СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии в 7 классе

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по биологии

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 7 классе»

МБОУ ООШ № 11



















Учитель биологии

МБОУ ООШ № 11

Кряжевских Г.А.





2024-2015 учебный год





Тема: Многообразие водорослей

Цель: ознакомление с разнообразием многоклеточных водорослей на примере зеленых, бурых и красных отделов водорослей.

Задачи:

образовательные: выявить уровень усвоения учащимися системы знаний признаков водорослей, их многообразия и значения;

развивающие: развивать умения сравнивать, выделять главное, обобщать, развивать воображение; развивать эмоционально-положительное отношение к процессу учебно-познавательной деятельности; развивать память, мышление, самостоятельность в работе;

воспитательные: способствовать воспитанию у учащихся положительного отношения к учёбе, умения общаться и сотрудничать

Тип урока: комбинированный

Метод обучения: проблемный.

Технологии: развивающее обучение, ИКТ

Оборудование: презентация темы “Водоросли”, цифровой микроскоп, цифровая камера, проектор, оборудование для лаб.работы и опыта.

Ход урока.

1.Организационный момент. (У нас сегодня необычный урок: у нас гости. Не волнуйтесь, настройтесь на рабочий лад, я уверена, что у нас с вами все получится!

2. Актуальность познавательной деятельности.

Учитель: послушайте стихотворение - загадку

 Колыбель воды меня качает, 
жизнь даря,
Племя мне подобных населяет
Океаны, реки и моря
С крошкой мхом и дубом великаном
Мы в родстве:
сохраняем облик первозданный, 
цвет зелёный драгоценностью блестит в воде.

Учитель: Ребята, о каких организмах  идет речь в этом стихотворении? 



Ученики: о водорослях, водных растениях.

Мы продолжаем с вами знакомство с водорослями. Это древнейшие представители царства Растения. Они занимают совершенно особое место, как в историческом аспекте, так и по той роли, которая принадлежит им в общем круговороте веществ. Они живут рядом с нами, часто помогают нам, но мы не замечаем их присутствия. Так давайте присмотримся еще более внимательно к этому, часто скрытому от нас удивительному миру низших растений. Тема нашего урока: Многообразие водорослей

Цель нашего урока: продолжить знакомство с видовым разнообразием и систематическим положением водорослей, выполнить лабораторную работу: приготовить микропрепарат водоросли и детально рассмотреть его при помощи микроскопа, кроме того мы выясним какую роль водоросли играют в нашей жизни и докажем практически их пользу.

3. Повторение изученной темы.

Давайте вспомним на какие три группы делятся все водоросли? (зеленые, бурые и красные). Мы уже с вами познакомились с зелеными водорослями.

Я буду читать вам описание, а вы угадываете о какой зеленой водоросли идет речь.

  1. Эта одноклеточная зеленая водоросль встречается в цветущих лужах или водоемах. Форма водоросли грушевидная. Двигается в воде при помощи двух жгутиков, находящихся на переднем, более узком конце клетки. А еще у этой водоросли есть красный светочувствительный глазок. (Хламидомонада)

  2. А эта одноклеточная зеленая водоросль не имеет жгутиков, форма тела шаровидная. Распространена в пресных водоемах и на влажных почвах. (Хлорелла)

  3. В стоячих и медленно текущих водах часто плавают и оседают на дно скользкие ярко-зеленые комки этой многоклеточной нитчатой зеленой водоросли. Хроматофоры у нее в виде спирально закрученных лент. (Спирогира)

  4. Многоклеточная зеленая водоросль длиной более 30 см и толщиной всего в две клетки. Употребляют в пищу. (Ульва или морской салат)

  5. А теперь посмотрите внимательно на водоросль, которую очень часто можно встретить в водоемах нашей Ростовской области. Эта многоклеточная нитчатая зеленая водоросль. Клетки этой водоросли короткие и хроматофор в виде незамкнутого кольца. (Улотрикс)

4. Лабораторная работа.

Мы сейчас с вами приготовим микропрепарат улотрикса и рассмотрим его строение в цифровой микроскоп.

