Тема: Славянские воины и богатыри.
Цель: дать представление о военном искусстве славян.
Задачи:
Образовательные: формировать образное представление о славянских воинах и богатырях; познакомить с вооружением славян, показать храбрость и военное умение славян.
Коррекционно-развивающие: способствовать развитию устной речи уч-ся, обогащать словарный запас, развивать внимание и умение работать с учебником.
Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство патриотизма и восхищения мужеством, храбростью славян.
Основные знания:
Вооружение славян, военное искусство.
Основные термины и понятия:
Колчан, секира, палица, булава, ратник, засека, дозорный, кольчуга, шлем.
Оборудование: карта «Древнерусское государство. Киевская Русь в IX – начале XII век»; карточки, презентация, кроссворд по теме, выставка рисунков « Русь богатырская».
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие, психологический настрой на работу (слайд 1)
Добрый день, добрый час!
Я снова рада видеть вас
Друг на друга посмотрели-
И тихонечко все сели.
А девиз у нас такой:
Всё должно быть под рукой-
Всё ль на месте , всё ль в порядке:
Ручки, книжки и тетрадки,
Все ли правильно сидят и внимательно глядят?
Я всем вам желаю сегодня успеха
И пусть интересным будет урок!
На партах лежат смайлики – определение настроения в начале урока и в конце урока.
- Скажите а на какой урок вы пришли –история А может география –нет. Проверим хорошо ли вы знаете этот предмет Я буду называть слова относящиеся к предмету история. Слово связанное с предметом история –хлопаем в ладоши. (племя, река, памятник, равнина, столица, век, Родина)
-Ребята , вы хотели бы найти клад? А что это такое? ( клад – это золото , деньги , украшения)
- Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Именно за таким кладом мы сегодня отправимся. И так, в путь! (Звучит веселая музыка, клад-знания)
По пути за знаниями мы будем собирать фишки-знания, кто больше всех соберет фишек, тот получит самый большой багаж из знаний и станет возможно в бедующем знатоками истории
II. Повторение пройденного материала.
-Какой раздел мы с вами изучаем?
Игра «Мозговой штурм»(учитель называет определение исторического понятия- дети называют это слово)
1.Наука о прошлом человечества называется – история.
2. Песни-сказания о подвигах богатырей – былины
3.Объединение родственников – род
4.Отрезок времени в сто лет- век
5.Предки русских украинцев и белорусов – восточные славяне
6.Самый старый, мудрый и уважаемый член племени – старейшина
7.Княжеское войско – дружина
8.Языческий чародей, предсказатель- кудесник
9.Место где селились славяне – поселение
10.Мастер по изготовлению изделий из глины – гончар
11.Мастер по изготовлению изделий из железа – кузнец
12. Погребальная песня- плач
-Какую тему мы изучали на предыдущем уроке ( уч-ся называют тему урока)
Работа с картой. Показать на карте место, где жили соседи восточных славян, используя историческую карту.
(Под руководством учителя проводится коллективная работа с картой).
На востоке жили …… ПЕЧЕ – НЕГИ; ХА – ЗАРЫ; ПО – ЛОВЦЫ.
_ На юге жили…… БОЛ – ГАРЫ; ГРЕ – КИ.
_ На западе жили ….. ЛИТОВ – ЦЫ.
_ На севере жили ….. ВА – РЯГИ.
-Какие степные племена относятся к кочевникам?
-Какие племена считались очень воинственными?
Изучение нового материала
Отправляемся дальше отыскивать наш клад-знания.
Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока… А, впрочем, вы сейчас сами догадаетесь посмотрев на иллюстрацию (слайд 3)
- О чем пойдет речь на нашем уроке? Тема урока, с которой мы сегодня познакомимся, называется: «Славянские воины и богатыри».
Объявление целей урока для уч-ся. Сегодня мы познакомимся с военным искусством восточных славян, вооружением славянских воинов, с новыми понятиями и словами.
Сообщение темы урока, запись темы в тетрадь. СЛАЙД4
Краткий рассказ о военном искусстве восточных славян.
Славяне старались жить с соседями мирно: вести торговлю, не конфликтовать. Но в истории государств войны неизбежны. Слишком многие хотели захватить богатые русские земли. И славянам приходилось отражать многочисленные набеги врагов.
