СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии в 11 классе "Формы естественного отбора"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок предусматривает работу в группах.  Каждая группа работает с раздаточным материалом по формам естественного отбора. В конце урока предлагается карточка для закрепления нового материала.  К уроку подготовлена презентация.   

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 11 классе "Формы естественного отбора"»

Урок в 11 классе по биологии «Формы естественного отбора»

Цель: углубление знаний о естественном отборе в свете современной концепции эволюции и формирование знаний о разных формах естественного отбора и условиях проявления этих форм.


Задачи:

- образовательная: изучить разные формы естественного отбора, сделать акцент на творческой роли естественного отбора;

- развивающая: продолжить формировать навыки анализировать информацию, выбирать главное, делать выводы из предложенных фактов; формировать навыки составления графиков биологических процессов;

- воспитательная: формировать единую естественнонаучную картину мира на примере материала урока.



Технологии: традиционная, личностно-ориентированная, ИКТ.

Методы: беседа, просмотр презентации, работа с учебником, анализ полученной информации.

Тип урока:урок-практикум.

Формы: фронтальный опрос, групповая работа (парная, в малых группах).


Ход урока


Сформировать 4 группы: 4 человека + 4 человека + 3 человека + 3 человека.

- Движущий отбор

- Стабилизирующий отбор

- Дизруптивный отбор

- Половой отбор


  1. этап. «Пролог» (этап психологического настроя).


Давайте, прочитаем стихотворение и настроим себя на восприятие сегодняшнего урока:


Посмотрим на слайд 1, прочитаем стихотворение:

Науку двигают учёные,

Мечтой и знаньем окрыленные.

Идеи их берут разбег:

Изобретенья, открытия

Летят сквозь время так стремительно,

Исток – учёный человек.

2 этап. «Повторение пройденного».

Вначале нашего урока, давайте повторим то, о чём мы говорили на прошлых уроках. Мы говорили о разных учёных, их взглядах о процессе эволюции.

Задание № 1. Определите, о каком ученом идет речь. (слайд №2). Поработайте в парах, определите, какое описание подходит какому учёному и какой портрет подходит какому описанию.

I

1. Талантливый, невезучий.
2. Боролся, отстаивал, доказывал.
3. Создал первое эволюционное учение.
4. Творец.

II

1. Трудолюбивый обстоятельный.
2. Путешествовал, наблюдал, анализировал.
3. Выяснил причины эволюции живого.
4. Гений.

III

1. Эрудит, верующий.
2. Описывал, систематизировал, организовывал.
3. Создал лучшую искусственную систему.
4. Трудоголик.

На интерактивной доске демонстрируются портреты ученых без подписей. Учащиеся должны соотнести высказывания с именами и портретами ученых.



Правильный ответ на слайде № 3.

Задание №2. Развитие эволюционных представлений.

С точки зрения каждого из ученых (К. Линней, Ж.Б. Ламарк, Ч. Дарвин) объясните механизм возникновения длинной шеи у жирафа. (слайд №4).

Желающим ответить предлагается взять портрет учёного.

Ответ: К.Линней: Жираф изначально создан «Творцом» с длинной шеей.

Ж.Б. Ламарк: Длинная шея у жирафа появилась в результате: внутреннего стремления к прогрессу; упражнение и не упражнение органов и их изменения; приобретенные признаки передаются по наследству.

Ч. Дарвин: У предков жирафа возникли мутации, приведшие к удлинению шеи. Жирафы с более длинными шеями имели больше возможностей выжить в борьбе за существование (т.к. использовали листья высоких ветвей).В результате естественного отбора также имели возможность выжить и дать потомство. 

Проверим со слайдом № 5.

И этотпроцесс Ч. Дарвин назвал естественным отбором. Мы сегодня пойдём дальше, будем говорить о формах естественного отбора.

Слайд № 6. Запишите тему урока «Формы естественного отбора».

Цель: углубление знаний о естественном отборе в свете современной концепции эволюции и формирование знаний о разных формах естественного отбора и условиях проявления этих форм.

