Государственное бюджетное образовательное учреждение «Казанская школа №142 для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Урок чтение в 1А классе по теме:
«Звук и буква «Б»
Учитель-дефектолог:
Насырова А.У.
г.Казань
06.03.2017год
Тема: «Звук и буква «Б»
Цель: научиться читать слоги, слова и предложения со звуком «б», буквой «Бэ»
Задачи:
1. Образовательные: научить соотносить звук «б» с буквой «Бэ», характеризовать данный звук; слышать его в слове; подбирать слова с данным звуком; совершенствовать умения моделировать схемы слов,
2. Развивающие: развитие навыков участия в учебном диалоге (понимание вопросов и ответов других учащихся, построение ответов, дополнение ответов других детей).
3. Воспитательные: воспитывать интерес к чтению
Планируемые результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- удерживать цель деятельности до получения её результата;
- планировать решение учебной задачи;
- выполнять последовательность необходимых операций;
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в парах и следовать им;
Личностные УУД:
- проявлять интерес к новому;
- интерес к способу решения и общему способу действия;
- развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха или
неуспеха в учении.
Ход урока
1. Организационный момент
-Дети нам тепло?(да)
-В классе светло? ( да)
-Прозвенел уже звонок?(да)
-Уже закончился урок? ( нет)
-Только начался урок? (да)
-Хотите учиться? ( да)
-Значит можно вам садиться.
- Вы у меня какие?
(- Умные, старательные, любознательные)
- Замечательно. Начинаем плодотворно работать.
Сегодня будем продолжать знакомиться с буквой Б б, но сначала...
2. Артикуляционная гимнастика
Б - Болтают две болтушки-
Неразлучные подружки.
Рот открыть. Болтать языком вперед – назад по верхней губе: бл-бл-бл.
-Посмотрите, пожалуйста, на скороговорку и скажите, какие знакомые буквы вы здесь видите. (Ответы детей)
- С какой буквой вы вчера познакомились? (С буквой «бэ»). Показ буквы Б,б
- Это гласная или согласная буква? (Согласная)
-Докажите. ( При произнесении буквы «бэ» встречается преграда в виде губ, ее нельзя пропеть как гласную.)
Буква эта с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
Произнесите звук Б все вместе. Скажите, воздушная струя выходит свободно или встречает преграду? (Встречает преграду.) Что мешает воздушной струе свободно выходить изо рта? (Губы.) Значит, звук Б какой?(Согласный.) Еще раз произнесите звук Б..)
- Назовите слова из скороговорки, в которых встречается буква «бэ»
3. Сообщение темы
Работа с лентой букв.
- Давайте вспомним, что такое звук и что такое буква. (Звук мы слышим и произносим, а букву видим и пишем)
- На какие две группы делятся звуки?
- Чем гласные звуки отличаются от согласных?
Гласные тянутся песенкой звонкой
Могут заплакать и закричать
В темном лесу звать и аукать
И в колыбели ребенка качать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.
- А теперь давайте назовем гласные и согласные звуки, которые мы уже с вами изучили.
4. -Звуки вы знаете хорошо, а теперь посмотрим, как вы умеете сливать эти звуки в слоги, из них составлять слова, а из слов предложения.
Игра « Найди слово»
- Посмотрите на доску и скажите, что вы видите на доске. (Слоги и слова)
- Давайте их прочитаем. (Дети читают слоги, а затем слова)
БА БО БУ БЫ БИ
Бабочка
Бокс
Бусы
Бык
Билет
- А сейчас надо быть очень внимательным. Я буду показывать слог, а вы искать слово с этим слогом. Кто найдёт, поднимайте руку.
- Найдите и назовите слово со слогом БА, БО, БУ, БЫ, БИ.
5. Физминутка.
- Самое время отдохнуть.
Спал цветок (дети присели на корточки)
И вдруг проснулся (встали, руки на пояс)
Больше спать он не хотел (наклоны в стороны)
Встрепенулся, отряхнулся (встряхивают руками)
Взвился вверх (руки вверх)
И полетел (машут руками, садясь за парты).
6. Работа с учебником.
- Сейчас мы научимся читать слоги, слова, предложения со звуком
б. Сначала я буду читать, а вы будете за мной повторять.
Ба бо бу бы
- Сейчас будем читать слова.
Рыба баран собака труба
Баран банан барабан банка
В) Чтение учащихся хором и индивидуально.
- Теперь прочитаем предложения.
Физминутка для глаз.
Чтение рассказа в учебнике.
Работа над содержанием теста.
а) Чтение учителя
б) Самостоятельно прочитайте текст «Борис»
в) Повторное выразительное чтение вслух (2-3 учащихся)
г)Анализ текста
-Как зовут мальчика?
-Что у Бориса? (У Бориса барабан).
-Что он делал с барабаном?( бил).