- Восточные славяне славились своей силой и храбростью. Сражались они отчаянно, смело пробирались в тыл врага. Умирали в бою без стонов и жалоб. Если враги нападали на города и поселки, то все мужское население вставало на защиту своей земли.
-Чтобы отстоять родную землю, отбить врага нужно было оружие.
Чем же были вооружены славянские воины?
Вооружение славянских воинов – делают заголовок в тетради, по мере получения знаний записывают в тетрадь : (СЛАЙД 5)
лук со стрелами – колчан-копье- меч- секира- палица- щит.
СЛАЙД 6,7,8,9,10,11.
Опережающее задание: сообщение «Доспехи дружинников»
.Одевался дружинник в особую рубаху: кольчугу. Кузнец ковал много небольших железных колец, затем соединял их друг с другом. Кольца были так сплетены между собой , что в них застревали острые стрелы и не могли пробить копья. На голову дружинник надевал шлем -железный головной убор.
- КОЛЬЧУГА (слайд 12 )
- ШЛЕМ (слайд 13) (пояснение к словам).
Физ. пауза (слайд14)
- Чтобы быть сильными и здоровыми как славянские воины, предлагаю выполнить несколько упражнений. Внимание на экран!
- Каждое славянское поселение имело свою дружину. Это были самые сильные и смелые воины. Дружина не занималась ни земледелием, ни скотоводством. Их основное занятие защищать людей и землю от врагов. Воинов раньше называли ратниками.
- РАТНИК (слайд )- читают обозначение слова на стр. 95 СЛАЙД 15
Про таких смелых отважных воинах люди сложили немало пословиц ( зачитывают пословицы)
1.Сам погибай, а Родину защищай. СЛАЙД 16
2.Родину – мать умей защищать.
3.Кто за Родину горой, тот истинный герой.
4.Жизнь дана на добрые дела.
- Чтобы заранее узнавать о нападении врагов дружинники строили сторожевые башни и делали засеки.
Слайд сторожевой башни СЛАЙД 17
ЗАСЕКА – зачитывают что обозначает словарное слово СЛАЙД 17
Здесь постоянно находился один из воинов –дозорный.
Работа с учебником
- Найдите на стр 93 и зачитайте за чем должен был следить дозорный.
-А в наше время есть дозорные ( пограничники)
Среди славянских воинов в бою всегда кто-нибудь отличался силой, боевым умением и смелостью.
А как называли таких воинов вы узнаете из загадки
Силен, как вольный ветер,
Могуч как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей
И стариков, и матерей. (богатырь)
А откуда вы знаете о богатырях? Из былин, русских народных сказок, поэм.
А что такое былина? От какого слова оно происходит?
Быль, правда – то, что происходило на самом деле. Это песни, сказы о подвигах богатырей.
Работа по картине В.В.Васнецова «Три богатыря» (слайд 18)
Давайте посмотрим на картину Виктора Михайловича Васнецова
Как она назывыается?
- Кого вы видите на репродукции?
-Как зовут богатырей?
-Как вы думаете, кто из них главный?
-Что делают богатыри в поле?
-На картине изображены былинные богатыри,
В центре на дородном вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын. Он кряжист и могуч, как вековой лес, окружавший его с детства. Славный богатырь.
По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич, Добрыня искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука. Одет он богато и нарядно. Щит у Добрыни каменьями украшен, меч у него булатный, а взгляд-то у него пристальный. Под ним белый длинногривый конь стоит, ноздри раздувает, видно, врага чует.
Третий богатырь Алеша Попович – сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья или Добрыня, но берет ловкостью, быстротой, находчивостью. Он и воин, и гусляр. Песни петь умеет и воевать умеет.
Какие они богатыри? Дайте им характеристику. (Сильные, смелые, отважные, бесстрашные, решительные, героические, доблестные, храбрые, мужественные.
Скажите, а есть ли в наше время богатыри? Наши славные воины
- А есть сейчас в наше время люди с такими человеческими качествами?
- Так есть ли в наше время богатыри?
Слайд 8
- Какой профессии они могут быть?
- А может ли каждый из нас стать современным богатырем?
- Что для этого надо?
Я надеюсь что вы вырастите и тоже станете настоящими воинами.
Кратко проговорив изученный материал, учитель подводит к выводу по теме.
V. Закрепление.
Вопросы по теме:
- Какую тему изучали?
-Зачем славянам была нужна дружина?
-- Кого из воинов называли дозорными?