3 этап. «Этюд» (наглядная демонстрация объекта осмысления).

Давайте построим логическую последовательность размышлений Ч. Дарвина. Итак, поработайте в группах, выберите нужные карточки, сложите, из каких составляющих понятий состоит естественный отбор:

карточки: наследственная изменчивость, ненаследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор, упражнение нужных органов, искусственный отбор, скрещивание, селекция.

Сравним со слайдом № 7.

  1. этап. «Экспликация»

(разворачивание мыслей об основном понятии урока).


Естественный отбор действует в разных направлениях и приводит к разным результатам. Вы сидите в группах не просто так. Каждая группа имеет название – этоназвание форм естественного отбора.


Слайд № 8.


Вы сейчас поработаете в группах, используя учебник, наглядный материал, каждая группа подготовит рассказ о своей форме естественного отбора по плану.


План на доске:


  1. Условия действия отбора.

  2. Пример.

  3. Результат.


Группа «Движущий отбор» - стр. 233-235 учебника.

Группа «Стабилизирующий отбор» - стр. 236-237 учебника.

Группа «Дизруптивный отбор» - работа с напечатанным текстом и картинками.



Группа «Половой отбор» - работа с напечатанным текстом и картинками.


Изучаем информацию, обсуждаем, пишем ответ по плану, клеем картинки, выступаем.


Слушаем отчёт в группах.



5 этап. «Отчёт групп».


Движущий отбор (направленный).

  1. Условия действия отбора: действует в изменяющихся условиях среды.

  2. Пример: явление индустриального меланизма у бабочки берёзовой пяденицы.

  3. Результат: в популяции от поколения к поколению происходит изменение признака в определенном направлении


Стабилизирующий отбор.

  1. Условия действия: действует при длительном сохранении постоянных условий внешней среды.

  2. Пример: сохранение реликтовых видов: гаттерия, латимерия, гинкго.

  3. Результат: такая форма отбора благоприятствует сохранению в популяции оптимального в данных условиях фенотипа.


Дизруптивный (разрывающий) отбор.

  1. Условия действия:Такой отбор имеет место, когда в разных частях ареала данного вида или популяции – различные условия среды обитания.

  2. Пример: Малый погремок успевает цвести до или после времени сенокоса, две фенотипических формы.

  3. Результат: естественный отбор, при котором сохраняются крайние варианты признака, а убираются его средние значения.

Половой отбор

  1. Условия действия: принятие самцов саками. Основан на соперничестве самцов за право спаривания с самками.

  2. Появление полового диморфизма (утка – селезень, самка и самец каракурта, лев и львица и др.); появление вторичных половых признаков (рога, яркая окраска, звуки и др.)

  3. Отставляют потомство только те самцы, которые понравились самкам.



6 этап. Подведение итогов. Закрепление полученных знаний.

Карточка с примерами. Определить форму естественного отбора.



Пример отбора

Форма

1

Появление тараканов, устойчивых к действию ядохимикатов

движущая

2

Соответствие частей цветка у растения данного вида размерам конкретного вида насекомого-опылителя

стабилизирующая

3

На океанических островах мухи с нормальными крыльями сдуваются в океан и погибают. Преимущество у длиннокрылых и с недоразвитыми (рудиментарными) крыльями

дизруптивная

4

Возникновение устойчивости к антибиотикам у микроорганизмов

движущая

5

У самцов пятнистого оленя имеются рога с 3 - 4 отростками.

половая

6

У большинства зайцев в популяции средний размер ушей.

стабилизирующая

7

Наличие шпор и яркой окраски у петуха.

половая

8

Различия в окраске и наличии полос у раковины виноградной улитки.

дизруптивная



Для нормального существования любого вида необходимо постоянное воспроизведение его структурных единиц (популяций), а существование популяций напрямую зависит от размножения особей ее составляющих. Именно особи являются элементарными (наименьшими) единицами отбора. В результате естественного отбора отбирается не какой-либо признак, а весь генотип в целом.

