МОУ «Новомичуринская средняя общеобразовательная школа №3»
Пронского района Рязанской области
Технологическая карта урока
по УМК «Перспектива» для начальной школы
Литературное чтение
4 класс
Раздел: «О Родине, о подвигах, о славе»
Тема: «Обобщение по разделу»
Учитель: Махонина Марина Валентиновна
Технологическая карта урока Учитель: Махонина Марина Валентиновна
МОУ «Новомичуринская средняя общеобразовательная школа №3»
4 класс
Предмет: литературное чтение
Авторы учебника: Л.Ф. Климанова. Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина
Тема урока. Обобщение по разделу «О Родине, о подвигах, о славе».
Тип урока. Урок рефлексии знаний.
Цель: организация совместной деятельности учащихся по повторению и обобщению изученного материала.
Задачи:
1) актуализировать знания о славном историческом прошлом нашей страны;
2) продолжить формирование умений работать с произведениями искусства;
3) формировать универсальные учебные действия.
Ресурсы: Учебник «Литературное чтение» 4 класс, ч. 1, авторы: Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Бойкина М.В., презентация учителя, презентация «Михаил Илларионович Кутузов» Гилиной Н.Н.
Оборудование: компьютер учителя, принтер, компьютеры для учащихся, проектор, документ – камера
Оборудование:
для каждого: таблицы для теста, цветные карандаши, эталон «Составляем синквейн».
для работы в группах: компьютеры с доступом к сети Интернет; репродукции картин А. Дейнека «Оборона Севастополя», Н. Бута «Защитники Бреста», В. Костецкого «Возвращение», В. Лактионова «Письмо с фронта», П. Пикассо «Голубь мира»;
Планируемые результаты:
Предметные
Продолжить работу по формированию читательских умений анализировать художественные произведения
Использовать в речи литературоведческие понятия
Продолжить развитие общего и литературного образования
Формировать понятие о нравственности
Способствовать обогащению словаря учащихся, развивать речевые умения
Развивать творческие способности
Воспитывать у учащихся радость от процесса творчества
Метапредметные
Способствовать формированию УУД:
регулятивных: учить понимать роль в учебном сотрудничестве, осуществлять самоконтроль, формировать умение слушать и корректно оценивать ответы одноклассников, работать по плану, соотносить то, что уже известно, и то, что ещё не известно, формировать умение принимать и сохранять цель и учебные задачи и следовать им в учебной деятельности;
познавательных: развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы, давать оценку поступкам литературных героев, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках;
коммуникативных: учить договариваться, приходить к общему решению при работе в группе, строить монологические высказывания, оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание, формировать презентационные умения;
личностных: развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, формировать адекватную самооценку и самопринятие, формировать чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой, формировать установку на здоровый образ жизни, развивать сопереживание, эмоционально – нравственную отзывчивость.
Ход урока:
Этапы урока | Цель этапа | Действия учителя | Действия обучающихся |
Мотивация к учебной деятельности | Формирование самооценки готовности к уроку. | Создание ситуации для оценки готовности к уроку. Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успеха на уроке. Проверьте: на столах помимо учебников должны лежать таблицы, цветные карандаши. Готовы? Тогда - в путь! Задание: прочитать девиз урока, объяснить его смысл. Нельзя любить Родину, не сохраняя её историю. - Как вы понимаете смысл этой пословицы? | Оценивают свою готовность, настрой на работу. Объясняют смысл пословицы, рассуждают, отстаивают свое мнение. |
Определение темы и постановка целей урока | Формирование умений целеполагания, представления о результате деятельности. | Создание условий для самостоятельной постановки учащимися целей учебной деятельности. - О чем пойдет речь на уроке? (О Родине, о ее прошлом) - В каком разделе мы знакомились с произведениями, соответствующими данному эпиграфу? (В разделе «О Родине, о подвигах, о славе») - Остались в этом разделе неизученные нами произведения? (Нет) - Чем же мы будем заниматься на сегодняшнем уроке? (Повторять и обобщать изученное) - Сформулируйте тему урока (Обобщение по разделу «О Родине, о подвигах, о славе») - Какие же цели поставим перед собой? (Повторить изученные произведения, тренироваться работать по их содержанию) | Определяют тему урока, ставят цели. |
