Русский язык 9 класс
Тема урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины.
Цели:
1. Сформировать понятия о придаточных причины, уметь строить схемы предложений.
2. Развивать внимание, творческие способности.
3. Способствовать воспитанию трудолюбия, чувства любви к природе.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, слайды, стикеры, смайлики.
Тип урока: объяснение нового материала.
Метод: критическое мышление через письмо и чтение.
Ход урока:
1. Побуждение: Сегодня очень удачный день, среда, ведь наши предки считали и сейчас считают, что среда — удачный день для свершений, поэтому всем вам желаю удачи на уроке.
На доске расположены стикеры, выбирая один из них, вы узнаете в какой группе вы будете сегодня работать.
Рассаживаемся по местам. Открываем тетради записываем число.
Работать будем по методу «Знаю, хочу знать, узнал.»
1-ый шаг: Что мы знаем?
Каждая группа берет задание, состоящее из одного вопроса. Раскрыть суть вопроса, доказывая примерами.
Работа должна вестись сначала индивидуально, затем в паре, в конце группой.
1. На какие виды делятся сложные предложения?
2. Какие предложения называются сложноподчиненными?
3. На какие группы делятся сложноподчиненные предложения?
Работы выполняются в тетрадях.
Проверим домашнее задание, вы должны были ответить на данные вопросы сложноподчиненными предложениями. Прочитать предложения. Вопрос: по структуре вас получились какие предложения, с какими придаточными?
2-ой шаг: Обратите внимание на экран
Тема нашего урока: «Сложноподчиненные предложения с придаточными причины»
Придаточные причины подчиняются при помощи союзов потому что, оттого что, так как. Значит ваши предложения — СПП с придаточными причины. А какая тема была затронута в ваших предложениях?
Верно, тема Родины. Соответственно эпиграф нашего урока звучит так: «Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца» К. Г. Паустовский.
Записали в тетради, внимание на экран.
«Родина добрая, потому что долгов наших не считает.»
Это сложноподчиненное предложение с придаточным причины. Главное предложение Родин добрая почему? Придаточное потому что долгов наших не считаеа, указывает причину того, о чем говорится в главном предложении, относится ко всему главному предложению при помощи союза потому что, придаточное стоит после главного.
Откройте учебники, упр. 116. Первое предложение выполняет 1-ая группа, 2-ое — 2-ая группа, 3-ье — 3-ьягруппа.
Надо написать, прочитать, объяснить, составить схемы.
Следующее задание сравнение на двух языках — на родном и русском.
Упр. 117. Прочитать на родном, записать на русском по одному предложению.
3 шаг. Узнал
Обратим внимание на экран. Задание на закрепление темы. Вы сами должны подобрать придаточные причины.
У меня вопрос, в 3, 4 предложении придаточные подчиняются при помощи каких союзов, а в остальных?
Конструкция предложений — к главным подобрать соответствующие придаточные.
3-ье предложение 1-ой группе, 2-ое — 3-ьей группе, 1-ое — 2-ой группе.
Рефлексия. Задания даются по отдельности 3-ем группам.
«Тестовая проверка» — задания раздаются на листах, 5 вопросов.
«Диаграмма Венн» — выделить общее и различие ССП и СПП.
«Кластер» — сделать резюме сложноподчиненному преложению.
Подведение итогов.
Оценка: перед вами лежат конверты, в нем смайлики, выбирая один из них вы оцениваете свои успехи на сегодняшнем уроке.
Домашнее задание: упр. 120.
Спасибо за урок! Молодцы!