Звуковой анализ слова «Барабан»
-Сколько здесь всего звуков? (В слове барабан 7 звуков)
- Сколько гласных звуков? (3 гласных звука)
- Назовите их.
- Сколько согласных звуков в этом слове?(4 согласных звука)
- Назовите их.
- Сколько слогов в этом слове? (3 слога)
- Докажите, что три слога. (Здесь 3 гласных). А мы знаем, сколько в слове гласных столько и слогов.
-Назовите 1 слог. (Ба)
-Назовите 2 слог. (Ра)
- Назовите 3 слог.(Бан)
- Давайте все вместе произнесем слово «Ба-ра-бан» по слогам.
Физминутка для рук. «Барабан»
Чтение предложений. Выполнение заданий
-Назовите слова, в которых встречается буква б.
7. Деление слов на слоги. Развитие внимания и памяти.
“Чего не стало?”
На столе лежит: барабан, бусы, бумага, бинокль, булавка, белочка.
Ребенок закрывает глаза, и один предмет прячется. Затем он внимательно смотрит и должен сказать, какого предмета не стало.
Сколько слогов в слове… ? (В слове …? Слог(а).
9. Фонематическое восприятие. Выделение звука [Б]
Ребята, давайте с вами поиграем в игру “Поймай слово”.
Я буду произносить звуки, а вы хлопните в ладоши, когда услышите звук б
- из ряда звуков: П, Б, В, Т, Б, П, Ф, Б
Я буду произносить звуки, а вы хлопните в ладоши, когда услышите слог со звуком б
- из ряда слогов: ПА, БА, БЫ, ПЭ, БУ, ПО
Я буду читать слова, а вы хлопните в ладоши, когда услышите звук б
(Бант, банка, губы, батон, панама, буква, кабан, соболь, автобус, паук, билет, азбука, тюльпан, хобот, альбом).
- определить позицию звука [Б] в слове.
10. Итог урока. Рефлексия.
- Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
-Чему научились?
-Что вам особенно понравилось?
-Было ли что-то сложным?
-Мне сегодня очень приятно было с вами работать.
Самоанализ урока чтение 1 класс.
Тема: «Звук и буква «Б»
Цель: научиться читать слоги, слова и предложения со звуком «б», буквой «Бэ»
Задачи:
1. Образовательные: научить соотносить звук «б» с буквой «Бэ», характеризовать данный звук; слышать его в слове; подбирать слова с данным звуком; совершенствовать умения моделировать схемы слов,
2. Развивающие: развитие навыков участия в учебном диалоге (понимание вопросов и ответов других учащихся, построение ответов, дополнение ответов других детей).
3. Воспитательные: воспитывать интерес к чтению
Планируемые результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- удерживать цель деятельности до получения её результата;
- планировать решение учебной задачи;
- выполнять последовательность необходимых операций;
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в парах и следовать им;
Личностные УУД:
- проявлять интерес к новому;
- интерес к способу решения и общему способу действия;
- развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении.
Тема, цель и содержание урока соответствуют перспективному плану работы, возрастным особенностям детей и их речевому развитию.
Урок начался с организационного момента - использовался игровой прием, это настроило детей на предстоящую работу. Демонстрационный и раздаточный материал подобран в соответствии с целями урока, эстетично оформлен.
Основные этапы выстроены последовательно и взаимосвязаны между собой. Соблюдался переход от одного этапа к другому. Каждый этап урока подготавливал ребенка к последующей работе. Время между каждым этапом урока распределено целесообразно, в соответствии с возможностями детей и задачами урока.
На уроке использовался и индивидуальный метод работы - составлялись слоги, слова, предложения. Старалась добиваться от детей чёткости произношения.
Использовались разнообразные приёмы: словесные, наглядные. Учитывались следующие дидактические принципы: принцип наглядности обучения, принцип сознательности и активности обучения, принцип доступности сообщаемых знаний, принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Все эти принципы были реализованы на уроке. Были использованы разнообразные приёмы для обеспечения эмоциональности интереса детей. Проводилась работа по закреплению понятие «согласный звук», делили слова на слоги.
На протяжении всего урока старалась регулировать поведение и интерес детей. Использовала демократичный стиль общения с детьми, школьники охотно вступали в диалог.
Контроль за речью детей осуществлялся на всех этапах урока.
В итоговой части урока была дана хорошая оценка работы детей. Обсудили прошедший урок, дети вспомнили о чем говорили, что больше всего им понравилось.
В процессе проведения урока я столкнулась с такими трудностями как зажатость некоторых детей на уроке, их низкой активностью, что объясняется появлением на уроке нового незнакомого им человека, но к середине урока удалось установить контакт. В целом урок прошел хорошо.
В результате цель урока была достигнута, задачи решены.
06.03.2017
Насырова А.У.