СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок чтения в 9 классе "Судьба чееловека"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок чтения в 9 классе "Судьба чееловека"»

ГБОУ «Снежнянская СШИ № 42»








Конспект урока по чтению в 9 классе
Судьба человека


М.А.Шолохов





Дата проведения

декабрь

учитель

Доценко О.Г.





2021 – 2022 уч.год

Конспект урока по чтению в 9 классе
М.А.Шолохов

«Судьба человека»

Цели: формирование образа русского солдата, его характера по рассказу М.Шолохова «Судьба человека».

  • образовательные: формировать у учащихся представления о судьбах людей, прошедших войну; расширить знания детей о жизни русских военнопленных в концлагерях; отрабатывать навыки выборочного чтения, умение работать с текстом.

  • коррекционно-развивающие: развивать устную речь учащихся; зрительную память, внимание через работу по восстановлению последовательности событий рассказа; коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук при работе с сюжетными картинками.

  • воспитательные: воспитывать нравственные качества, чувство сопереживания и сострадания, чувство патриотизма, гордость за мужество русских людей; воспитывать интерес к чтению произведений патриотического характера.

Оборудование: ИКТ, портрет  М. А. Шолохова, учебник, запись фильма С. Бондарчука “Судьба человека”, иллюстрации к рассказу, электронная физминутка, карточки со словами, музыка для стихотворения.

План урока




  1. Организационный момент

  2. Вступительное слово учителя

  3. Работа над содержанием произведения

Словарная работа

Анализ произведения

IV. Закрепление

Задание с карточками

Просмотр фрагмента «Вызов к Мюллеру» из кинофильма «Судьба человека»

Характеристика положительных и отрицательных качеств героев произведения.

V. Электронная физкультминутка для глаз

Работа в парах по сюжетным картинкам

VI. Итог урока













Ход урока

  …Ах, какая же все-таки сила

Скрыта в тех, кто испытан войной!

Ю. Друнина


  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.

  1. Вступительное слово учителя

Здравствуйте, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.


  1. Вступительное слово учителя

(Чтение стихотворения учителем под тихую музыку «Грозовые ворота»).

Вставал вопрос в любые времена-

Что жизнь такое? Для чего она?

Сто мудрецов на то ответ искали

У звезд, богов, земли, воды, огня

А что известно? То же, что вначале-

На старой тайне старая броня.

Так, может, надо подойти иначе

К известно не решаемой задаче

И суть в другом аспекте изложить-

Раз есть она, то как её прожить?

Вы когда-нибудь задавались вопросом: для чего дана вам жизнь?

Действительно, во все времена человек спрашивал себя: " Что такое жизнь, что такое судьба, для чего я родился? Как прожить жизнь? Что такое судьба человека?" Наверное, такими вопросами задавался и известный писатель ХХ века М.А. Шолохов, такую проблему разрешал и в своих произведениях. И одно из них - рассказ "Судьба человека. На сегодняшнем  уроке мы продолжим работу над этим произведением, которое возвращает нас к одному из самых важных и трагических событий в истории нашей Родины – к Великой Отечественной войне

Скажите, какие ассоциации, вызывает у вас слово «война»? (ужас, боль, смерть, страх, кровь, сражение, танки, взрывы, бомбёжка и т. д.)

Все это пришлось пережить нашему народу, такая у него была судьба. Вот и рассказ Шолохова - это повествование о том, какой страшной трагедией является война, как она ломает и калечит судьбы людей.

Что значит судьба?

III. Работа над содержанием произведения

Словарная работа

Объяснение значения слова «судьба» (стечение обстоятельств, независящих от воли человека).

Объяснение значений новых слов: «лагерфюрер» «Оппель - адмирал».

Лагерфюрер – комендант лагеря;

Оппель - адмирал - марка легкового автомобиля.

Запись данных слов в рабочих тетрадях (для закрепления).

История создания произведения

Давайте теперь перейдем к самому рассказу. Вспомним историю создания рассказа.

В первый послевоенный год на охоте с Шолоховым произошёл такой случай. Шолохов сидел на берегу реки. К нему подошёл мужчина с мальчиком, Они заговорились и тот рассказал историю о своей нелегкой судьбе. Она взволновала Шолохова [рис. 1]. Тогда же он задумал написать рассказ. Но приступил к работе только через 10 лет и всего за неделю написал «Судьбу человека (Сообщение, подготовленное учеником).

В каком году появился рассказ Шолохова «Судьба человека»? (1957г.)

Рисунок 1- встреча с Шолоховым

Кто является главным героем рассказа? (Андрей Соколов).

Что описывает автор в этом рассказе? (Реальные события, которые произошли с главным героем).

Анализ произведения

А от кого мы узнаём о судьбе Андрея Соколова? (От него самого. Он рассказывает историю своей жизни автору, с которым встретился случайно на реке).

Как сложилась военная судьба Андрея Соколова [рис.2]? (В мае 1942 года, тяжело раненный, он попал в плен)

Рисунок 2 – Ранение

Плен

Да, ребята, судьба избрала для Соколова самый горький вид испытаний – фашистский плен [рис.3].

Что испытывал герой произведения, вспоминая о годах, проведённых в плену? (боль до глубины души).

Рисунок 3 – в плену

Как относились к русским в плену? (жестоко...).

Давайте обратимся к учебнику.

Найдите в тексте, чем били военнопленных? (текст стр.198. - И кулаками били, и ногами…).

За что их били? (текст стр.198. - Били за то, что ты- русский…)

Чем кормили? (текст стр.198 - И кормили везде, как есть, одинаково…).

