Баева Любовь Ивановна
Учитель биологии
МБОУ СОШ №3 п.Арамиль
Урок биологии в 9 классе
Тема: «Разнообразие биотических связей в сообществе»
Пояснительная записка к уроку
Тип урока: усвоение новых знаний
Формы организации учебной деятельности: групповая работа учащихся
Педагогические технологии – используются элементы технологий:
Педагогика сотрудничества
Технология интенсификации обучения на основе схемных моделей учебного материала (опорная схема, синквейн)
Групповые технологии
Технология рефлексивного обучения
Урок является частью рабочей программы биологии 9 класса «Общая биология», 68 часов, 2 часа в неделю. Тема входит в раздел «Надорганизменные системы. Популяции. Сообщества. Экосистемы»
Данная тема предусматривает изучение разнообразие пищевых отношений в сообществе, позволяет развитие умений применять новые знания в новых условиях, находить примеры для каждого вида биотических связей.
На уроке используются методы и формы развития учебной субъектности обучающихся в ходе всего урока, а также - методы групповой работы. Это является возможным, т.к. учащиеся уже обладают навыками работы в группе, владеют умениями применения знаний в новых условиях,
сами могут поставить цели занятия, составить план учебной деятельности, умеют его реализовать, оценить и откорректировать результаты. И потому, что в ходе такой организации урока мотивация учащихся значительно выше, чем на традиционном уроке.
В результате урока ученики:
Продолжают саморазвитие по усвоению навыков и умений самоорганизации учебного процесса.
Осваивают знания о разнообразии видов пищевых взаимоотношений, в том числе на основе ранее приобретённых знаний, используют собственный опыт для приведения примеров на каждый отдельный вид биотического взаимоотношения.
Получают оценки за знания не ниже минимального уровня в соответствии с критериями.
Цели субъектов урока |
Учащихся | Учителя |
Развитие способностей планировать, самостоятельно выполнять различные виды учебных действия, достигать поставленные цели, способность к оценке и коррекции результатов собственной деятельности Освоение знаний о разнообразии биотических связей в сообществах | Продолжить обучение учащихся самостоятельным формам освоения знаний: навыкам и умениям планировать, самостоятельно выполнять различные виды учебных действия, в том числе – составлять таблицы, синквейн, групповое представление осваиваемой терминологии, достигать поставленных целей, способность к оценке и коррекции результатов собственной деятельности Помочь учащимся в организации групповой работы по разным направлениям деятельности в рамках данной темы Контроль результатов освоения знаний |
Методическая цель: РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Способность планировать, самостоятельно выполнять различные виды учебных действия, достигать поставленные цели, способность к оценке и коррекции результатов собственной деятельности
Учебные цели: РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Знание о видах биотических связей: симбиоз, нейтрализм, антибиоз, мутуализм, протокооперация, комменсализм (квартиранство, сотрудничество, нахлебничество, сотрапезничество), паразитизм, хищничество, аменсализм, конкуренция.
Умение получать знания по предмету
Умение преобразовывать знания в таблицу, синквейн, использовать опорные схемы
Воспитательные цели: РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ
Способность ставить цели
Способность к саморазвитию
Сформированность ценностно-смысловых установок
Развитие коммуникативных навыков
Развиваемые УУД
Навыки прогнозирования на основе рефлексии.
Коммуникативные навыки при взаимопроверке.
Понимание ценности знаний.
Навыки постановки учебной цели в соответствии с собственным уровнем способностей и темпом работы не ниже минимальных требований.
Умение применить знания в новых условиях.
Умение составлять таблицы, синквейн.
Навыки планирования по достижению собственной цели.
Навыки самостоятельной работы первоисточником, навыки поиска дополнительной информации, классифицирования, выделения главного, усвоение предметной терминологии.
Навыки оценивания собственных результатов - самоконтроль и самооценка результатов работы на уроке. Самоконтроль собственных результатов работы.
Навыки коррекции результатов и самоопределение домашнего задания.
Информационная среда, оборудование
1. Видеофильм «Биотические взаимоотношения»
2. Презентация для проведения тестирования по новой теме
3. Презентация для проверки теста
4. Таблицы по теме:
Пищевые сети степи, тайги, тундры
Типы биотических связей
5. Дидактический материал
Слова – термины – приложение 1
Раздаточный материал для изучения терминологии – приложение 2
Карточки – задания группам – приложение 3
Инструктивная карточка по самоорганизации работы группы – приложение 4
Карточки для самооценке работы учащихся группы – приложение 5
Карточка для внешней оценки работы группы – приложение 6
Ход урока
Мотивация учащихся
Что делаем:
Говорю о том, что сегодня мы изучим новый вопрос о биотических связях
Научимся применять эти знания относительно к различным примерам в природе
Определяем, в каком виде оформить новые сведения
Целеполагание – см выше
(основные учебные цели - изучить многообразие биотических связей и научиться применять знания в новых условиях)
определение структуры урока – получение задания в группах, определение системы работы в группе, используя инструктивные карточки и карточки с заданиями, определение порядка представления своего материала, самооценка в группе и взаимооценка в ходе просмотра презентации.