- Кого называли богатырями?
ЗАДАНИЕ «Одень воина, богатыря исключи лишнее» СЛАЙД 20
Шапка, лук со стрелами, автомат, палица, шинель, кольчуга, граната, секира, щит, меч, колчан, шлем, туфли (карточки с текстом, исключить лишнее)
Вставить пропущенные слова, чтобы получился рассказ. СЛАЙД 21
Славяне проявляли в боях_____ и _______. Основным оружием славян были________,______,_____,______,________.
Славянское племя имело свою________. Воинов дружины называли_________. Дружинники делали_________.
Здесь находился_______.
VI. Подведение итогов.
Комментарии по уроку, оценивание.
VII. Домашнее задание:
I уровень - прочитать текст учебника, составить простейший кроссворд «Вооружение»;
II уровень - прочитать текст учебника, ответить на 1-3 вопросы;
VIII. Рефлексия СЛАЙД 22
Понравился ли вам сегодняшний урок… Что нового узнали на уроке...
Что больше всего запомнилось…
Вставить пропущенные слова, чтобы получился рассказ.
Славяне проявляли в боях_____ и _______. Основным оружием славян были________,______,_____,______,________.
Славянское племя имело свою________. Воинов дружины называли_________. Дружинники делали_________.
Здесь находился_______.
Слова для справок: засека, мужество, храбрость, дозорный,дружина, ратник, лук со стрелами, секира, копье, палица.
Вставить пропущенные слова, чтобы получился рассказ.
Славяне проявляли в боях_____ и _______. Основным оружием славян были________,______,_____,______,________.
Славянское племя имело свою________. Воинов дружины называли_________. Дружинники делали_________.
Здесь находился_______.
Слова для справок: засека, мужество, храбрость, дозорный,дружина, ратник, лук со стрелами, секира, копье, палица.
Вставить пропущенные слова, чтобы получился рассказ.
Славяне проявляли в боях_____ и _______. Основным оружием славян были________,______,_____,______,________.
Славянское племя имело свою________. Воинов дружины называли_________. Дружинники делали_________.
Здесь находился_______.
Слова для справок: засека, мужество, храбрость,дозорный, дружина, ратник, лук со стрелами, секира, копье, палица.
Вставить пропущенные слова, чтобы получился рассказ.
Славяне проявляли в боях_____ и _______. Основным оружием славян были________,______,_____,______,________.
Славянское племя имело свою________. Воинов дружины называли_________. Дружинники делали_________.
Здесь находился_______.
Слова для справок: засека, мужество, храбрость, дозорный, дружина, ратник, лук со стрелами, секира, копье, палица.
Вставить пропущенные слова, чтобы получился рассказ.
Славяне проявляли в боях_____ и _______. Основным оружием славян были________,______,_____,______,________.
Славянское племя имело свою________. Воинов дружины называли_________. Дружинники делали_________.
Здесь находился_______.
Слова для справок: засека, мужество, храбрость,дозорный, дружина, ратник, лук со стрелами, секира, копье, палица.
Вставить пропущенные слова, чтобы получился рассказ.
Славяне проявляли в боях_____ и _______. Основным оружием славян были________,______,_____,______,________.
Славянское племя имело свою________. Воинов дружины называли_________. Дружинники делали_________.
Здесь находился_______.
Слова для справок: засека, мужество, храбрость,дозорный, дружина, ратник, лук со стрелами, секира, копье, палица.
Вставить пропущенные слова, чтобы получился рассказ.
Славяне проявляли в боях_____ и _______. Основным оружием славян были________,______,_____,______,________.
Славянское племя имело свою________. Воинов дружины называли_________. Дружинники делали_________.
Здесь находился_______.
Слова для справок: засека, мужество, храбрость, дозорный, дружина, ратник, лук со стрелами, секира, копье, палица.
Вставить пропущенные слова, чтобы получился рассказ.
Славяне проявляли в боях_____ и _______. Основным оружием славян были________,______,_____,______,________.
Славянское племя имело свою________. Воинов дружины называли_________. Дружинники делали_________.
Здесь находился_______.
Слова для справок: засека, мужество, храбрость, дружина, дозорный, ратник, лук со стрелами, секира, копье, палица.
Вставить пропущенные слова, чтобы получился рассказ.
Славяне проявляли в боях_____ и _______. Основным оружием славян были________,______,_____,______,________.
