Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучаю- щихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организация начала урока | Прозвенел уже звонок, Начинается урок. | Проверяют готовность к уроку | Нацеливаются на успешную деятельность |
II. Постановка учебной задачи | На полянке, у тропинки Пробиваются травинки. С бугорка ручей бежит. А под елкой снег лежит. Б. Заходер – О чем это стихотворение? – Почему я его прочитала? – Для того чтобы определить название раздела, который мы будем изучать в течение нескольких уроков, вам нужно разгадать кроссворд. Ответы на вопросы впишите в клетки. Под номером 5 будет располагаться ключевое слово. Вопрос № 1. Назовите народный праздник, который мы отмечали на прошлой неделе. Вопрос № 2. Какое угощение было на столе в каждом доме на Масленицу? Вопрос № 3. Что олицетворяет блин? Вопрос № 4. Какое время года провожают на Масле- ницу? Вопрос № 5. Какое время года встречают на Масленицу? – Назовите тему раздела. – На с. 87 учебника она звучит так: «Весна, весна красная…». Весна – это прекрасное время года, время пробуждения природы, время надежд. О весне написано много стихов, песен, пословиц, сказок и рассказов. С давних пор в народе слагались песни-заклички. Весну кликали, зазывали закличками-веснянками. Эти песни пели в хороводе. – Какие цели и задачи вы поставите на урок? – Где мы можем узнать нужную информацию? – Как вы думаете, к какому жанру относится произведение? Почему? – О чем будет это произведение? – Какие изменения в природе вы заметили с наступлением весны? | Слушают стихотворение. – О весне. – Потому что началась весна. – Масленица. – Блины. – Солнце. – Зима. – Весна. – Весна. – Познакомиться с отрывком из произведения А. Чехова «Весной» и А. Пушкина «Гонимы вешними лучами…». – В учебнике. – Рассказ или сказка. – О природе. Описывают изменения в природе | Проявляют активность в решении познавательной задачи, аргументируют свою позицию и выделяют необходимую информацию, анализируют результаты. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют высказанные мнения по существу полученного задания. Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру. Формулируют ответы на вопросы. Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме |
III. Работа по теме урока. 1. Знакомство с биографией А. Чехова | Рассказывает о жизни и творчестве А. Чехова. (См. ресурсный материал.) – Какие факты биографии вы запомнили? | Слушают рассказ учителя. Рассказывают запомнившиеся факты о писателе |
2. Чтение про-изведения А. Чехова | Читает произведение | Внимательно слушают |
3. Беседа по содержанию | – Что вы чувствуете с приходом весны? – Какими словами описывает А. Чехов наступление весны? – Какой воздух? Как светит солнце? Что стало с рекой? Найдите описание в тексте. Прочитайте. – Как вы понимаете предложения: «Речка уже проснулась и не сегодня-завтра заревет», «Деревья голы, но уже живут и дышат»? Объясните | Отвечают на вопросы |
4. Выразительное чтение | | Выразительно читают понравившееся произведение |
Физкультминутка | Мы устали чуточку, Отдохнем минуточку. Поворот, наклон, прыжок, Улыбнись давай, дружок. Еще попрыгай, раз, два, три! На соседа посмотри, Руки вверх и тут же вниз, И за парту вновь садись | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
5. Изобразительные средства художественной выразительности | – Мы с вами знаем много стихотворений о весне. Плакала Снегурочка, Зиму провожая. Шла за ней печальная, Всем в лесу чужая. | Там, где шла и плакала, Трогая березы, Выросли подснежники – Снегурочкины слезы. Т. Белозеров | – Давайте вспомним, какими изобразительными средствами пользуются поэты при создании образа весны. Вывешивает на доске карточки со словами: Олицетворение Эпитеты Повторы Сравнение Противопоставление – С какой целью поэты используют эти средства? К теме весны обращался А. Пушкин. (Портрет на доске.) | Внимательно слушают. Перечисляют приемы и приводят примеры. | Воспринимают речь одноклассников, применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения, считаются с мнением другого человека. Правильно выражают свои мысли в речи, слушают и вступают в диалог. Соотносят результат своей деятельности с целью, проявляют ценностное отношение к жизни. Исследуют, находят собственные нестандартные способы решения. Умеют извлекать нужную информацию из книг |