Просмотр видеофильма: «Типы биотических взаимоотношений» (см. Интернет: http://www.youtube.com/watch?v=8o4HJOSLnlA
Выполнение работы учащимися в группах
Отчёт о выполненной работе – группы у доски, показывают свои результаты
Тест - Презентация
Оценка результатов – оценка тестов, оценка работы в группе, внешняя оценка работы групп
Конструкт урока (Структура организации деятельности учащихся и педагога)
№ пп | Этапы урока* | Деятельность педагога, применяемые методы | Деятельность учащихся | Содержание, текст | Взаимодействие педагога и учащихся | УУД, развиваемые у учащихся |
1 | Организационный | Приветствие. Выдача портфолио. Визуальный контроль готовности учащихся к сотрудничеству. | Настрой на сотрудничество, на учебную деятельность | «Очень рада видеть вас» | «Находим» общий настрой на урок | Самоорганизация на урок |
2 | Рефлексия | Вопросы учащимся | Эмоционально настраиваются на работу | Поднимите руку, кто готов к работе? Поднимите руку, кто с удовольствием при ступает к работе? | Ученики отвечают, учитель комментирует результаты или организует комментарий ответов самими учащимися | Навыки прогнозирования на основе рефлексии |
3 | Подготовка к целеполаганию – выявление проблемного поля | Вопросы учителя: Какую тему сегодня мы будем изучать? Какие взаимоотношения у растений и животных существуют в природе? | 1. Учащиеся называют тему урока 2. Пытаются отвечать на эти вопросы, но недостаток новых знаний не позволит им этого сделать 3. Просматриваем видео по теме | Ученики определяют, что они должны освоить новую терминологию по теме, научиться давать примеры на каждый вид взаимоотношений. | Проблемная беседа подводит учеников к выводу о необходимости поиска ответов в тексте нового параграфа, в раздаточном материале | Понимание ценности знаний |
5 | Целеполагание по новой теме | Вопрос – какие цели существуют, какие цели вы себе поставите? | Учащиеся называют виды целей Определяют свои собственные цели | Учитель выслушивает ответы учащихся, корректирует и направляет учащихся, подсказывает – ставить надо такие цели, которые вы сможете выполнить | Навыки постановки учебной цели в соответствии с собственным уровнем способностей и темпом работы |
6 | Планирование собственной деятельности учащимися | На основе инструктивных карточек, индивидуально для каждой группы | Учащиеся планируют – как они будут достигать свои цели, как работать, чего достигнут в результате | Для каждой группы индивидуальная работа | Учитель помогает, консультирует процесс планирования работы в группах | Навыки планирования по достижению собственной цели |
7 | Учебная деятельность | Учитель мотивирует учащихся на эффективное использование времени | Учащиеся реализуют свои планы: Читают, находят дополнительную информацию при необходимости Составляют план таблицу, синквейн, выписывают термины … | Материал учебника, раздаточный материал | Учитель говорит детям, что сегодня они поставят себе оценки за работу в группах. Учитель консультирует учащихся при необходимости | Навыки самостоятельной работы первоисточником, навыки поиска дополнительной информации, классифицирования, выделения главного, усвоение предметной терминологии … |
8 | Закрепление знаний по представлению итогов работы групп | Учитель объясняет, что необходимо внимательно слушать все представления групп | Учащиеся представляют итоги работы групп, слушают то, что приготовили другие, закрепляют свои знания | «Парад терминологии», «Синквейн», «Применение знаний», «Таблица» | Учитель корректирует выступление учащихся при необходимости | Самооценка работы группы |
| Контроль знаний | Задаёт вопросы по применению знаний | Определяют правильный ответ | Презентация – вопросы Презентация -проверка | Уточнение критериев оценки | Взаимопроверка Оценка работы в группе |
9 | | Перед окончанием урока, учитель просит детей - поднимите руки Кто выполнил то, что планировал? Кто старался работать очень хорошо? Поставьте себе в портфолио оценку за старание На какую оценку вы освоили новую тему? Кто поработал с удовольствием? | Каждый ученик оценивает: правильно ли он спланировал свою работу, рассчитал ли время и свои способности как эффективно трудился на какой уровень усвоил знания с каким эмоциональным настроем работал | | Учитель и дети подводят итог урока, его результативность | |
10 | Коррекция и принятие домашнего задания | Вопрос учителя: «Какое домашнее задание у вас предстоит?» Запишите в дневники | Каждый ученик определяет для себя своё домашнее задание в зависимости от того, что ещё необходимо доделать, выучить, составить таблицу, синквейн и т.п. | Возможные домашние задания: Прочитать параграф Пересказать параграф Выучить новые понятия Составить таблицу Составить синквейн, опорную схему и т.п. | Учитель помогает детям правильно составить своё домашнее задание | Коррекция результатов и самоопределение домашнего задания |
Достижение целей урока – выводы
Цели урока будут достигнуты если:
Учитель создал условия для обучения учащихся самостоятельным формам освоения знаний: навыкам и умениям планировать, самостоятельно выполнять различные виды учебных действия, в том числе - умение преобразовывать знания в таблицу, схему, достигать поставленные цели, способность к оценке и коррекции результатов собственной деятельности, помог учащимся в изучении внутреннего строения птиц и сравнении строения с внутренним строением пресмыкающихся
Учащиеся использовали формы самостоятельной работы: планирование собственной учебной деятельности, самостоятельно выполнили различные виды учебных действия, достигли поставленных целей, смогли оценить и откорректировать результаты собственной деятельности. Овладели знаниями о различных видах биотических связей, научились, давать примеры на каждый вид взаимоотношений, научились по предлагаемым примерам определить тип взаимоотношений.
