СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 66. М. ДУДИН «ТАРЫ-БАРЫ…». В. БИАНКИ «ХВОСТЫ».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: создавать условия для формирования читательских умений, совершенствования навыка чтения, анализа стихотворения, раскрытия его смысла, формирования умения логично излагать свои мысли во время устной речи; развивать устную речь, мышление, внимание, память; способствовать развитию коммуникабельности, приобщению к чтению, воспитанию заботливости, внимательности, чуткости.

Просмотр содержимого документа
«Урок 66. М. ДУДИН «ТАРЫ-БАРЫ…». В. БИАНКИ «ХВОСТЫ».»

Урок 66. М. Дудин «Тары-бары…».
В. Бианки «Хвосты»
(дополнительное чтение)

Тип урока: комбинированный

Педагогические задачи: создавать условия для формирования читательских умений, совершенствования навыка чтения, анализа стихотворения, раскрытия его смысла, формирования умения логично излагать свои мысли во время устной речи; развивать устную речь, мышление, внимание, память; способствовать развитию коммуникабельности, приобщению к чтению, воспитанию заботливости, внимательности, чуткости

Планируемые результаты

Предметные: соотносят заголовок с содержанием текста; замечают эмоционально-оценочные слова, ярко характеризующие героя, его поступки; определяют отношение к нему окружающих персонажей и автора

Метапредметные:

познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; структурируют знания; овладевают техникой чтения, приемами понимания произведения; составляют несложные монологические высказывания о героях;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое
действие;

коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи

Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное

Образовательные ресурсы: присказки, песня «Тараторки»; небылицы; выставка рисунков детей


Организационная структура урока


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучаю-
щихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

– Вспомним правила поведения на уроке.

Встали тихо, замолчали,

Все, что нужно, вы достали.

Приготовились к уроку,

В нем иначе нету проку.

Здравствуйте, садитесь,

Больше не вертитесь.

Мы урок начнем сейчас,

Интересен он для вас.

Слушай все внимательно,

Поймешь все обязательно

Психологически и эмоционально настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку: наличие тетради, учебника, пишущих принадлежностей

Владеют навыками психологической и эмоциональной настроенности на работу на уроке

II. Проверка
домашнего
задания

Организует выставку рисунков на доске и проводит анализ пересказа текста

Рассматривают и анализируют рисунки. Пересказывают текст

Осуществляют контроль
и оценку учебных
действий

III. Постановка учебной задачи

Читает стихотворение.

Сотни слов, родных и метких,

Скинув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни.

Чтобы речь – людское чудо –

Не скудела в наши дни.

В. Шефнер

– О чем это стихотворение?

– К чему призывает нас автор?

– Зачем надо «выпустить слова»?

– Нужна ли человеку богатая речь?



– Сегодня мы совершим увлекательное путешествие
в мир слов, будем учиться объяснять значения

Внимательно слушают.










Отвечают на вопросы.



– Чтобы точнее выражать свои мысли, быть культурным чело-
веком

Осознанно строят речевое высказывание
(устно), осуществляют поиск и выделение, извлечение необходимой информации.

Умеют высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

IV. Работа
по теме урока.

1. Чтение стихотворения
М. Дудина «Тары-бары…»

– Прочитайте произведение М. Дудина

Читают

Устанавливают значение результатов своей деятельности.

Сопереживают героям.

Осуществляют построение рассуждений.

Принимают и сохраняют учебную задачу, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свое действие

2. Беседа по содержанию

– Какую сказку вы вспоминаете, когда читаете это стихотворение?

Отвечают на вопросы

3. Словарная
работа

– Назовите слова, значение которых мы не сможем объяснить, пользуясь словарем.

– Что автор хотел передать словами дилинь-дилинь, дилинь-бом, тары-бары?

Объясняют значение слов

4. Знакомство

с присказками

– Это слова-присказки. Прочитайте, что такое присказка.

– Давайте прочитаем присказки.

– К каким сказкам подходят эти присказки?

– Прочитайте еще присказки. (См. ресурсный мате-
риал.)

Выполняют задания, отвечают
на вопросы

Физкультминутка

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

(Одна рука вверх,
другая вниз, рывками менять руки.)

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево поворот,

А потом наоборот.



(Повороты корпусом.)

Приседанья начинаем,

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись!

(Приседания.)

И в последний раз присели,

А теперь на место сели.

(Дети садятся.)


Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

5. Знакомство
с песней «Тараторки»

(См. ресурсный материал.)


Внимательно слушают

Осознанно строят речевое высказывание
(устно), осуществляют поиск и выделение необходимой информации, извлечение необходимой информации.