Славянское племя имело свою________. Воинов дружины называли_________. Дружинники делали_________.
Здесь находился_______.
Слова для справок: засека, мужество, храбрость, дружина, ратник, лук со стрелами, секира, копье, палица, дозорный.
Вставить пропущенные слова, чтобы получился рассказ.
Славяне проявляли в боях_____ и _______. Основным оружием славян были________,______,_____,______,________.
Славянское племя имело свою________. Воинов дружины называли_________. Дружинники делали_________.
Здесь находился_______.
Слова для справок: засека, мужество, храбрость, дружина, ратник, лук со стрелами, секира, копье, палица,дозорный.
Вставить пропущенные слова, чтобы получился рассказ.
Славяне проявляли в боях_____ и _______. Основным оружием славян были________,______,_____,______,________.
Славянское племя имело свою________. Воинов дружины называли_________. Дружинники делали_________.
Здесь находился_______.
Слова для справок: засека, мужество, храбрость, дружина, ратник, лук со стрелами, секира, копье, палица, дозорный.
Вставить пропущенные слова, чтобы получился рассказ.
Славяне проявляли в боях_____ и _______. Основным оружием славян были________,______,_____,______,________.
Славянское племя имело свою________. Воинов дружины называли_________.
Слова для справок: мужество, храбрость, дружина, ратник, лук со стрелами, секира, копье, палица.
Вставить пропущенные буквы, чтобы получился рассказ.
Славяне проявляли в боях му_ест__о и храб_ость.
Славянское племя имело свою дру_и_у.
ЗАДАНИЕ «Одень воина, богатыря исключи лишнее»
Шапка, лук со стрелами, автомат, палица, шинель, кольчуга, граната, секира, щит, меч, колчан, шлем, туфли
ЗАДАНИЕ «Одень воина, богатыря исключи лишнее»
Шапка, лук со стрелами, автомат, палица, шинель, кольчуга, граната, секира, щит, меч, колчан, шлем, туфли
ЗАДАНИЕ «Одень воина, богатыря исключи лишнее»
Шапка, лук со стрелами, автомат, палица, шинель, кольчуга, граната, секира, щит, меч, колчан, шлем, туфли
ЗАДАНИЕ «Одень воина, богатыря исключи лишнее»
Шапка, лук со стрелами, автомат, палица, шинель, кольчуга, граната, секира, щит, меч, колчан, шлем, туфли
ЗАДАНИЕ «Одень воина, богатыря исключи лишнее»
Шапка, лук со стрелами, автомат, палица, шинель, кольчуга, граната, секира, щит, меч, колчан, шлем, туфли
ЗАДАНИЕ «Одень воина, богатыря исключи лишнее»
Шапка, лук со стрелами, автомат, палица, шинель, кольчуга, граната, секира, щит, меч, колчан, шлем, туфли
ЗАДАНИЕ «Одень воина, богатыря исключи лишнее»
Шапка, лук со стрелами, автомат, палица, шинель, кольчуга, граната, секира, щит, меч, колчан, шлем, туфли
ЗАДАНИЕ «Одень воина, богатыря исключи лишнее»
Шапка, лук со стрелами, автомат, палица, шинель, кольчуга, граната, секира, щит, меч, колчан, шлем, туфли
ЗАДАНИЕ «Одень воина, богатыря исключи лишнее»
Шапка, лук со стрелами, автомат, палица, шинель, кольчуга, граната, секира, щит, меч, колчан, шлем, туфли
ЗАДАНИЕ «Одень воина, богатыря исключи лишнее»
Шапка, лук со стрелами, автомат, палица, шинель, кольчуга, граната, секира, щит, меч, колчан, шлем, туфли
ЗАДАНИЕ «Одень воина, богатыря исключи лишнее»
Шапка, лук со стрелами, автомат, палица, шинель, кольчуга, граната, секира, щит, меч, колчан, шлем, туфли
ЗАДАНИЕ «Одень воина, богатыря исключи лишнее»
Шапка, лук со стрелами, автомат, палица, шинель, кольчуга, граната, секира, щит, меч, колчан, шлем, туфли
ЗАДАНИЕ «Одень воина, богатыря исключи лишнее»
Шапка, лук со стрелами, автомат, палица, шинель, кольчуга, граната, секира, щит, меч, колчан, шлем, туфли
Тема: Славянские воины и богатыри.
