ленива, да ленива. | 8. Что трещите, как сороки? Позабыли про уроки! Припев: Тары-бары, растабары, Растабары, тары-бары, Про уроки, про уроки. |
4. Вера очень задается, как увидит, отвернется! Эх. Припев: Тары-бары, растабары, Растабары, тары-бары, Отвернется, отвернется. | 9. Про других вы говорите, на себя вы посмотрите! Припев: Тары-бары, растабары, Растабары, тары-бары, Посмотрите, посмотрите. |
5. А Марина все дерется, и во все она суется, эх. Припев: Тары-бары, растабары, Растабары, тары-бары, Все суется, все суется. | 10. У Федорки на задворках собралися тараторки, эх. Припев: Всех судили да рядили, про себя они забыли. Да забыли, да забыли, эх. |