Умеют высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено
и что еще подлежит усвоению. Устанавливают
значение результатов своей деятельности.

Сопереживают героям

6. Знакомство
со считалкой-скороговоркой

– Вот коротенькая считалка-скороговорка:

Тары-бары-растабары!

У Варвары куры стары!


7. Знакомство

с небылицей

– Послушайте небылицы.

Тары-бары, небылицы.

Вам такое не приснится.

Можно только сочинить...

Мчался Заяц во всю прыть.

Догонял Косой Лисицу.

Разве может так случиться?

Но догнал, и перегнал, 

И язык ей показал.

Потому – олимпиада.

Бегать очень быстро надо.

И неважно, кто ты есть,

Победил – тебе и честь


8. Работа в тетради


Выполняют задания

V. Итог урока. Рефлексия

– О чем мы сегодня говорили?

– Чему учились?

– Какое произведение читали?

– Какое задание было легко выполнять?

– Какое вызвало затруднение? Почему?

– Что нужно сделать, чтобы больше не возникало затруднений?

Отвечают на поставленные
вопросы, слушают ответы одно-классников

Осуществляют планирование, контроль, оценку; устанавливают значения

результатов своей деятельности

Домашнее

задание

Выучить присказку наизусть

Записывают задание на дом, задают вопросы

Принимают и сохраняют учебную задачу


Ресурсный материал

Присказки

Без присказки сказки – что без полозьев салазки.

Начинается сказка, начинается побаска – сказка добрая, повесть долгая, не от сивки, не от бурки, не от вещего каурки, не от молодецкого посвисту, не от бабьего покрику.

Вот диво – так диво! На море, на океане, на острове Буяне стоит древо – золотые маковки. По этому древу ходит кот Баюн: вверх идет – песню заводит, вниз идет – сказки сказывает.

Далеко от нас было – не видать, а только лишь от стариков было слыхать.

Это еще не сказка, а присказка, сказка вся впереди.

Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли.

Я сам там был, мед и пиво пил, по усам текло, в рот не попало, на душе пьяно и сытно стало.

В некотором царстве, в некоем государстве.

Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка.

Сказка вся – больше врать нельзя.

Рассказ учителя о присказках

Присказка («побаска», «прибакулоцька», «прибасеноцька», «прибалутка», «присказулька») – крестьянское название для особого жанра очень коротких сказочек, сообщаемых сказочником в качестве вводной части к длинной сказке, волшебной или новеллистической. Присказка вопреки ошибочному мнению В. Даля органически никогда не связана с рассказываемой сказкой и может иногда употребляться как самостоятельная сказка, а иногда даже при сказке рассказывается с большим интервалом, который заполняется смехом сказочника и слушателей. Цель присказки – либо раздразнить слушателей дерзким ответом на просьбу их о сказке, либо захватить внимание, либо наконец развеселить, подготовив к лучшему восприятию сказки.

Песня «Тараторки»

1. У Федорки на задворках собралися тараторки, эх.

Припев: У Федорки на задворках собралися тараторки,

Всех судили да рядили.

6. У Сережки тонки ножки, никому не даст он крошки!

Припев: Тары-бары, растабары,

Растабары, тары-бары,

Ну ни крошки, ну ни крошки!

2. Всех судили да рядили, до полночи говорили, эх.

Припев: Тары-бары, растабары,

Растабары, тары-бары,

Говорили, говорили.

7. А у Пети есть две двойки, у Данила же – три тройки.

Припев: Тары-бары, растабары,

Растабары, тары-бары,

Есть три тройки, есть три тройки.

3. Катя личиком красива, да сонлива и ленива, эх.

Припев: Тары-бары, растабары,

Растабары, тары-бары,

Да ленива, да ленива.

8. Что трещите, как сороки? Позабыли про уроки!

Припев: Тары-бары, растабары,

Растабары, тары-бары,

Про уроки, про уроки.

4. Вера очень задается, как увидит, отвернется! Эх.

Припев: Тары-бары, растабары,

Растабары, тары-бары,

Отвернется, отвернется.

9. Про других вы говорите, на себя вы посмотрите!

Припев: Тары-бары, растабары,

Растабары, тары-бары,

Посмотрите, посмотрите.

5. А Марина все дерется, и во все она суется, эх.

Припев: Тары-бары, растабары,

Растабары, тары-бары,

Все суется, все суется.

10. У Федорки на задворках собралися тараторки, эх.

Припев: Всех судили да рядили, про себя они забыли.

Да забыли, да забыли, эх.