Цели: 1.Знакомство с военным искусством славян .
2. Коррекция исторических знаний и представлений; пополнение активного и пассивного словаря; развитие внимания, памяти, речи; формирование устойчивого познавательного интереса посредством работы с исторической картой, дидактических игр .3. Формирование положительного образа русского воина - защитника; воспитание патриотических чувств: гордости за отечественную историю, уважения к воинам.
Оборудование: Презентация « Русские богатыри» ,карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX- начале XII века», учебник « История России», былина «Илья Муромец», анаграммы.
Ход урока.
I.Организационное начало урока.
Прослушивание песни «Богатыри».
II. Актуализация знаний учащихся.
Фронтальная беседа по вопросам.
-Как назывались наши древние предки?
Работа с картой:Покажите на карте древнерусское государство.
-Назовите соседей восточных славян. Расшифруйте анаграммы.
Плоовцы (половцы).
Епечениг (печенеги).
Вигикин (викинги).
Толивцы (литовцы).
Болрыга (болгары).
- Как жили кочевники? Почему на карте мы видим красный цвет возле городов?( Славянские города подвергались нападению со стороны половцев и печенегов).
III.Сообщение темы урока: Мы сегодня поговорим о славянских воинах и богатырях .Запишите тему урока : «Славянские воины и богатыри».
IV. Изучение нового материала.
1. Вступительное слово учителя.
Славяне старались жить с соседями мирно: вести торговлю, не конфликтовать. Но в истории государств войны неизбежны. Слишком многие хотели захватить богатые русские земли. И славянам приходилось отражать многочисленные набеги врагов. Славяне всегда отчаянно сражались, пробирались незаметно в тыл врага, устраивали засады. Они были очень
выносливыми и умирали без стонов и жалоб. Все мужское население вставало на защиту своей земли.
2. Краткий рассказ учителя о военном искусстве славян.
Каждое славянское племя имело свою дружину. Это были самые сильные и опытные воины. Воинов называли ратниками.(дружинниками)
3.Словарное слово-ратник-воин. (Слайд)
Как узнавали славяне о нападении врагов? Чтобы заранее узнавать о нападении врагов они строили сторожевые башни. (слайд)и делали засеки.
Словарное слово: засека- заграждения из поваленных деревьев.
Здесь постоянно находился воин-дозорный.- Для чего нужен был дозорный?( следить не приближается ли враг?) А в наше время есть дозорные? ( да, пограничники)
5.Рассказ учителя о дружинниках.
Дружинники не занимались ни земледелием, ни скотоводством. Их основное занятие было защищать родину. Поэтому они были хорошо вооружены.Лук со стрелами, копье, меч всегда были при них.
Сообщение учащихся: показ слайдов.
1 ученик.Наиболее сильные воиныимели при себе палицуили булаву. Это тяжелая палка с железным шаром на конце. Иной раз палица или булава были таких больших размеров, что лишь несколько человек могли сдвинуть их с места.Размахивал такой силач-дружинник палицей или булавой и сбивал с ног вражеских воинов.
Ученик : кузнецы ковали особые мечи для своих воинов. Это были мечи острые с обоих сторон . Мечи были двух видов: маленькие и тяжелые полутораметровые. Тяжелые мячи делали с длинной ручкой, чтобы можно было поднять его двумя руками.
3 ученик.Защитой от ударов служил щит. Щит делали из дерева, иногда ковали из железа. У пешего воина был большой, заостренный щит. Острым концом воин втыкал щит в землю, пригибался и полностью скрывался за ним. А для конника делали маленький круглый щит.
4Ученик.Одевался дружинник в особую рубаху: кольчугу. Кузнец ковал много небольших железных колец, затем соединял их друг с другом. Кольца были так сплетены между собой , что в них застревали острые стрелы и не могли пробить копья. На голову дружинник надевал шлем -железный головной убор.
Игра « Одень воина». Слайд
6. Рассказ учителя о богатырях.
Среди славянских воинов в бою кто– нибудь отличался своей силой и смелостью. Таких воинов славяне называли богатырями.
- Каких богатырей вы знаете?
А откуда вы знаете о богатырях?
Из былин, русских народных сказок, поэм.
А что такое былина? От какого слова оно происходит?
Быль, правда – то, что происходило на самом деле. Это песни, сказы о подвигах богатырей.