6. Чтение про-изведения А. Пушкина | Читает стихотворение наизусть. – Какой предстает весна в стихотворении А. Пушкина? | Внимательно слушают |
7. Словарная работа | – Какие изобразительные средства использует А. Пушкин? – Подчеркните непонятные вам слова. Келья – отдельная комната монаха в монастыре. Дань – налог, взимаемый победителем с побежденного народа. В безмолвии – в полной тишине. | |
8. Анализ произведения | – С помощью каких образов поэт рисует картину весеннего таяния снега? На доске: на залитые водой луга, весенними лучами. – Подберите синонимы к записанным на доске выражениям из стихотворения А. Пушкина. – Можно ли заменить этими выражениями строчки в стихах? – Слово потопленные, так же как и слово гонимы, употреблялось больше в пушкинские времена, чем сейчас. Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потопленные луга. – С каким чувством надо читать эту строфу? – Какую еще картину весенней природы рисует А. Пушкин? Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года. – Какое настроение создают эти строчки? – Какие изобразительные средства использует А. Пушкин? – Это лирическое отступление, рассуждение о весеннем настроении. Лирический герой радуется встрече с весной. – Какую следующую картину рисует поэт? – Как вы понимаете выражение блещут небеса? – Прочитайте следующие строчки. Еще прозрачные леса Как будто пухом зеленеют. – С каким чувством поэт описывает леса? – Какой прием использует поэт? – Какую картину рисует поэт далее? – Какое чувство вызывает эта песня? – Итак, что представляет собой стихотворение? – С какой целью поэт показывает последовательную смену картин? – Подготовьте выразительное чтение стихотворения | – Снега, ручьи. Читают, подчеркивают непонятные слова, определяют места пауз. Читают в парах. – Нет, так как нет рифмы, исчезает поэтический образ. – С радостью (делают пометку на полях учебника). 2–3 ученика читают вслух. – Олицетворение, метафора. – «Синея, блещут небеса». Осуществляют словесное рисо- вание. – С нежностью, он любуется этой картиной: первые листочки сравниваются с зеленым пухом. – «И соловей уж пел в безмолвии ночей». – Нежность, восхищение. – Цепь картин. – Он изображает весну в дви- жении. Читают 1–2 ученика |
IV. Итог урока. Рефлексия | – Какое открытие вы сделали для себя на уроке? – Кому захотелось выучить стихотворение наизусть? – Продолжите предложения: • Мне было интересно узнать… • Урок заставил меня задуматься… | Отвечают на поставленные вопросы, слушают ответы одно-классников | Умеют проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности. Дают оценку результатов своей работы, находят ошибки, устанавливают их причины |
Домашнее задание | Выразительно прочитать понравившееся произведение | Записывают задание на дом, задают вопросы | Осуществляют инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
Антон Павлович Чехов родился в январе 1860 года в городе Таганроге. В семье, кроме него, было еще 5 детей – четыре брата и сестра. Дети должны были учиться, работать в отцовской лавке и петь в созданном отцом церковном хоре. Маленький Антон учился в гимназии и обучался ремеслу портного. В свободное от уроков время он должен был помогать отцу, «приучаться к торговле». Чехов рос живым, остроумным мальчиком. Он много читал, увлекался театром и сам разыгрывал перед братьями и знакомыми целые сцены. Особую радость ему доставляли забавные рассказы, которые он читал прямо-таки мастерски. В 1876 году Чеховы разорились, продали лавку и переехали в Москву. Антон Павлович остался в Таганроге заканчивать гимназию. Ему пришлось самому зарабатывать на жизнь уроками. Так прошли три года.
Чехов поступил в Московский медицинский университет, после окончания которого работал врачом, однако уже в университете он начал писать рассказы и впоследствии стал известным писателем.