СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

УРОК 8. «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»: система образов сказки. 5 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основное содержание урока Главные и второстепенные герои сказки. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа.  

Просмотр содержимого документа
«УРОК 8. «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»: система образов сказки. 5 класс.»

УРОК 8
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»:
система образов сказки.

Основное содержание урока
Главные и второстепенные герои сказки. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа.

Основные виды деятельности:
Беседа о главных и второстепенных героях сказки. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов. Составление характеристики главного героя сказки. Групповые мини-исследования: поиск и изучение слов и выражений, в которых даётся оценка героев. Презентация и защита иллюстраций к сказке.
Практическая работа. Составление плана характеристики сказочного героя и рассказ о нём по плану.
Самостоятельная работа. Составление письменной характеристики героя, подготовка к чтению по ролям сказки «Журавль и цапля», составление развёрнутого устного высказывания о любимых жанрах русского фольклора.

Содержание урока

I. Главные и второстепенные герои сказки

Вступительная беседа:

Перечислите в тетради всех героев сказки.

Подчеркните в этом списке положительных героев. Обоснуйте своё решение.

Есть ли в сказке герои, которым присущи и положительные, и отрицательные черты? Докажите своё мнение.

Какие персонажи в этой сказке являются главными героями, а какие — второстепенными? Почему вы так думаете?

II. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки.
Нравственное превосходство главного героя

Составление характеристики главного героя сказки:

Расскажите о подвигах Ивана — крестьянского сына.

Почему Иван не остался дома, когда его братья собрались сражаться с чудом-юдом? Как это его характеризует?

Почему именно Иван предложил ходить ночью в дозор? Что можно сказать о его характере?

Почему Иван отправился к реке Смородине, когда в дозор поехал его старший брат, а затем — средний брат? Как он сражался с чудовищем, пока его братья спали?

Какие черты характера Ивана проявились в сценах боя? Почему ему было особенно трудно в последнем бою?

Найдите цитаты, которые показывают, как Иван преодолевал трудности в третьем бою с чудовищем.

Только ли сила помогла Ивану победить? Обоснуйте своё мнение.

Как вы думаете, почему в сказке нет описания внешности Ивана?

Сформулируйте главную мысль сказки. Как она отразилась в образе главного героя?

Найдите в сказке слова и выражения, которые характеризуют Ивана как положительного героя. Выпишите их.

В чём превосходство Ивана перед другими героями? Чем он отличался от своих братьев, от чуда-юда, от его жён и матери-змеихи?

Ответьте на вопросы и выполните задания 5—6 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

III. Составление устной характеристики Ивана — крестьянского сына
по следующему плану:

1. Место Ивана в крестьянской семье.

2. Его отношения с родителями и братьями.

3. Поведение Ивана в поединках с чудом-юдом.

4. Главные черты его характера: решительность, сообразительность, предусмотрительность, смелость, находчивость, сила (проиллюстрируйте каждую из черт его характера примерами из сказки).

5.Способы создания характера главного героя сказки.

6. Общность и различие главных героев сказки: Ивана — крестьянского сына и чуда-юда.

Отражение в образе Ивана народных представлений о добре и зле.

IV. Герои сказки в оценке автора-народа
Обобщающая беседа:

Охарактеризуйте злые силы сказки.

Какие черты людей осуждаются в фольклоре?

V. Мини-исследование (по группам):

1. Выпишите из сказки цитатные характеристики.

Найдите в сказке слова и выражения, в которых даётся оценка Ивану, его братьям, чуду-юду, его матери и жёнам.

Сделайте вывод о народных оценках добра и зла, которые отразились в сказке.

2. Защитите свою иллюстрацию к сказке, особо отметьте, какие человеческие черты вы приветствуете, а какие — осуждаете.

Домашнее задание

Составить письменную характеристику Ивана — крестьянского сына.

Подготовиться к чтению по ролям сказки «Журавль и цапля».

Индивидуальное задание.

Подготовить развёрнутое устное высказывание о ваших любимых жанрах русского фольклора.


Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. — М.: Просвещение, 2016.