Урок 68
ДЖ. РОДАРИ «ПРО МЫШКУ,
КОТОРАЯ ЕЛА КОШЕК»
Цели деятельности учителя: ознакомить с содержанием сказки Дж. Родари «Про мышку, которая ела кошек»; способствовать развитию навыков чтения − правильности, осознанности; создать условия для обогащения читательского опыта.
Планируемые результаты образования:
Предметные: понимают содержание произведения; умеют определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц); отличать монолог от диалога; отвечать на вопросы по содержанию текста; ориентироваться в заданиях учебника по значкам, выражать эмоции и настроение в процессе чтения.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – высказывание предположения, обсуждение проблемных вопросов, составление плана простого эксперимента; логические – приведение примеров в качестве доказательства выдвигаемых положений.
Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения её результата; оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений («убедительно», «ложно», «истинно», «существенно», «не существенно»).
Коммуникативные: уметь описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.
Личностные: проявляют в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.; применяют правила делового сотрудничества: сравнивают разные точки зрения, считаются с мнением другого человека.
Ход урока
I. Мотивация к деятельности.
Тем, кто любит приключенья, Увлекательнее чтенья
Я открою свой секрет: Ничего на свете нет!
II. Постановка учебной задачи.
− Кто согласен с этим высказыванием?
– Какие произведения вам особенно интересны?
− Много на свете прекрасных стихотворений, увлекательных рассказов. Но все ученики на свете любят, конечно, сказки. На нашем уроке мы прочитаем сказку Дж. Родари «Про мышку, которая ела кошек».
− Понравилось вам название сказки? Приходилось ли вам встречать такую мышку?
III. Открытие нового знания.
1. Словарная работа.
– Прочитайте и объясните, что значат слова.
Хилый − слабый.
Сородичи − родственники.
Ютиться − находиться.
Оробевший − струсивший.
Невежда − малообразованный человек.
На своём веку − в своей жизни.
Приличные клыки – большие, опасные клыки.
Доводилось есть − когда-то пробовал такую еду.
2. Чтение сказки Дж. Родари «Про мышку, которая ела кошек».
После прочтения первой части сказки, до слов «А слона или монаха, принцессу или ёлку тоже, наверное, никогда не доводилось есть?», учитель задает вопрос:
− Как вы думаете, мышка говорит правду или хвастается?
Продолжение чтения сказки до конца.
− Что вас удивило в этом произведении?
3. Определение жанра данного произведения.
− Это сказка или рассказ? Почему вы так думаете? (Это произведение – сказка, потому что только в сказках животные умеют разговаривать.)
4. Выборочное чтение текста.
− Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Найдите соответствующие отрывки в сказке. Прочитайте выразительно.
5. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.
− Почему все съеденные мышкой звери имели такой странный вкус?
– Что помогло мышке спастись от кошки?
− Как вы понимаете выражение «не мешает немного поучиться и у жизни»? Кто и в связи с чем произнёс эти слова?
– Подумайте: какой урок получила мышка?
IV. Рефлексия деятельности.
− Как вы думаете, почему автор дал такое название сказке? Соедините название произведения и автора.
Про мышку, которая ела кошек | | Заколдованная буква |
| Джанни Родари | |
Приключения Буратино | | Приключения Чиполлино |
Знакомство с биографией Дж. Родари.
− Что вы хотите узнать о Джанни Родари?
Учитель отвечает на вопросы детей.
Джанни Родари – известный итальянский детский сказочник, писатель и журналист. Родился в семье булочника. Когда ему ещё не было десяти лет, умер его отец. После чего его мать с тремя детьми перебралась в деревню. Джанни был слабым и болезненным ребёнком, поэтому у него были спокойные увлечения: много читал, брал уроки игры на скрипке.
В молодости он работал учителем начальных классов. Очень дружил с ребятами и придумывал для них весёлые игры.
Потом стал журналистом газеты «Унита» и получил редакционное задание: писать для детей. Вскоре появилась сказка «Приключения Чиполлино», известная на весь мир. Герои этой сказки живут в фантастической стране, населённой человечками-овощами, человечками-фруктами. Но отношения между ними – как в настоящей жизни: «Чиполлино был сыном Чиполлоне. И было у него семь братьев: Чиполлетто, Чиполлотто, Чиполлочча, Чиполлучча и так далее − самые подходящие имена для честной луковой семьи. Люди они были хорошие, надо прямо сказать, да только не везло им в жизни. Что же поделаешь: где лук, там и слёзы. Чиполлоне, его жена и сыновья жили в деревянной лачуге чуть побольше ящичка для огородной рассады. Если богачам случалось попадать в эти места, они недовольно морщили носы, ворчали: “Фу, как несёт луком!” − и приказывали кучеру ехать быстрее».
В сказке постоянно сочетаются реальность и вымысел. Автор взял за правило: развлекая, говорить и о серьёзном. Бодрый, никогда не унывающий Чиполлино защищает бедных, борется за справедливость, выступает против жестокости и зла. Джанни Родари написал ещё несколько сказок: «Путешествие Голубой стрелы», «Джельсомино в стране лжецов», «Сказки по телефону», «Торт в небе» и др. Все его книги читаются на одном дыхании. Они волнуют, учат добру и справедливости.