Актуализация знаний | Актуализация знаний о произведениях, изученных в этом разделе | Организация самопроверки знаний учащимися. - Приготовьте таблицы и карандаши, проведем цветовой тест по изученным произведениям. Презентация - тест Встаньте, кто не допустил ошибок---- Молодцы. Кто ошибся в одном вопросе?----- Исправьте. Кто допустил больше ошибок? Какой вывод для себя сделаете? (Быть более внимательным при изучении темы, повторить вопросы, в которых затруднились) | Индивидуальная работа по цветовому тесту, самопроверка. |
Работа по теме урока 1 этап - работа в группах | Отработка умений проводить анализ художественного произведения для более глубокого понимания его идейного содержания, вычленять информацию из текста и трансформировать ее при выполнении творческих заданий | Создание условий для коммуникативной творческой деятельности. - Ребята, предлагаю поработать в группах. Задания для каждой группы свое. Для его выполнения вам потребуются учебники, компьютеры, репродукции картин. Результаты вашей совместной работы мы оценим все вместе через 15 минут. Приступайте. Учитель консультирует и направляет во время самостоятельной работы групп. | Работают в группах: 1 группа - составить облако слов по произведению Н. Кончаловской «Слово о побоище Ледовом» (используя сервис-генератор облака слов http://www.wordclouds.com/) 2 группа - составить кроссворд по рассказу А. Старостина «Куликовская битва» (используя сервис Фабрика кроссвордов http://puzzlecup.com/) 3 группа - сделать слайд «Маска героя» (используя презентацию «Михаил Илларионович Кутузов») 4 группа - сделать коллаж из репродукций картин на тему «Ты помнишь, Родина?» (используя Word) |
Физкультминутка | Формирование ценностного отношения к своему здоровью. | Организация и проведение «физминутки» с пояснениями, позволяющими обучающимся понять значимость упражнений (ценностное отношение к здоровому образу жизни). Давайте отдохнем, проведя физкультминутку. | Выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения глаз и мышц тела. |
Продолжение работы по теме урока 2 этап - защита творческих проектов | Совершенствование умений отстаивать свою точку зрения, выступая перед аудиторией | Организация выступлений учащихся. - Итак, друзья, вы славно потрудились. Пришло время представить нам результаты творческой работы в группах. Учитель по ходу выступлений демонстрирует результаты работы в группах через документ-камеру | Выступления учащихся, защита творческих работ по плану: Наше задание… Для его выполнения нам потребовалось… Результат мы видим таким, потому что… Вывод… |
Подведение итогов урока, рефлексия | Формирование умений осуществлять оценку своей учебной деятельности. | Создание условий для подведения итогов изучения данного раздела. - Ребята, я заметила, что все группы, делая вывод, говорили о том, как важен мир на планете. В каких произведениях нашего раздела авторы призывают людей к миру? («Чтобы солнышко светило» С. Фурина, «Разноцветная планета» В. Орлова). - Давайте прочитаем их выразительно. - А теперь составим СИНКВЕЙН по одному из этих произведений, опираясь на эталон: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного. - Мы отлично потрудились и сделали важный вывод: мир на земле - самое главное и его нужно беречь. Организация рефлексивной оценки учащимися результатов работы на уроке. - Наш урок подходит к концу. Вспомним, какие цели ставили перед собой? (Повторить изученные произведения, тренироваться работать по их содержанию) - Достигли вы поставленных целей? (Да, мы повторили произведения раздела и работали над их содержанием) - Оцените свою работу на уроке с помощью цветных карандашей: Если вы приложили все силы для достижения целей, активно трудились, не допустили ошибок в тесте, поднимите ЗЕЛЕНЫЙ карандаш. Если вы работали старательно, но в тесте допустили 1-2 ошибки и смогли их исправть, поднимите ЖЕЛТЫЙ карандаш. Если урок вам показался трудным и скучным, у вас многое не получалось, поднимите КРАСНЫЙ карандаш. - Спасибо, ребята за урок. Вы проделали большую работу, говорили о самых важных вещах. Я могу сказать, что произведения «О Родине, о доблести, о славе» никого из вас не оставили равнодушными. А это главное. | Выразительное чтение стихотворений. Фронтальная работа с использованием эталона Называют цели урока, оценивают результаты своей учебной деятельности. |
Домашнее задание (дифференци- рованное) | Формирование навыков самоконтроля | - Выберите, какое бы домашнее задание вы хотели получить: нарисовать иллюстрацию к произведению; написать любому герою письмо; составить Летопись важных исторических событий по разделу | Оценивают свои возможности и выбирают задание по силам и интересам. |
4