Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучаю- щихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организация начала урока | Мы сегодня будем исследовать и наблюдать, Выводы делать и рассуждать, А чтобы урок наш пошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок | Проговаривают стихотворение, правила поведения на уроке. Дети настроились на работу | Совместно договариваются и следуют правилам поведения и общения в школе |
II. Проверка домашнего задания | – Какое было домашнее задание? | Читают стихотворение | Ориентируются в своей системе знаний |
III. Актуализация знаний обучающихся | – Сегодня на уроке мы продолжим работать над произведениями о семье. – Какую цель поставите перед собой? – Назовите жанры, которые изучали в этом разделе. – Какой жанр в этом разделе не изучали? – Какие бывают сказки? (См. ресурсный материал.) | – Постараемся узнать больше о семье из новых произведений. Будем учиться вчитываться в текст произведения, выразительно и вдумчиво читать произведение. – Сказки бывают авторские (литературные) и народные | Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний |
IV. Постановка учебной задачи | – Сегодня нас ждет встреча с новой сказкой. Все вы, конечно, любите их читать, и вот на нашей выставке вы видите книги с самыми разными сказками. Но сначала угадайте, из какой это сказки? Летела стрела и попала в болото. А в том болоте поймал ее кто-то, Кто, простясь с зеленой кожей? Сделался мигом красивой, пригожей? Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться, Очень вкусная вода в ямке от копытца. Отворили дверь козлята И пропали все куда-то. – Много рассказов, сказок и стихов написано о маме. Сегодня мы познакомимся с татарской народной сказкой «Три сестры». Татары – народ, составляющий основное население Татарии. Образовали свое государство «Золотая Орда» в XIII–XV вв. Чингисхан был правителем. Татары имели свою письменность и школы, где обучали чтению священного писания. Интересно и богато устное народное творчество. В этом вы сегодня убедитесь | – Царевна лягушка. – Сестрица Аленушка и братец Иванушка. – Волк и семеро козлят. Слушают учителя | Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. Формулируют ответы на вопросы. Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблем |
V. Работа по теме урока. 1. Словарная работа | – В соответствии с целью начнем знакомство с новым произведением. В нем вам встретятся малознакомые слова и выражения. Давайте поработаем с ними. Тяжко (заболела) – тяжело. Поспешили – быстро пришли. Печальная (весть) – грустная, горестная. Вовек – всегда, навечно. Ярмарка – большой торг с увеселениями, устраиваемый регулярно. Холст – льняная ткань из толстой пряжи. Кустарный – относящийся к производству домашним, ручным, не фабричным способом | Работают со словарными словами |
2. Первичное знакомство с произведе-нием | – Ребята, прослушайте сказку, а затем дайте ответ на вопрос: «Почему у сказки такое название?» Читает сказку | Внимательно слушают |
3. Беседа. | – Понравилась ли вам сказка? – Кто понравился больше и почему? – Прочитайте еще раз название. Назовите персонажей сказки. – О ком это произведение? – Какая же это сказка – народная или литературная? – Волшебная, бытовая или о животных? | – Мать, белочка, три сестры. – Народная сказка. – Волшебная |
4. Моделирование обложки | | Один ученик работает у доски |
Физкультминутка | Лебеди летели, Лебеди летели И на воду сели. Сели, посидели, Дальше полетели. | Лебеди летят, Крыльями машут, Прогнулись над водой, Качают головой. Прямо и гордо умеют держаться, Тихо, бесшумно на воду садятся | | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
5. Работа над содержанием | – Какими были дочери? Зачитайте. – За что были наказаны старшие дочери? – Почему люди любили младшую дочь? Найдите ответ в тексте | | Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы |
1) Обсуждение образов героев | – Какой была белочка? – Какой вы представляете мать? Подтвердите свой выбор словами из текста. – О какой из дочерей можно сказать: «Всем хороша, да слепа душа»? | – Справедливой. – Мать была трудолюбивой, заботливой, любящей |
2) Работа над иллюстрацией | – Рассмотрите иллюстрацию на с. 78. Что изображено на ней? – Прочитайте отрывок из сказки, который проиллюстрировал художник. – Назовите особенности татарского народа, его быта. – Деревянная посуда применялась при выпечке хлеба: корыто-ночевка, лопатка, с помощью которой хлеб сажали в печь, маслобойка. Вывод. – Подумайте, о чем эта сказка? – Какова ее основная мысль? Найдите ответ в тексте. – Чему учит эта сказка? – Какие пословицы о маме вы знаете? – Эти и другие пословицы вы можете найти в книге «Русские пословицы и поговорки». – А для чего нужны пословицы? – Всякая пословица ко времени молвится. Растите добрыми, отзывчивыми, трудолюбивыми, такими как младшая дочь в татарской сказке «Три дочери». Любите свою маму, помогайте ей во всем и всегда | – Гончарная посуда: горшки, корчаги для замешивания теста, кринки и кувшины для хранения и переноски молочных продуктов и напитков. Деревянная посуда. – Нужно любить людей, приносить им радость. – Отзывчивости, доброте, милосердию к самому близкому на свете человеку – маме. • Нет лучше дружка, чем родная матушка. • При солнышке тепло, при матери добро. • Всякой матери свое дитя мило. • Материнская ласка конца не знает. • Материнский гнев что весенний снег: и много его выпадает, да скоро тает. • Мать кормит детей, как земля людей. – Они отражают народную мудрость, украшают нашу речь | Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру. Формулируют ответы на вопросы. Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме |
VI. Итог урока. Рефлексия | – Что делали на уроке? – Что понравилось? – Какие сделали выводы? – Какие чувства испытывали во время чтения? – Чему научила вас татарская сказка? – В заключение урока поиграем в игру «Доскажи словечко». Я начинаю предложение, а вы его заканчиваете: • Интересная, поучительная, народная … • Неблагодарные, злые, легкомысленные … • Справедливая, благоразумная … – Закончите предложения: • Сегодня мне больше всего понравилось … • Сегодня у меня получилось … | Отвечают на поставленные вопросы, слушают ответы одноклассников. Приводят примеры жизненных ситуаций | Умеют проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности. Адекватно реагируют на трудности |
Домашнее задание | Прочитать и пересказать от имени белочки сказку «Три сестры» (учебник с. 71–72); выполнить задание 6 (РТ, с. 48) | Записывают задание на дом, задают вопросы | Осуществляют постановку вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) |