Ведь конечным результатом отбора является: с одной стороны - преимущественное право на размножение, а с другой стороны, рано или поздно, - гибель организма, и соответственно уничтожение его генов из популяции вида в целом.

Домашнее задание:

Заполнить таблицу. Параграф 4.9.

Форма отбора

Условия действия

Результат

Пример



























Карточка «Дизруптивный отбор»

Дизруптивный (disrupt – разрывать, раздроблять, англ.) 

или разрывающий отбор

Отбор, идущий одновременно в пользу нескольких уклоняющихся вариантов против особей с промежуточным значением признака.

Эта форма отбора возникает в случаях, когда ни одна из групп генотипов не получает решающего преимущества в борьбе за существование из-за разнообразия условий, одновременно встречающихся на одной территории.

Дизруптивный отбор способствует возникновению и поддержанию полиморфизма популяций, а в некоторых случаях может служить причиной видообразования.

Дизруптивный (разрывающий) отбор — естественный отбор, при котором сохраняются крайние варианты признака, а убираются его средние значения.


Ч.Дарвин наблюдал на океанических островах, на которых появились бескрылые насекомые и насекомые с очень длинными кры­льями. Насекомые со средними крыльями ветром сносились в море и погибали.

Водяные ужи, обитающие на островах и побережье оз. Эри в Северной Америке, сильно изменчивы по окраске. На берегах преобладают особи с широкими поперечными темно-коричневыми полосами по светлому фону, а на островах - ужи с менее выраженными полосами и вообще без полос. Эти различия носят адаптивный характер: полосатая окраска оказывается защитной в болотистой местности по берегам озера, делая ужей незаметными для их главных врагов - чаек и цапель, а на белых известняковых скалах островов преимущественно выживают светлые особи без полос. Особи с промежуточным значением признака (слабо выраженными полосами), получающиеся при скрещивании этих двух морф между собой, оказываются не приспособленными ни к одному из вариантов условий. Тем не менее, такие ужи изредка встречаются из-за незначительной миграции береговых особей на острова и наоборот (ужи хорошо плавают).

Карточка «Половой отбор»

Половой отбор – естественный отбор, касающийся признаков особей одного пола. Это частый случай внутривидового естественного отбора, а не самостоятельный фактор эволюции.



Примеры полового отбора:

  1. Яркая окраска самцов многих птиц и невзрачная окраска самок;

  2. Брачные крики и другие формы брачного поведения;

  3. Специфические запахи;

  4. Орудия турнирного боя (рога, клыки, шпоры).

Половой отбор существует в проявлении полового диморфизма (утка – селезень, самка и самец каракурта, лев и львица.); появление вторичных половых признаков (рога, яркая окраска, звуки и др.).

Дают потомство только те самцы, которых выбирают самки.

Половой отбор характеризуется в настоящее время как отбор особей, обладающих сопротивляемостью к внутренним паразитам. Ярко выраженные вторичные половые признаки указывают на отсутствие у особи внутренних паразитов, мешающих их развитию. Поэтому эволюционно закрепилось поведение выбора полового партнёра с ярко выраженными вторичными половыми признаками.

Значение отбора заключается не только в отсеивании нежизнеспособных особей, отбор создает адаптации и виды, исключая из генофонда популяции бесполезные и вредные генотипы. Результатом действия естественного отбора является образование новых видов организмов и новых форм жизни, что показывает творческую роль естественного отбора.











Карточка «Закрепление новых знаний»

Пример отбора

Форма

1

Появление тараканов, устойчивых к действию ядохимикатов


2

Соответствие частей цветка у растения данного вида размерам конкретного вида насекомого-опылителя


3

На океанических островах мухи с нормальными крыльями сдуваются в океан и погибают. Преимущество у длиннокрылых и с недоразвитыми (рудиментарными) крыльями


4

Возникновение устойчивости к антибиотикам у микроорганизмов


5

У самцов пятнистого оленя имеются рога с 3 - 4 отростками


6

У большинства зайцев в популяции средний размер ушей.


7

Наличие шпор и яркой окраски у петуха


8

Различия в окраске и наличии полос у раковины виноградной улитки