Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучаю- щихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организация начала урока | Прозвенел звонок и смолк, Начинается урок. Урок литературного чтения – Словно приключение С книгою в космосе Ты побываешь, И в сказку поверишь, И много узнаешь. Книга с нами всегда А вы урок чтения любите? Да! Тогда внимательно слушай, дружок, Чтоб все задания выполнить смог | Психологически и эмоционально настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку: наличие тетради, учебника, пишущих принадлежностей | Владеют навыками психологической и эмоциональной настроенности на работу на уроке |
II. Актуализация знании | – Тема урока – «Этих дней не смолкнет слава». Знаете ли вы, о каких днях пойдет речь? На уроке мы рассмотрим произведения советских писателей, поговорим о героизме воинов, вспомним рассказы ваших прабабушек и прадедушек, участвовавших в Великой Отечественной войне. – Когда началась Великая Отечественная война? 22 июня 1941 года на нашу страну напал жестокий враг – фашистская Германия. Многие страны завоевали фашисты. Такой же легкой победы они ждали над СССР (так называлась наша страна раньше). Миллионы людей встали на защиту нашей Родины, взрослые, старики, дети, они грудью защищали свою страну. Поэтому война стала Великой, Отечественной. Наш народ воевал долгих 4 года. 9 мая 1945 года наступил долгожданный мир. В День Победы все радовались наступившему миру, весне, тому, что остались живыми, а ведь за время этой войны погибли 27 миллионов человек нашей страны. – Обратите внимание на выставку книг. Здесь представлены книги о Великой Отечественной войне, героях, послевоенной жизни | Отвечают на вопросы | Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы |
III. Проверка домашнего задания | – Что высмеивает поэт в своих произведениях? – Что советует С. Михалков? – Кого мы должны уважать? | Отвечают на вопросы | Умеют оформлять свою мысль в устной речи |
IV. Работа по теме урока. 1. Рассказ учи-теля о С. Баруздине | По всей стране, в кругу друзей Гремит торжественная дата – Великий славный юбилей Побед советского солдата. Проходят дни, идут года, И сыновья отцов сменяют. Но над тобою никогда Салют победы не смолкает. Рассказывает о жизни и творчестве С. Баруздина, показывает портрет писателя. – Мы живем в преддверии великого праздника, 9 мая – День Победы в Великой Отечественной войне. Многие писатели и поэты посвятили свои произведения героям войны. Люди нелегких мужественных биографий отстаивали в сражениях не только счастье людей, но и природу, и все то, чем она богата и прекрасна. Это люди, сражавшиеся, как сказал поэт, «ради жизни на земле». Сегодня мы познакомимся с произведением писателя, поэта, участника Великой Отечественной войны. В своих произведениях он рассказывает нам о том, что сам видел, за что сам боролся и отважно сражался. Также этот человек очень любил животных, природу. Это Сергей Алексеевич Баруздин – известный писатель, автор многих книг для детей и юношества. Когда началась война, Сергею Алексеевичу Баруздину было всего 15 лет – на фронт его не взяли. Но бороться за победу можно было не только на фронте. Он оставил школу, пошел работать рабочим на типографию. После смены вместе со взрослыми копал траншеи. В 17 лет его все-таки взяли в армию – рядовым артиллерийской разведки. Сергей Алексеевич оборонял Москву, брал Берлин, освобождал Прагу. Вернулся в Москву бывалым воином. Любовью к природе полны его рассказы и повести, они очень познавательны, раскрывают мир наших четвероногих и пернатых друзей, его произведения повествуют о хороших людях, проявляющих свои характеры и душевные качества в общении с миром животных, с природой | Выразительно читает стихотворение подготовленный ученик. Внимательно слушают | Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. |
2. Работа над стихотворе- нием. 1) Первичное восприятие стихотворения | – Сегодня мы познакомимся со стихотворением С. Баруз-дина. – Подумайте и скажите, что необходимо людям, чтобы они могли спокойно жить и трудиться? | | Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме |
2) Беседа | Читает стихотворение. – О чем это стихотворение? – Почему автор так озаглавил стихотворение? – Докажите, что это стихотворение | Отвечают на вопросы |
Физкультминутка | Вверх ладошки! Хлоп, хлоп! По коленкам – шлеп, шлеп! По плечам теперь похлопай! По бокам себя пошлепай! Можешь хлопнуть за спиной! Хлопайте перед собой! Вправо можем! Влево можем! И крест-накрест руки сложим | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
| – Чему посвящен праздничный салют в мае? – «Пушки радостно грохочут». Как вы понимаете эти слова? – Почему во дворе вечером светло, как днем? – Как надо читать это стихотворение? | Читают шепотом. Отвечают на вопросы. Читают по строчкам. Отвечают на вопрос. Читают по вариантам. – Торжественно, радостно | Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний |
V. Итог урока. Рефлексия | – Какими были люди, которые защищали нашу Родину от врагов в грозные годы войны? – Какие люди достойны уважения? – О ком должен помнить каждый гражданин нашей страны? Никогда мы не забудем Их геройские дела, Честь и слава этим людям И великая хвала! – Что вам дал этот урок для жизни? – Что на вас произвело наибольшее впечатление? После ответов зажигает свечи. Минута молчания | Отвечают на поставленные вопросы, слушают ответы одно-классников. Отвечают на вопросы | Умеют проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности. Адекватно реагируют на трудности |
Домашнее задание | Подготовить пересказ; найти и прочитать рассказ С. Баруздина «Сложное поручение»; прочитать другие произведения С. Баруздина и ответить на вопросы литературной викторины (по выбору обучающихся, 3-е задание можно дать группе) | Записывают задание на дом, задают вопросы | Осуществляют постановку вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) |