Урок 69
А. ТОЛСТОЙ «ЁЖ» (отрывок).
В. ЛУНИН «ВОЛК УЖАСНО РАЗЪЯРЁН...».
Г. ЦЫФЕРОВ «ЗЕЛЁНЫЙ ЗАЯЦ»
Цели деятельности учителя: ознакомить с содержанием произведений А. Толстого «Ёж» (отрывок), В. Лунина «Волк ужасно разъярён…», Г. Цыферова «Зелёный заяц»; создать условия для совершенствования навыков правильного, выразительного чтения, обогащения словарного запаса, воспитания бережного отношения к окружающему миру.
Планируемые результаты образования:
Предметные: понимают содержание прочитанного; умеют пересказывать небольшие по объему тексты; определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц); отличать стихотворный текст от прозаического, выражать эмоции и настроение в процессе чтения; получают возможность научиться ориентироваться в мире детской литературы на примере народных и авторских сказок, стихотворения.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – овладение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи; логические – выделение существенной информации из текста; построение рассуждений.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Коммуникативные: уметь различать особенности диалогической и монологической речи; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.
Личностные: осознают значимость чтения; испытывают потребность в систематическом чтении; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное; высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника.
Ход урока
I. Постановка учебной задачи.
− Прочитайте самостоятельно запись на доске. («Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней». Л. Н. Толстой.)
II. Открытие нового знания.
1. Словесное рисование домика Лесовичка.
− Сегодня нас ждёт в гости Лесовичок. Как вы думаете, где он живёт?
− Лесовичок – хозяин волшебного царства с удивительными жителями. С некоторыми обитателями мы сегодня познакомимся. Нас ждёт поляна загадок:
Сердитый недотрога Живёт в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки ни одной. (Ёж.) | На овчарку он похож. Что не зуб – то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть. (Волк.) |
Не барашек и не кот, Носит шубу круглый год. Шуба серая − для лета, Для зимы – другого цвета. (Заяц.) | Скачет зверушка, не рот, а ловушка, Попадёт в ловушку и комар и мушка. (Лягушка.) |
− Лесовичок остался очень доволен. Вы правильно отгадали все загадки. В качестве награды – сказка.
2. Чтение сказки А. Толстого «Ёж» и ответы на вопросы по содержанию прочитанного.
3. Выборочное чтение.
− Прочитайте окончание сказки. Рассмотрите иллюстрацию.
− Ёж – это маленький ночной хищник. В колючей шкурке почти 16 тысяч иголок. Пищей ежам служат жуки, дождевые черви, лягушки, ящерицы, змеи и мыши. К зиме ежи жиреют и впадают в глубокую спячку. При встрече с волком ёж фыркает и подпрыгивает, стараясь уколоть врага; если это не помогает, он свёртывается в клубок, подставляя нападающему хищнику свою колючую спину. Часто, наколов морду иглами, нападающие хищники оставляют ежа в покое.
4. Чтение стихотворения В. Лунина «Волк ужасно разъярён...».
− Как меняется интонация при чтении стихотворения?
5. Выразительное чтение стихотворения.
Серый ёжик весь в иголках, Хоть колюч молчун лесной –
Словно он не зверь, а ёлка. Ёжик добрый, а не злой.
6. Чтение рассказа Г. Цыферова «Зелёный заяц».
− Любимая рубрика Лесовичка – «Ребята и зверята». Сейчас вы самостоятельно прочитаете невероятную историю Г. Цыферова «Зелёный заяц».
7. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.
− Так ли невероятна эта история?
8. Выразительное чтение рассказа.
− Обоснуйте точку зрения: хорошо, что мы все разные, или мы должны быть одинаковыми?
9. Подбор пословицы для окончания рассказа.
− Лесовичок предлагает вам поиграть в игру-рассуждение «Что было бы…», но помните: «Ум имей хоть маленький, да свой».
1. Если бы птицы перестали вить гнёзда?
2. Если бы не таял снег?
3. Если бы не набухли почки?
III. Рефлексия деятельности.
− Какие произведения вы прочитали сегодня на уроке? Кто их автор?
– Что вы узнали нового? Что было особенно интересно?
на доске записано: «Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней». Л. Н. Толстой.
− Прочитайте все вместе. Попробуйте объяснить смысл этого высказывания.
– Лесовичок остался доволен уроком, а вы?