СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 99. А. ЧЕХОВ «ВЕСНОЙ». А. ПУШКИН «ГОНИМЫ ВЕШНИМИ ЛУЧАМИ…».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с новыми произведениями, обучения работе над выразительностью чтения; совершенствовать навык беглого, осознанного чтения; содействовать воспитанию доброты, любви к окружающему миру.

Просмотр содержимого документа
«Урок 99. А. ЧЕХОВ «ВЕСНОЙ». А. ПУШКИН «ГОНИМЫ ВЕШНИМИ ЛУЧАМИ…».»

Урок 99. А. Чехов «Весной».
А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…»

Тип урока: изучение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с новыми произведениями, обучения работе над выразительностью чтения; совершенствовать навык беглого, осознанного чтения; содействовать воспитанию доброты, любви к окружающему миру

Планируемые результаты

Предметные: замечают слова, ярко описывающие картины природы; пользуются средствами речевой выразительности; сравнивают различные литературные жанры; контролируют свое чтение

Метапредметные:

познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; строят речевые высказывания; структурируют знания; овладевают техникой чтения, приемами понимания произведения; составляют несложные монологические высказывания;

регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности;

коммуникативные: допускают существование различных точек зрения; договариваются, приходят к общему решению

Личностные: эмоционально переживают текст, выражают свои эмоции

Образовательные ресурсы: выставка детских рисунков на тему «Весна», репродукция картины И. Левитана «Март», аудиозапись пьесы П. Чайковского «Апрель. Подснежник» (из цикла «Времена года»), карточки с изобразительными средствами, портрет А. Пушкина

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучаю-
щихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Проверяют готовность к уроку

Нацеливаются на успешную деятельность

II. Постановка учебной
задачи

На полянке, у тропинки

Пробиваются травинки.

С бугорка ручей бежит.

А под елкой снег лежит.

Б. Заходер

– О чем это стихотворение?

– Почему я его прочитала?

– Для того чтобы определить название раздела, который мы будем изучать в течение нескольких уроков,
вам нужно разгадать кроссворд. Ответы на вопросы
впишите в клетки. Под номером 5 будет располагаться ключевое слово.

Вопрос № 1. Назовите народный праздник, который мы отмечали на прошлой неделе.

Вопрос № 2. Какое угощение было на столе в каждом доме на Масленицу?

Вопрос № 3. Что олицетворяет блин?

Вопрос № 4. Какое время года провожают на Масле-
ницу?

Вопрос № 5. Какое время года встречают на Масленицу?

– Назовите тему раздела.

– На с. 87 учебника она звучит так: «Весна, весна красная…».

Весна – это прекрасное время года, время пробуждения природы, время надежд. О весне написано много стихов, песен, пословиц, сказок и рассказов. С давних пор в народе слагались песни-заклички. Весну кликали,
зазывали закличками-веснянками. Эти песни пели
в хороводе.

– Какие цели и задачи вы поставите на урок?




– Где мы можем узнать нужную информацию?

– Как вы думаете, к какому жанру относится произведение? Почему?

– О чем будет это произведение?

– Какие изменения в природе вы заметили с наступлением весны?

Слушают стихотворение.





– О весне.

– Потому что началась весна.






– Масленица.


– Блины.


– Солнце.

– Зима.


– Весна.

– Весна.









– Познакомиться с отрывком
из произведения А. Чехова «Весной» и А. Пушкина «Гонимы вешними лучами…».

– В учебнике.

– Рассказ или сказка.


– О природе.

Описывают изменения в природе

Проявляют активность
в решении познавательной задачи, аргументируют свою позицию и выделяют необходимую информацию, анализируют результаты.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Дополняют высказанные мнения по существу полученного задания.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают
в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.

Формулируют ответы
на вопросы.

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме






III. Работа
по теме урока.

1. Знакомство с биографией
А. Чехова



Рассказывает о жизни и творчестве А. Чехова.
(См. ресурсный материал.)

– Какие факты биографии вы запомнили?



Слушают рассказ учителя.

Рассказывают запомнившиеся факты о писателе

2. Чтение про-изведения
А. Чехова

Читает произведение

Внимательно слушают

3. Беседа по содержанию

– Что вы чувствуете с приходом весны?

– Какими словами описывает А. Чехов наступление
весны?

– Какой воздух? Как светит солнце? Что стало с рекой? Найдите описание в тексте. Прочитайте.

– Как вы понимаете предложения: «Речка уже проснулась и не сегодня-завтра заревет», «Деревья голы,
но уже живут и дышат»? Объясните


Отвечают на вопросы

4. Выразительное чтение


Выразительно читают понравившееся произведение

Физкультминутка

Мы устали чуточку,

Отдохнем минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись давай, дружок.

Еще попрыгай, раз, два, три!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз,

И за парту вновь садись

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

5. Изобразительные средства
художественной выразительности

– Мы с вами знаем много стихотворений о весне.