Какую работу заставляли выполнять военнопленных на каменном карьере? («вручную долбили, резали, крошили камень»).

А какой объем работы должны были выполнять пленные в течении одного дня ? (Четыре кубометра в день).

IV. Закрепление

Задание с карточками

А теперь, ребята, давайте выполним такое задание. Посмотрите на карточки, и выберете из них те черты характера, которые помогли Андрею Соколову пережить трудности плена. (Мужество, чувство собственного достоинства, сила воли, любовь к Родине, чувство вины, выдержка, желание проявить себя, страх смерти) [Приложение 1].

Что хотел показать Шолохов, когда ввёл в рассказ описание плена? (Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские солдаты, сколько всего преодолели).

Исторический комментарий

Кстати, приведу пример исторического факта: к концу 1941 года в немецкий плен попало 3,9 миллиона советских военнопленных. Уже весной 1942 года в живых из них осталось лишь 1,1 миллиона человек.

Кто мне скажет, в каком эпизоде наиболее ярко проявились выдержка и мужество Андрея Соколова? (В эпизоде «Вызов к Мюллеру»)

Давайте понаблюдаем за этой сценой.

Просмотр фрагмента «Вызов к Мюллеру» из кинофильма «Судьба человека» [видео сюжет прилагается].

За что Андрея Соколова вызвали к коменданту? ( За неосторожно высказанную фразу в бараке, которую тут же донес кто-то из предателей до начальства).

Найдите в учебнике эту фразу. (Текст стр.199 «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит»).

Вспомните из просмотренного кинофильма, каким человеком был комендант лагеря Мюллер? (Мюллер - очень безжалостный человек, который идёт и бьёт каждого второго в нос).

Такой человек ни во что не ставит человеческую жизнь, считает себя самым сильным. Таким людям прямо в глаза правду говорить страшно.

Но Андрей Соколов не побоялся сказать лично Мюллеру то, что говорил в бараке.

Какую черту характера проявляет Андрей Соколов, повторив лично Мюллеру то, что он говорил в бараке? ( Бесстрашие, смелость).

Как ведёт себя  в этом поединке измученный, истощённый, обессиленный Соколов? (С достоинством, он смело разговаривал с лагерфюрером, показывая, что не боится).

Как оценивает немецкий офицер своего врага - Соколова? ( Он уважает достойного соперника; «…ты - настоящий русский солдат… Ты – храбрый солдат!»)

Чем награждает Соколова комендант лагеря? ( Жизнью и …едой).

Диалог с Мюллером – это не вооруженная схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер. Это, прежде всего, нравственная победа. О чём думает Соколов, идя с хлебом к выходу? ( Что его могут убить, и он «ребятам хлеба с салом не донесёт»).

О какой черте характера это говорит? (Человеколюбие, умение переживать о других, готовность поделиться последним).

Правильно, ребята, ведь стойкость, дух товарищества, преданность отечеству - эти качества всегда присущи были русскому солдату.

Работа в группах

Характеристика положительных и отрицательных качеств героев произведения

Перед вами портреты двух героев произведения 

Рисунок 4 – Соколов Рисунок 5 – Мюллер

Кто из них вам нравится больше?

Почему?

А что вам не нравится в Мюллере?

Так на кого бы вы хотели быть похожими?

Как вы считаете, а у вас есть те черты характера, которые были у Соколова? (учащиеся высказывают своё мнение)

А какими, именно, чертами характера, которые присущи Соколову вы хотели бы обладать?

Так давайте же, ребята, задумаемся над тем, каких качеств не достает нам и к чему мы должны стремиться.

IV. Электронная физкультминутка для глаз (слайды прилагаются)

Продолжение работы над содержанием произведения

Побег

Как Андрей Соколов спас свою жизнь? (сбежал с плена.)

Кто расскажет, как ему это удалось? (Ему пришлось возить “на опель - адмирале” немца-инженера в чине майора армии, но при первой же возможности Соколов сбежал, прихватив фашиста в качестве “языка”).

Для чего понадобилось Андрею Соколову брать с собой немецкого инженера? (Чтобы получить секретную информацию).

Принесло ли это результат? (Да) Какие?

Зачитайте отрывок, где полковник благодарит Соколова за немецкого майора. (текст стр.204 «Спасибо тебе, солдат, за дорогой гостинец…»).

Как вы думаетекакая мысль преследовала солдата, когда планировал свой побег? (Бежать к своим, чтобы дальше сражаться за Родину).

Работа в парах по сюжетным картинкам

 Вспомните прочитанные эпизоды рассказа, просмотренный кинофильм «Судьба человека», восстановите  картинки в нужном порядке [Приложение 2].

Как вы думаете, почему Шолохов, рассказывая о судьбе русского солдата Соколова, назвал своё произведение "Судьба человека", а не "Судьба солдата"? (В образе простого русского человека, каких миллионы, солдата Андрея Соколова, Шолохов раскрывает трагедию всего нашего народа, его бедствия и страдания. Поэтому и рассказ называется не "Судьба солдата", а "Судьба человека".)

VI. Итог урока

Рефлексия.

Чем поучительна для вас история А.Соколова? (беспредельный патриотизм, несгибаемая стойкость и мужественное терпение, великодушие и т.д.)

Я думаю, ребята, каждый из вас извлек для себя что-то полезное из этого произведения, т.к. «Судьба человека», какой описывает ее Шолохов это не просто интересная история, а действительно судьба реального человека, Андрея Соколова, испытавшего нечеловеческие муки, тяготы и терзания. 

Самооценка

Д/З Чтение текста до конца

Оценивание учителем

Спасибо за урок