Что помогало богатырям в борьбе с врагами земли русской?
Сила, храбрость, смелость, находчивость, любовь к Родине.
7.Работа над картиной «Три богатыря» В.М,Васнецова.
Давайте посмотрим на картину Виктора Михайловича Васнецова. Как Она называется?Кто изображен на картине?
На картине изображены былинные богатыри,
В центре на дородном вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын. Он кряжист и могуч, как вековой лес, окружавший его с детства. Славный богатырь.
По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич, Добрыня искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука. Одет он богато и нарядно. Щит у Добрыни каменьями украшен, меч у него булатный, а взгляд-то у него пристальный. Под ним белый длинногривый конь стоит, ноздри раздувает, видно, врага чует.
Третий богатырь Алеша Попович – сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья или Добрыня, но берет ловкостью, быстротой, находчивостью. Он и воин, и гусляр. Песни петь умеет и воевать умеет.
Какие они богатыри? Дайте им характеристику. (Сильные, смелые, отважные, бесстрашные, решительные, героические, доблестные, храбрые, мужественные.)
8. Просмотр былины«Илья Муромец»
- как приобрел силу Илья Муромец?
9. В заключении давайте отгадаем кроссворд.
Слайд « Вооружение славянских воинов».
V. Итог урока
Скажите, а есть ли в наше время богатыри? Наши славные воины
- А есть сейчас в наше время люди с такими человеческими качествами?
- Так есть ли в наше время богатыри?
Слайд 8
- Какой профессии они могут быть?
- А может ли каждый из нас стать современным богатырем?
- Что для этого надо?
Я надеюсь что вы вырастите и тоже станете настоящими воинами.
VI. Домашнее задание. Описать вооружение
Даю раскладку сразу на 5 3-х литровых банок:
помидоры;
4 болгарских перца;
морковь — 4 штуки;
чеснок — 4 головки;
острый перец — 2 стручка;
соль — 200 грамм (для справки: в одном полном граненном стакане содержится 325 гр соли. Если стакан заполнен до каймы — 260 гр.);
сахар — 300 грамм (1,5 полных граненных стакана);
лавровый лист и душистый перец;
вода — 6 литров;
уксус 6% — 100 мл ( в каждую банку).
Как приготовить помидоры на зиму:
Срежьте немного у помидоров верхушки, уложите их в банки, и залейте кипятком. Пусть постоят 30 минут.
Накройте крышками и укутайте. Пока помидоры стоят наши залитые кипятком, пропустите через мясорубку овощи.
В кастрюлю налейте 6 литров воды, добавьте измельченные овощи, соль, сахар, лавровый лист, перец душистый. Воду из помидоров слейте в раковину, и залейте их кипящим рассолом, и прямо в в каждую банку добавьте по 100 мл. 6% уксуса.
Банки закатайте крышками, укутайте.
А зимой вспомните меня теплым словом, когда будете пробовать такие помидоры, а маринад какой у них!!! Супер!
Конспект открытого урока по географии в 6классе по теме «Колодец. Водопровод»
Тема: «Колодец. Водопровод»
Цель: сформировать у учащихся представление об искусственных водоёмах: колодец, водопровод
Задачи:
Образовательные:
Закрепить знания учащихся об образовании родника.
Формировать у учащихся представление об искусственных водоёмах: колодец, водопровод.
Познакомить учащихся с системой очистки водопроводной воды.
Развивать межпредметные связи.
Расширять кругозор учащихся.
Коррекционно-развивающие:
Корригировать и развивать зрительную и слуховую память.
Корригировать произвольное внимание путем просмотра презентации и видеофильма.
Корригировать и развивать мыслительные операции: анализа и синтеза, обобщения.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к воде, соблюдение экологических правил при нахождении у источников пресной воды.
Формировать культуру бережного, экономного расходования воды в быту.
Здоровьесберегающие:
Планировать материал с учетом индивидуальных возможностей учащихся.
Способствовать созданию благоприятного психологического климата.
Следить за правильной осанкой детей.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: традиционный
Технические средства обучения: мультимедиа проектор, компьютер.
Мультимедийное обеспечение: презентация к уроку.
Оборудование: учебные принадлежности, карточки с этапами образования родника, макет колодца.
Дидактический материал: карточки для выполнения индивидуальных заданий.
Методы и приемы: беседа, рассказ учителя, демонстрация презентации и видеофильма, работа в тетради.