Плакала Снегурочка, 

Зиму провожая.

Шла за ней печальная, 

Всем в лесу чужая.

Там, где шла и плакала,

Трогая березы,

Выросли подснежники –

Снегурочкины слезы.

Т. Белозеров

– Давайте вспомним, какими изобразительными средствами пользуются поэты при создании образа весны.

Вывешивает на доске карточки со словами:

Олицетворение

Эпитеты

Повторы

Сравнение

Противопоставление

– С какой целью поэты используют эти средства?

К теме весны обращался А. Пушкин. (Портрет
на доске.)

Внимательно слушают.






Перечисляют приемы и приводят примеры.

Воспринимают речь одноклассников, применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения, считаются с мнением другого человека.

Правильно выражают свои мысли в речи, слушают и вступают в диалог.

Соотносят результат своей деятельности с целью, проявляют ценностное отношение к жизни.

Исследуют, находят собственные нестандартные способы решения.

Умеют извлекать нужную информацию из книг

6. Чтение про-изведения
А. Пушкина

Читает стихотворение наизусть.

– Какой предстает весна в стихотворении А. Пушкина?

Внимательно слушают

7. Словарная
работа

– Какие изобразительные средства использует А. Пушкин?

– Подчеркните непонятные вам слова.

Келья – отдельная комната монаха в монастыре.

Дань – налог, взимаемый победителем с побежденного народа.

В безмолвии – в полной тишине.


8. Анализ произведения

– С помощью каких образов поэт рисует картину весеннего таяния снега? 

На доске: на залитые водой луга, весенними лучами.


– Подберите синонимы к записанным на доске выражениям из стихотворения А. Пушкина.

– Можно ли заменить этими выражениями строчки в стихах? 


– Слово потопленные, так же как и слово гонимы, употреблялось больше в пушкинские времена, чем сейчас.

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

– С каким чувством надо читать эту строфу?

– Какую еще картину весенней природы рисует
А. Пушкин?

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года.

– Какое настроение создают эти строчки?

– Какие изобразительные средства использует
А. Пушкин?

– Это лирическое отступление, рассуждение о весеннем настроении. Лирический герой радуется встрече
с весной.

– Какую следующую картину рисует поэт?

– Как вы понимаете выражение блещут небеса?

– Прочитайте следующие строчки.

Еще прозрачные леса

Как будто пухом зеленеют.

– С каким чувством поэт описывает леса? 



– Какой прием использует поэт? 

– Какую картину рисует поэт далее?


– Какое чувство вызывает эта песня? 

– Итак, что представляет собой стихотворение? 

– С какой целью поэт показывает последовательную
смену картин?

– Подготовьте выразительное чтение стихотворения

– Снега, ручьи.

Читают, подчеркивают непонятные слова, определяют места пауз. Читают в парах.



– Нет, так как нет рифмы, исчезает поэтический образ.








– С радостью (делают пометку на полях учебника).

2–3 ученика читают вслух.




– Олицетворение, метафора.





– «Синея, блещут небеса».

Осуществляют словесное рисо-
вание.



– С нежностью, он любуется этой картиной: первые листочки сравниваются с зеленым пухом.


– «И соловей уж пел в безмолвии ночей».

– Нежность, восхищение.

– Цепь картин.

– Он изображает весну в дви-
жении.

Читают 1–2 ученика

IV. Итог урока. Рефлексия

– Какое открытие вы сделали для себя на уроке?

– Кому захотелось выучить стихотворение наизусть?

– Продолжите предложения:

• Мне было интересно узнать…

• Урок заставил меня задуматься…

Отвечают на поставленные
вопросы, слушают ответы одно-классников

Умеют проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.

Дают оценку результатов своей работы, находят ошибки, устанавливают их причины

Домашнее

задание

Выразительно прочитать понравившееся произведение

Записывают задание на дом, задают вопросы

Осуществляют инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации


Ресурсный материал

Рассказ учителя о А. Чехове

Антон Павлович Чехов родился в январе 1860 года в городе Таганроге. В семье, кроме него, было еще 5 детей – четыре брата и сестра. Дети должны были учиться, работать в отцовской лавке и петь в созданном отцом церковном хоре. Маленький Антон учился в гимназии и обучался ремеслу портного. В свободное от уроков время он должен был помогать отцу, «приучаться к торговле». Чехов рос живым, остроумным мальчиком. Он много читал, увлекался театром и сам разыгрывал перед братьями и знакомыми целые сцены. Особую радость ему доставляли забавные рассказы, которые он читал прямо-таки мастерски. В 1876 году Чеховы разорились, продали лавку и переехали в Москву. Антон Павлович остался в Таганроге заканчивать гимназию. Ему пришлось самому зарабатывать на жизнь уроками. Так прошли три года.

Чехов поступил в Московский медицинский университет, после окончания которого работал врачом, однако уже в университете он начал писать рассказы и впоследствии стал известным писателем.