СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 8. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЛОВ «ТЫ», «ВЫ» ПРИ ОБЩЕНИИ. ПРАВОПИСАНИЕ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: создать условия для осознания цели и ситуации устного общения, овладения нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; научить правильно называть буквы русского алфавита, их последовательность, применять правила правописания прописной (заглавной) буквы в именах собственных.

Просмотр содержимого документа
«Урок 8. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЛОВ «ТЫ», «ВЫ» ПРИ ОБЩЕНИИ. ПРАВОПИСАНИЕ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ.»

Урок 8
речевой этикет: использование слов «ты», «вы» при общении.
правописание имен собственных

Педагогические задачи: создать условия для осознания цели и ситуации устного общения, овладения нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; научить правильно называть буквы русского алфавита, их последовательность, применять правила правописания прописной (заглавной) буквы в именах собственных.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся решать учебные и практические задачи – правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность, писать прописную букву в именах собственных; получат возможность научиться участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – осознание цели и ситуации устного общения; овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; применение правила правописания прописной (заглавной) буквы в именах собственных; логические – проведение анализа речевых ситуаций, в которых используются слова ты, вы при обращении; моделирование звуковых схем слов.

Регулятивные: оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке; осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы; соблюдать нормы речевого этикета.

Личностные: применяют приобретённые навыки в практической деятельности; используют усвоенные приёмы работы для решения учебных задач; стремятся к достижению положительных результатов труда; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий с внесением корректировки неточностей и ошибок.

Сценарий урока

I. Организационный момент (Л.).

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

II. Актуализация опорных знаний (П. + Л. + К.).

− Вспомните, чему вы научились на прошлом уроке. Расскажите, как надо знакомиться со взрослым человеком, со сверстником.

Рубрика «Это интересно!» (П.).

«Европейцы, здороваясь, протягивают руку. Житель Вены говорит «целую руку», не задумываясь над смыслом своих слов, а житель Варшавы, когда его знакомят с дамой, машинально целует ей руку». (И. Эренбург.)

− Поведение для человека – главная наука. Надо с детства знать, как правильно разговаривать по телефону, как вести себя за столом, в гостях. Давайте учиться этому вместе с Дениской.

Учитель читает текст упражнения 1, с. 27 учебника.

− Как вы обращаетесь к ровеснику – на «ты» или на «вы»? А к взрослому человеку? Что удивило Дениску? Каким он себя почувствовал?

III. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи (П. + Р. + К.).

− Как нужно относиться к окружающим нас людям? (C уважением.) Что означает слово «уважение»? Давайте разберёмся на конкретном примере. (Телефонный разговор.)

− Прочитайте текст рубрики «Обрати внимание» на с. 27 учебника. Что называют при знакомстве учащиеся? А взрослые? К кому следует обращаться на «ты», а к кому – на «вы»?

− Что такое телефон?

Телефон − 1) система связи для передачи речевой информации на расстояние при помощи электрических сигналов по проводам или по радио; 2) аппарат для разговора таким способом; 3) абонентский номер такого аппарата (разг.).

Испорченный телефон (разг. шутл.) – о сведениях, до неузнаваемости искажаемых при передаче от одного лица к другому.

Учитель читает отрывок из стихотворения К. Чуковского «Телефон».

У меня зазвонил телефон.

− Кто говорит? − Слон.

− Откуда? − От верблюда.

− Что вам надо? − Шоколада…

− Телефон появился на службе у человека с 1876 г. С его помощью мы слышим звуки на большом расстоянии. Но, несмотря на то, что собеседника мы не видим, вести разговор с ним – большая наука. С чего нужно начинать телефонный разговор?

Рассмотрите рисунок в учебнике. Куда звонит мальчик? Как он должен был повести разговор? Разыграйте ситуацию в парах. Помните: если вы звоните, то независимо от того, узнали ваш голос на другом конце провода или нет, вы должны назвать себя.

Другая ситуация: вы не туда попали. Что вы скажете? Помните: вы побеспокоили чужого человека, надо обязательно извиниться. Кто первым заканчивает разговор?

Учитель демонстрирует

− Говорить по телефону надо кратко, вежливо, по делу. Эти правила примените на практике. Инсценируйте телефонный разговор. Пригласите на урок гостей. Представьте себе:

…Сказочный волшебный дом.

Азбука − хозяйка в нём.

Дружно в доме том живёт

Славный буквенный народ. В. Берестов

− И сегодня «славный буквенный народ» у нас в гостях. На уроке нам будет помогать профессор Алфавит. Почему нужно знать алфавит? Когда люди пользуются алфавитом?

IV. «Открытие» новых знаний.

1. Работа по учебнику (П. + К.).

…Швейцар глядит из-под очков

На имя и фамилию

И говорит: − Борис Житков

Отправился в Бразилию… С. Маршак

− Назовите имена собственные, которые встретились вам в этом стихотворении. Что они обозначают?

Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше всех букв-подруг.

Смотрят с почтеньем на букву подруги.

Но почему? За какие заслуги? Е. Измайлов

− Вспомните, какие «заслуги» могут быть у буквы?

Тренировочное упражнение. Правописание имён, отчеств, фамилий (П. + Р.).

− В каких ситуациях нужно называть имя и отчество родителей? Напишите имена, отчества и фамилии своих мам, пап, бабушек и дедушек.

− С какой буквы вы написали имена, отчества и фамилии?

Имена, фамилии, клички, города, реки и озёра –

Все с заглавной буквы пишутся всегда.

− Чего не хватает в этом списке имён собственных?

Словарная работа.

Буквы разуму верны,

И за это им даны

Высочайшие права

Образовывать слова. Я. Козловский

На наборном полотне буквы: М Л А Я И И Ф.

− Какое слово можно сложить из этих букв? (Фамилия.) Что такое фамилия?

Рубрика «К истокам слова» (П.).

− Слово «фамилия» на латинском языке значит «семья». В давние времена это слово не имело того значения, которое мы ему теперь придаём. Говоря «фамилия», мы имеем в виду особое имя: оно даётся не одному человеку, а всему роду. В этом роду оно переходит от родителей к детям. Фамилия у нас добавляется к личному имени человека. Каким образом человек получает фамилию? Что вы знаете о своей фамилии? Как называют людей с одинаковыми именами? (Тёзки.) Как же можно различать таких людей? (По фамилии.) А если фамилии одинаковые? (Однофамильцы.)

− Сколько разных букв в слове «фамилия»? Сколько всего букв в русском языке?

Буква к букве – будет слово,

Слово к слову – речь готова.

И напевна, и стройна,

Музыкой звучит она.

Так восславим буквы эти!

Пусть они приходят к детям,

И пусть будет знаменит

Наш славянский алфавит.

− Что такое алфавит? В каких случаях люди пользуются алфавитом? (Ответы учащихся.) Отгадайте загадку:

По алфавиту – в строгом порядке –

Сорок фамилий в толстой тетрадке.

Справа от них разлинованы клетки,

Чтоб не сбежали ваши отметки. (Классный журнал.)

Работа в парах (К. + Р.).

− Прочитайте задание упражнения 4. Расскажите, как вы будете работать?

− Прочитайте задание к упражнению 5. Рассмотрите звуковые схемы слова «фамилия». Кто из ребят оказался прав? (Антон.) Почему?

Игра «Сосчитай звуки» (П. + К.).

Каждый ряд получает по одной пословице:

● Мороз не велик, а стоять не велит.

● В зимний холод всякий молод.

● Пришёл мороз – береги свой нос.

− Сколько звуков в слове «мороз»? Определите, сколько раз встречается каждый из этих звуков в пословицах.

− Инсценируйте телефонный звонок профессору Алфавиту и сообщите ответ. Помните правила общения по телефону. (Учащиеся подсчитывают количество одинаковых звуков в пословицах.)

2. Работа в тетради «Русский язык».

Упражнение «Чистописание» (П. + Р.).

− Отгадай загадку:

Красненька Матрёшка,

Беленько сердечко.

Её любят очень дети,

А в лесу густом – медведи. (Малина.)

− Дорисуйте самостоятельно. Какие ягоды вы знаете?

Учитель читает стихотворение В. Данько «Ягода».

Бывает ягода брусника,

Черника, клюква,

Земляника…

А есть ли ягода грустника?

А веселика тоже есть?

Конечно, есть!

Глядите-ка на Витю −

За ягодкой нагнётся,

Сорвёт и засмеётся.

А Таня и Наташа −

Так эти даже пляшут.

Весёлые все дети,

Грустно только Пете.

Скорей помогите мне, дети,

Найти веселику для Пети.


− Назовите буквы. Чем они похожи в написании, чем отличаются? Напишите красиво. Самые красивые буквы и станут ягодой-веселикой.

На последней строчке – диктант. Учитель не называет буквы, которые надо написать, а даёт их поэлементное написание.

Примерный текст диктанта: это строчная буква, её первый элемент – овал, второй элемент – длинная линия с петлёй внизу; это строчная буква, её первый элемент – петля над рабочей строкой, второй элемент – овал; это строчная буква, её первый элемент – короткая линия с закруглением внизу, второй элемент – длинная линия с петлёй внизу; и т. д.

− Кому из вас досталась веселика? Кто справился с заданием? Петя немного повеселел, но просит вас помочь ему выполнить упражнение 3 (Л. + П.).

Учитель читает стихотворение М. Яснова из рабочей тетради.

− Назовите слова-рифмы. Перечитайте самостоятельно и определите, что перепутал художник. (В стихотворении слово «Мишка» написано с заглавной буквы, значит, автор имел в виду мальчика по имени Миша, а художник нарисовал не мальчика Мишу, а медведя.)

Работа в парах (К. + Р.).

