СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок чтения в 4 классе по теме "Обобщающий урок по разделу "О Родине, о подвигах, о славе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Множество разнообразных заданий, предложенных для выполнения в группах учащихся, помогут пробудить интерес к предмету и дадут широкий простор для их творчества.

Просмотр содержимого документа
«Работы групп учащихся»

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока чтения»

МОУ «Новомичуринская средняя общеобразовательная школа №3»

Пронского района Рязанской области


Технологическая карта урока

по УМК «Перспектива» для начальной школы


Литературное чтение

4 класс

Раздел: «О Родине, о подвигах, о славе»

Тема: «Обобщение по разделу»


Учитель: Махонина Марина Валентиновна

Технологическая карта урока

Учитель: Махонина Марина Валентиновна

МОУ «Новомичуринская средняя общеобразовательная школа №3»

4 класс

Предмет: литературное чтение

Авторы учебника: Л.Ф. Климанова. Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина

Тема урока. Обобщение по разделу «О Родине, о подвигах, о славе».

Тип урока. Урок рефлексии знаний.

Цель: организация совместной деятельности учащихся по повторению и обобщению изученного материала.

Задачи:

1) актуализировать знания о славном историческом прошлом нашей страны;

2) продолжить формирование умений работать с произведениями искусства;

3) формировать универсальные учебные действия.


Ресурсы: Учебник «Литературное чтение» 4 класс, ч. 1, авторы: Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Бойкина М.В., презентация учителя, презентация «Михаил Илларионович Кутузов» Гилиной Н.Н.

Оборудование: компьютер учителя, принтер, компьютеры для учащихся, проектор, документ – камера


Оборудование:

для каждого: таблицы для теста, цветные карандаши, эталон «Составляем синквейн».

для работы в группах: компьютеры с доступом к сети Интернет; репродукции картин А. Дейнека «Оборона Севастополя», Н. Бута «Защитники Бреста», В. Костецкого «Возвращение», В. Лактионова «Письмо с фронта», П. Пикассо «Голубь мира»;




Планируемые результаты:

Предметные

  • Продолжить работу по формированию читательских умений анализировать художественные произведения

  • Использовать в речи литературоведческие понятия

  • Продолжить развитие общего и литературного образования

  • Формировать понятие о нравственности

  • Способствовать обогащению словаря учащихся, развивать речевые умения

  • Развивать творческие способности

  • Воспитывать у учащихся радость от процесса творчества


Метапредметные

Способствовать формированию УУД:


регулятивных: учить понимать роль в учебном сотрудничестве, осуществлять самоконтроль, формировать умение слушать и корректно оценивать ответы одноклассников, работать по плану, соотносить то, что уже известно, и то, что ещё не известно, формировать умение принимать и сохранять цель и учебные задачи и следовать им в учебной деятельности;


познавательных: развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы, давать оценку поступкам литературных героев, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках;

коммуникативных: учить договариваться, приходить к общему решению при работе в группе, строить монологические высказывания, оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание, формировать презентационные умения;

личностных: развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, формировать адекватную самооценку и самопринятие, формировать чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой, формировать установку на здоровый образ жизни, развивать сопереживание, эмоционально – нравственную отзывчивость.


Ход урока:

Этапы урока

Цель этапа

Действия учителя

Действия обучающихся

Мотивация к учебной деятельности

Формирование самооценки готовности к уроку.

Создание ситуации для оценки готовности к уроку.

Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успеха на уроке. Проверьте: на столах помимо учебников должны лежать таблицы, цветные карандаши. Готовы? Тогда - в путь!

Задание: прочитать девиз урока, объяснить его смысл.

Нельзя любить Родину, не сохраняя её историю.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Оценивают свою готовность, настрой на работу.


Объясняют смысл пословицы, рассуждают, отстаивают свое мнение.

Определение темы и постановка целей урока

Формирование умений целеполагания, представления о результате деятельности.

Создание условий для самостоятельной постановки учащимися целей учебной деятельности.

- О чем пойдет речь на уроке? (О Родине, о ее прошлом)

- В каком разделе мы знакомились с произведениями, соответствующими данному эпиграфу? (В разделе «О Родине, о подвигах, о славе»)

- Остались в этом разделе неизученные нами произведения? (Нет)

- Чем же мы будем заниматься на сегодняшнем уроке? (Повторять и обобщать изученное)

- Сформулируйте тему урока (Обобщение по разделу «О Родине, о подвигах, о славе»)

- Какие же цели поставим перед собой? (Повторить изученные произведения, тренироваться работать по их содержанию)




Определяют тему урока, ставят цели.