Учебно-методический комплекс
Учебно-методические комплекты для 9 класса под редакцией профессора Д. И. Трайтака и проф. Н.Д. Андреевой. Все программы соответствуют государственным образовательным стандартам и федеральному базисному учебному плану, утвержденным Министерством образования и науки РФ.
Список литературы
Смирнова И.А. Биотические связи в природе. Урок биологии в 9-м классе, Смирнова И. А.
Матрохина Е.И., Критериальное оценивание в условиях компетентностного подхода на уроках русского языка, Министерство образования Пермского края Департамент образования администрации г. Перми, 2010
И.Ф. Рассашко И.Ф., О.В. Ковалева О.В., А.В. Крук А.В., Общая экология
Тексты лекций для студентов специальности 1-33 01 02 «Геоэкология». Раздел 1. Общая экология и ее основные категории. Лекция 3. Классификация экологических факторов. Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2010, с. 252
Кукушин В.С., Дидактика, Росто-на Дону, МарТ, 2003, с.192
Селевко Г.К., Современные образовательные технологии, М., Народное образование, 1998
Интернет-ресурсы
http://festival.1september.ru/articles/526348/
www.hse.ru/.../04_Матрохина%20Е.И.%20Критериальное%20оценив.
http://ekolog.org/books/3/2_3_2.htm
http://www.youtube.com/watch?v=8o4HJOSLnlA
mrmarker.ru/p/page.php?id=12837
http://kursak.net/bioticheskie-faktory-i-vidy-bioticheskix-svyazej/
www.myshared.ru/slide/768434/
Приложение 1. Инструктивная карточка по самоорганизации работы группы
Определите руководителя группы
Выберите порядок представления изучаемого материала (кто за кем, что говорит)
Распределите задания
Обсудите, кто и как будет представлять группу
Оцените результаты работы, используя критериальные показатели:
Вклад в работу группы
Качество выполненной работы
Качество представления материала
Активное взаимодействие в группе
Как хорошо освоен материал
Приложение 2. Задания для работы групп
1 группа – «Синквейн» - напишите заголовок, составьте красивую опорную схему или синквейн по данной теме, используя данные вам таблички
дайте краткое объяснение классу
2 группа – «Парад терминологии» - изучите все термины, дайте им определение, расскажите о них классу
3 группа – «Применение знаний» - приведите примеры на каждый вид взаимоотношений, запишите их, каждый на отдельный лист: заголовок,
пример взаимоотношений, доложите классу
4 группа – «Таблица» - составьте таблицу по данной теме, в которой будут включены термины, дано объяснение им, примеры взаимоотношений в природе.
Приложение 3. Карточки для самооценки работы учащихся группы
Оценивание работы учащихся № ____ группы
ФИО | Вклад в работу группы | Качество выполненной работы | Активное взаимодействие в группе | Качество представления материала | Общий балл | Итоговая оценка |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
За каждый вид работы поставьте баллы в виде кружочков -
Максимальный балл – 3, т.е. 3 кружочка - 


Итоговая оценка выставляется так:
10-12 баллов – оценка «5»
8-9 баллов – оценка «4»
6-8 баллов – оценка «3»
Приложение 4. Оценивание работы групп
Группы | Полнота и грамотность представления материала | Оригинальность оформления | Умение сотрудничать | Поведение в группе | Дополнительный балл (при необходимости) | Общий балл | Место |
1 | | | | | | | |
2 | | | | | | | |
3 | | | | | | | |
4 | | | | | | | |
За каждый вид работы поставьте баллы в виде кружочков -
Максимальный балл – 3, т.е. 3 кружочка - 


Занятое место определяется так:
10-12 баллов – 1 место
8-9 баллов – 2 место
6-8 баллов – 3 место
12