  1. Возьмите покровное стекло, протрите его салфеткой.

  2. Наберите в пипетку воды и капните на середину предметного стекла.

  3. В чаше Петри у вас образец улотрикса, отделите небольшой фрагмент и положите в каплю, расправьте его.

  4. Сверху накройте покровным стеклом.

  5. Пододвиньте микроскоп к себе так, чтобы от края стола было 15 см.

  6. Двумя винтами опускаем предметный столик в нижнее положение

  7. Откройте на микроскопе крышку

  8. Берем линзу Барлоу и вставляем ее.

  9. Теперь возьмем окуляр 10х и вставим его в окулярную трубку.

  10. Помещаем наш препарат на предметный столик и закрепляем зажимами.

  11. Вращаем револьверное устройство и выбираем объектив для наблюдения 4х.

  12. Включим подсветку, установив ручку на 3 делении: подсветка сверху и снизу.

  13. Поднимаем предметный столик почти до объектива.

  14. Смотрим в окуляр и подкручиваем винты до четкого изображения.

(Я в это время включаю цифровую камеру).

Посмотрите при помощи цифровой камеры я вывела вам изображение на экран. Итак, мы приготовили препарат улотрикса и убедились, что он состоит из коротких клеток с зелеными хроматофорами.

Физкультминутка



  1. Знакомство с бурыми водорослями.

Сегодня мы рассмотрим следующие 2 группы водорослей. Итак, отдел Бурые водоросли. Это многоклеточные, в основном морские растения. Их насчитывают около 1500 видов. Общий внешний признак этих водорослей – желтовато-бурая окраска слоевищ. Слоевища бурых водорослей бывают нитевидной, шаровидной, пластинчатой и кустообразной формы. Размеры их колеблются от микроскопических до нескольких десятков метров. К грунту бурые водоросли прикрепляются при помощи ризоидов. В прибрежной полосе Черного моря часто встречается бурая водоросль цистозейра. В наших дальневосточных морях и морях Северного Ледовитого океана растет крупная бурая водоросль ламинария или морская капуста.

  1. Знакомство с красными водорослями

Следующий отдел Красные водоросли или Багрянки. Эти водоросли в основном многоклеточные морские растения. Всего их насчитывают около 4 тыс. видов. В клетках красных водорослей, кроме хлорофилла содержатся красные и синие пигменты. Красные водоросли весьма разнообразны и очень красивы. Они имеют причудливые формы, в разной мере рассеченные и разветвленные. Благодаря тому, что красные пигменты способны улавливать даже очень небольшое количество света, багрянки могут расти на значительных глубинах (100-200 метров). В морях нашей страны широко распространены: филлофора и порфира.

  1. Роль водорослей в жизни человека

Роль водорослей в природе и жизни человека сложно переоценить. Посмотрите на схему. (рассказываю)

Предпоследнее: употребление в пищу. Во многих странах водоросли используют для приготовления разнообразных блюд. Они очень полезны, так как содержат много углеводов, витаминов и микроэлементов. Особенно часто употребляют в пищу ламинарию (морскую капусту) и ульву (морской салат). Я думаю, что вы все пробовали морскую капусту, ну а те, кто еще не пробовал обязательно это сделает (демонстрация салата).

Последнее: лекарства. Некоторые водоросли используют и в медицине при лечении ряда заболеваний. Так слоевища ламинарии используют для профилактики дефицита йода. Йод – это химический элемент, который крайне важен для организма человека. Давайте докажем опытным путем, что ламинария богата йодом.

  1. Опыты с ламинарией.

А кто помнит, с помощью какого вещества мы можем определить содержание йода? (крахмал) Я заранее приготовила раствор для исследования. Добавим к нему перекись водорода и кислоту. А затем раствор крахмала. Что мы видим? Какой вывод можно сделать из опыта?

  1. Итог урока. Мы сегодня с вами погрузились в удивительный мир таких растений как водоросли.

Рефлексия

  1. Д/з. п.4, с. 27 рубрика «Это интересно»