Актуализация знаний

Актуализация знаний о произведениях, изученных в этом разделе

Организация самопроверки знаний учащимися.

- Приготовьте таблицы и карандаши, проведем цветовой тест по изученным произведениям.

Презентация - тест

Встаньте, кто не допустил ошибок---- Молодцы.

Кто ошибся в одном вопросе?----- Исправьте.

Кто допустил больше ошибок? Какой вывод для себя сделаете? (Быть более внимательным при изучении темы, повторить вопросы, в которых затруднились)

Индивидуальная работа по цветовому тесту,


самопроверка.

Работа по теме урока

1 этап - работа в группах







Отработка умений проводить анализ художественного произведения для более глубокого понимания его идейного содержания, вычленять информацию из текста и трансформировать ее при выполнении творческих заданий


Создание условий для коммуникативной творческой деятельности.

- Ребята, предлагаю поработать в группах. Задания для каждой группы свое. Для его выполнения вам потребуются учебники, компьютеры, репродукции картин. Результаты вашей совместной работы мы оценим все вместе через 15 минут. Приступайте.

Учитель консультирует и направляет во время самостоятельной работы групп.

Работают в группах:

1 группа - составить облако слов по произведению Н. Кончаловской «Слово о побоище Ледовом» (используя сервис-генератор облака слов http://www.wordclouds.com/)


2 группа - составить кроссворд по рассказу А. Старостина «Куликовская битва» (используя сервис Фабрика кроссвордов

http://puzzlecup.com/)

3 группа - сделать слайд «Маска героя» (используя презентацию «Михаил Илларионович Кутузов»)

4 группа - сделать коллаж из репродукций картин на тему «Ты помнишь, Родина?» (используя Word)

Физкультминутка

Формирование ценностного отношения к своему здоровью.

Организация и проведение «физминутки» с пояснениями, позволяющими обучающимся понять значимость упражнений (ценностное отношение к здоровому образу жизни).

Давайте отдохнем, проведя физкультминутку.


Выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения глаз и мышц тела.

Продолжение работы по теме урока

2 этап - защита творческих проектов


Совершенствование умений отстаивать свою точку зрения, выступая перед аудиторией

Организация выступлений учащихся.

- Итак, друзья, вы славно потрудились. Пришло время представить нам результаты творческой работы в группах.

Учитель по ходу выступлений демонстрирует результаты работы в группах через документ-камеру

Выступления учащихся, защита творческих работ по плану:

  1. Наше задание…

  2. Для его выполнения нам потребовалось…

  3. Результат мы видим таким, потому что…

  4. Вывод…

Подведение итогов урока, рефлексия

Формирование умений осуществлять оценку своей учебной деятельности.



Создание условий для подведения итогов изучения данного раздела.

- Ребята, я заметила, что все группы, делая вывод, говорили о том, как важен мир на планете. В каких произведениях нашего раздела авторы призывают людей к миру? («Чтобы солнышко светило» С. Фурина, «Разноцветная планета» В. Орлова).

- Давайте прочитаем их выразительно.

- А теперь составим СИНКВЕЙН по одному из этих произведений, опираясь на эталон:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного.

















- Мы отлично потрудились и сделали важный вывод: мир на земле - самое главное и его нужно беречь.


Организация рефлексивной оценки учащимися результатов работы на уроке.

- Наш урок подходит к концу. Вспомним, какие цели ставили перед собой? (Повторить изученные произведения, тренироваться работать по их содержанию)

- Достигли вы поставленных целей? (Да, мы повторили произведения раздела и работали над их содержанием)

- Оцените свою работу на уроке с помощью цветных карандашей:

  • Если вы приложили все силы для достижения целей, активно трудились, не допустили ошибок в тесте, поднимите ЗЕЛЕНЫЙ карандаш.

  • Если вы работали старательно, но в тесте допустили 1-2 ошибки и смогли их исправть, поднимите ЖЕЛТЫЙ карандаш.

  • Если урок вам показался трудным и скучным, у вас многое не получалось, поднимите КРАСНЫЙ карандаш.

- Спасибо, ребята за урок. Вы проделали большую работу, говорили о самых важных вещах. Я могу сказать, что произведения «О Родине, о доблести, о славе» никого из вас не оставили равнодушными. А это главное.