− Прочитайте задание: слова надо выписать парами. (Песочком − пешочком, (с) миской – (с) Мишкой, (за) малиной – (за) Мариной.)

− Сравните звуковые модели выписанных пар слов. (Модели слов в парах будут полностью совпадать.)

− Петя остался очень доволен. Что он сказал вам на прощание?


Физкультминутка

Упражнение 4 на закрепление написания словарных слов выполняется самостоятельно (Р.).

А у нас новое испытание!

Автор составил задание.

Но Ластик пришёл, пошалил –

Буквы, слова удалил.

Коллективная проверка с орфографическим проговариванием словарных слов (Р.).

Практическое применение алфавита (П. + К.).

– Отгадайте загадку:

Снаружи смотришь – дом как дом.

Но нет жильцов обычных в нем,

В нем книги интересные

Стоят рядами тесными:

И Черномор, и царь Гвидон,

И добрый дед Мазай.

Как называют этот дом?

Попробуй угадай! (Библиотека.)

– Что произошло в библиотеке? Сегодня на уроке вы должны навести порядок на библиотечных полках. Прочитайте задание. Какие знания нужны, чтобы выполнить это задание? (Нужно знать алфавит.)

− Буквы предлагают повторить алфавит при помощи игры «Алфавит в загадках»: замените определения одним словом.

Дом для рыбок на столе – … (аквариум).

Тот зверек живет в дупле – … (белка).

Распускается весной – … (верба).

Вырос он под той сосной – … (гриб).

Доктор среди наших птах – … (дятел).

У нас они живут в лесах – … (ель и ёж).

Он в цирке часто выступает – … (жонглер).

А он от дождика спасает – … (зонт).

На дереве «растет» зимой – … (иней).

Лечит ранки нам с тобой – … (йод).

Моя любимая игрушка – … (кукла).

Прядь волос иль завитушка – … (локон).

Ночью в небе светит – … (месяц).

На вопрос он не ответит – … (Незнайка).

За летом к нам она приходит – … (осень).

Кто в небе самолеты водит – … (пилот).

Страна и родина моя – … (Россия).

А это папа, мама, я – … (семья).

Поговорить поможет с другом – … (телефон).

А он нам выгладит белье – … (утюг).

Посуда из него бывает – … (фарфор).

Прибор, что пищу охлаждает – … (холодильник).

На клумбах дивной красоты – … (цветы).

По ним сверяем время мы – … (часы).

Они шагают на уроки – … (школьники).

А их мороз румянит – … (щёки).

Ищи его в словах подъезд,

Подъемник, съемка, в слове съезд (ъ).

А эта буква в слове сыр (ы).

Взгляни на уголь и найди (ь).

Оно сродни пломбиру – … (эскимо).

А ею развлекают Иру – … (юла).

В корзинке много я несу,

Я собирала их в лесу – … (ягоды).


− Алфавит мы повторили, но в алфавите 33 буквы, а нам надо расставить только 6 книг. Как лучше организовать работу? Что значит расставить книги по алфавиту? На что обращать внимание: на название книги или на фамилию автора?

Вывод: чтобы поставить книгу на свою полку, нужно посмотреть на первую букву фамилии автора данной книги. Можно идти двумя путями: 1) более развернутым: по порядку называть буквы алфавита и проверять, есть ли фамилия на эту букву; 2) более коротким: выписать первые буквы фамилий и смотреть, какая из них ближе к началу алфавита, какая ближе всего к ней и т. д. (Последовательность цифр должна получиться такой: 3, 1, 6, 2, 4, 5.) (Р.)

− Молодцы! Вы справились с довольно сложным заданием.



Минутка «Улыбнись» (Л.).

Учитель читает весёлый диалог:

− Петя, ты знаешь алфавит? (Да.)

− Какая буква идёт после «А»? (Все остальные.)

Орфографическая работа (дифференцированная) (Л. + Р.).

− Прочитайте предложения в упражнении 6. Перечислите героев книги Николая Носова. Подчеркните в именах «опасные места».

Для «сильных» учащихся − расположить имена коротышек при списывании в алфавитном порядке; для «слабых» − списать по образцу.

V. Итог урока. Рефлексия деятельности (Л. + К.).

− Скоро прозвенит звонок, но не телефонный. Буквы и русский алфавит помогли сделать урок интересным. Что нового узнали вы на уроке?

Звенящий в доме телефон –

Явление типичное.

«Алло, алло!» – со всех сторон

Летит словцо привычное,

По телефону там и тут

Встречаются, прощаются,

Советы разные дают,

Грустят и улыбаются. Н. Песков

− Телефон – наш друг и помощник. Вспомните «3 кита» телефонного общения.

− Какое новое словарное слово подарили нам буквы?

− Какие задания были самыми трудными? Что вам помогло с ними справиться?

− Пожелание для вас:

− Чтобы его прочитать, надо буквы выстроить по высоте. (Ответ: «Учись отлично».)



10