Учебно-методический комплекс:
Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. География России. Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вид. Москва. Просвещение, 2006 г.
Т.М. Лифанова. Рабочая тетрадь для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва. Просвещение, 2009 г.
Словарь: колодец, водопровод.
Этапы и виды работы на этапе | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Какие задачи решались в ходе выполнения заданий | Индивидуальная работа |
Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку. | - Здравствуйте, ребята! Я надеюсь, что сегодня мы с вами хорошо поработаем и узнаем много нового. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем наших гостей. - Сегодня к нам пришла хорошо всем знакомая, и все же загадочная, таинственная гостья. Без нее нет жизни на Земле. Кто она? Догадайтесь. (На столе стоит колба с водой, покрытая тканью. После ответа учащихся учитель приоткрывает ткань.) Конечно, вы правы! «Это водица – всему миру царица». | Учащиеся приветствуют гостей. | Подготовка учащихся к уроку. Настрой на работу. Способствовать созданию благоприятного психологического климата. | |
II. Повторение пройденного материала. А – фронтальный опрос; Б – индивидуальные карточки (в конвертах на столе учащихся). | - Загадка. Он без рук, он без ног Из земли пробиться смог. Нас он летом в самый зной Ледяной поит водой. Слайд № 1 Правильно, это родник. А как еще можно назвать родник? На прошлом уроке мы познакомились с этапами образования родника. Задание № 1. Достаньте из конверта карточки. Определить последовательность образования родника, поставить таблички в нужном порядке. (в конвертах карточки с этапами образования родника): А) Вода после дождя и снега впитывается в почву Б) Вода просачивается сквозь водопроницаемые породы В) Вода скапливается над водоупорным слоем. Г). Вода медленно стекает в ту сторону, куда наклонены водоупорные породы. Д). Вода течет по водоносному слою до выхода на поверхность. Е) Холодная и чистая вода выходит на поверхность. Проверка выполнения задания (на доске) - Вопросы классу. а) Как вода накапливается под землей? б) В каких местах вода выходит на поверхность земли? в) Почему вода в родниках чистая и холодная? | Учащиеся отгадывают загадку. - Это родник. - источник, ключ Учащиеся выполняют задание. Учащиеся на доске выставляют карточки с этапами образования родника в определенной последовательности. - Вода проходит сквозь водопроницаемые породы до слоя глины и там накапливается. - Часто родники бывают по берегам рек, в оврагах. Вода выходит из-под земли, она проходит через естественные фильтры. | | Учащиеся Вигдорова Л., Петрунин выполняют индивидуальные задания на карточках. |
III. Сообщение новых знаний. Рассказ учителя, с опорой на знания учащихся. Демонстрация слайдов презентации. Физминутка | - Мы с вами продолжаем изучение темы «Вода на Земле» Чтобы узнать тему урока, нам необходимо: 1) выбрать карточки с нечетными числами и расставить их в порядке возрастания. 6 15 48 72 27 11 34 2) Составить слово из слогов - Да, сегодня тема нашего урока «Колодец. Водопровод» - Вы представляете как выглядит колодец? Слайд 2 Ведёрко звонко, спускаясь скачет, А поднимаясь, скрипит и плачет. В глубокой шахте вода хранится, Чтоб летом знойным ты мог напиться. Давайте рассмотрим рисунок и макет колодца. У колодца есть сруб из брёвен, наверху вал, на него накручивается цепь, на конце её ведро. Сверху у колодца есть крыша. Это только видимая часть колодца. Другая - невидимая. Слайд 3 Сначала люди роют большую яму до водоносного слоя (глина), когда вода начинает скапливаться, стенки укрепляют бетоном, брёвнами, чтобы стенки не осыпались. Образуется своеобразный ствол. В него и падает ведро, которое черпает воду, и человек на цепи поднимает ведро с водой. Сейчас часто люди устанавливают в колодцы насосы, которые помогают поднимать воду наверх. При пользованием колодцем надо соблюдать определенные правила: около колодцев нельзя стирать и полоскать белье, мыть машины.. Как вы думаете. почему? Есть квадратная нора, Ниже круглая дыра. Брошу я ведро в дыру И воды в ней наберу. Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. Слайд № 4 В городах и больших поселках люди пользуются водопроводом. Впервые водопровод появился в древнем Риме. Работы по строительству первого городского, водопровода в Москве начались в 18, а закончились в 19 веке. Вода для нужд города бралась из Мытищинских ключей. Сегодня Москва пьет воду, собранную с территории 3 областей – Московской, Тверской и Смоленской, из 13 водохранилищ и почти 1000 рек (Москва-река и Волга с притоками). Как же вода попадает к нам в дом? Слайд № 5 Для этого берётся вода из рек, скважин, озёр. Сначала она попадает в огромные бассейны –отстойники, где она отстаивается (первичная очистка), далее на очистных сооружениях вода фильтруется с помощью песка и химических веществ, очищается от бактерий, которые могут вызывать заболевания человека. Далее с помощью насосов вода по водопроводным трубам приходит к нам в дома. И вот мы дома, открываем кран, и бежит чистая вода. Чтобы представить себе процесс очистки воды, давайте посмотрим видеофильм. Слайд № 6 Долог путь чистой воды к нашим домам, поэтому надо её беречь! -А что это значит беречь воду? Правильно. Если на минуту оставить открытым водопроводный кран, то выльется 15 литров воды, а за час – 1000 литров. | Учащиеся по очереди выходят к доске, выполняют задания, выбирают буквы и выставляют их на доске. - «Колодец. Водопровод». - вредные вещества, растворенные в воде могут попасть в колодец. Учащиеся выполняют упражнения. Просмотр видеофильма «Забор и очистка воды на водоканале» - не допускать утечки; - не оставлять воду течь пока занимаешься другими делами; - пользоваться техническими изобретениями, позволяющими экономить воду. | Вызвать интерес к изучению нового материала. Активизировать знания учащихся, расширять их кругозор. Корригировать и развивать зрительную и слуховую память. Соблюдать режим охраны здоровья Корригировать произвольное внимание, мыслительную деятельность. | |
IV. Закрепление нового материала. Дидактическая игра «Дострой колодец» Работа в тетрадях на печатной основе (если останется время) | А сейчас мы с вами поиграем. Я вам буду задавать вопросы. За каждый правильный ответ вы будете получать детали колодца. Наша цель – построить колодец. Вопросы: Как устроен колодец? Сквозь какие слои роют колодец? Почему около колодца нельзя стирать, мыть машины? Как называется путь воды по трубам до водопроводного крана? Где чище вода – в реке, колодце или в водопроводе? Почему? Учащимся предлагается кроссворд по теме. | - глубокая яма, стенки которой укреплены бревнами или бетоном; - роют сквозь почву и песок до водоупорного слоя (глины); - загрязненная вода может попасть в колодец. - водопровод; - в водопроводе. Прежде чем попасть в водопровод, вода отстаивается в специальных бассейнах и проходит очистку от вредных микробов и бактерий. Учащиеся выполняют задание № 5 в тетради на печатной основе (стр.33) | Закрепить и систематизировать знания о колодце и водопроводе. | |
V. Рефлексия деятельности на уроке. | Мы с вами выяснили, что вода к людям может попасть из колодца или водопровода. (на доске прикреплены картинки сельский домик и многоэтажный дом, колодец и водопроводный кран) Задание. Сопоставить картинки. - У нас получилась картинка. Давайте добавим сюда солнце. На нашем жарком солнышке лучом определенной длины покажите свое впечатление от урока. | Учащиеся сопоставляют картинки: сельский дом – колодец, многоэтажный дом – водопроводный кран. Учащиеся достают из конверта лучи и прикрепляют к солнцу на доске. | | |
VI. Домашнее задание. | Учебник, стр. 45-47, прочитать, и ответить на вопросы. Рабочая тетрадь, стр. 32-34 № 2, 3, 5, 7, 9. | Учащиеся записывают задание в дневник. | | |
VII. Выставление оценок. | Учитель оценивает работу учащихся на уроке. | | | |
Карточка 1.
Песок Глина Почва | Водоупорные слой |
|
Водопроницаемый слой |
Карточка 2.
Задание. Раскрась рисунок: водопроницаемые слои – желтым цветом, водоупорный слой – коричневым цветом.
Карточка 1.
Песок Глина Почва | Водоупорные слой |
|
Водопроницаемый слой |
Карточка 1.
Песок Глина Почва | Водоупорные слой |
|
Водопроницаемый слой |
Карточка 1.
Песок Глина Почва | Водоупорные слой |
|
Водопроницаемый слой |