Выразительное чтение стихотворений.


Фронтальная работа с использованием эталона










Называют цели урока, оценивают результаты своей учебной деятельности.



Домашнее задание (дифференци-

рованное)

Формирование навыков самоконтроля

- Выберите, какое бы домашнее задание вы хотели получить:

  • нарисовать иллюстрацию к произведению;

  • написать любому герою письмо;

  • составить Летопись важных исторических событий по разделу

Оценивают свои возможности и выбирают задание по силам и интересам.


4


Просмотр содержимого презентации
«Михаил Илларионович Кутузов»

Просмотр содержимого презентации
«Цветовой тест к уроку чтения»

Цветовой тест по разделу  «О Родине,  о подвигах,  о славе» Подготовила учитель начальных классов МОУ «Новомичуринская СОШ №3» Махонина Марина Валентиновна

Цветовой тест по разделу «О Родине, о подвигах, о славе»

Подготовила учитель начальных классов

МОУ «Новомичуринская СОШ №3»

Махонина Марина Валентиновна

Приготовьте цветные карандаши и таблицу:  № 1  № 2  № 3  № 4   № 5 № 6  № 7  № 8  № 9  № 10  № 11

Приготовьте цветные карандаши

и таблицу:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Вопрос №1 Подбери к пословице её продолжение: Кто за Родину горой, … дороже золота тот истинный герой и стены помогают

Вопрос №1

Подбери к пословице её продолжение:

Кто за Родину горой, …

дороже золота

тот истинный герой

и стены помогают

Вопрос №2 Определи автора произведения «Солдатская песнь» Р. Рождественский А. Приставкин Ф. Глинка Н. Кончаловская

Вопрос №2

Определи автора произведения

«Солдатская песнь»

Р. Рождественский

А. Приставкин

Ф. Глинка

Н. Кончаловская

Вопрос №3 Определи автора произведения «Портрет отца» Р. Рождественский А. Приставкин Ф. Глинка Н. Кончаловская

Вопрос №3

Определи автора произведения

«Портрет отца»

Р. Рождественский

А. Приставкин

Ф. Глинка

Н. Кончаловская

Вопрос №4 Определи автора произведения «Реквием» Р. Рождественский А. Приставкин Ф. Глинка Н. Кончаловская

Вопрос №4

Определи автора произведения

«Реквием»

Р. Рождественский

А. Приставкин

Ф. Глинка

Н. Кончаловская

Вопрос №5 Определи автора произведения «Слово о побоище Ледовом» Р. Рождественский А. Приставкин Ф. Глинка Н. Кончаловская

Вопрос №5

Определи автора произведения

«Слово о побоище Ледовом»

Р. Рождественский

А. Приставкин

Ф. Глинка

Н. Кончаловская

Вопрос №6 Соотнеси имя полководца и битву: Александр Невский Куликовская битва Ледовое побоище Бородинское сражение

Вопрос №6

Соотнеси имя полководца и битву:

Александр Невский

Куликовская битва

Ледовое побоище

Бородинское сражение

Вопрос №7 Соотнеси имя полководца и битву: Дмитрий Донской Куликовская битва Ледовое побоище Бородинское сражение

Вопрос №7

Соотнеси имя полководца и битву:

Дмитрий Донской

Куликовская битва

Ледовое побоище

Бородинское сражение

Вопрос №8 Соотнеси имя полководца и битву: М. И. Кутузов Куликовская битва Ледовое побоище Бородинское сражение

Вопрос №8

Соотнеси имя полководца и битву:

М. И. Кутузов

Куликовская битва

Ледовое побоище

Бородинское сражение

Вопрос №9 Узнай произведение и автора по цитате: « Наши! Наши пришли! Свобода! Бегай по улице сколько хочешь. Можно! Ни жандарм, ни полицай не пристрелят. Сами поудирали. Теперь снова всё наше будет! Советское, как до войны».  Е. А. Благинина «Папе на фронт» Ф. М. Семяновский «Повесть о фронтовом детстве» В. Орлов «Разноцветная планета»

Вопрос №9

Узнай произведение и автора по цитате:

« Наши! Наши пришли! Свобода! Бегай по улице сколько хочешь. Можно! Ни жандарм, ни полицай не пристрелят. Сами поудирали. Теперь снова всё наше будет! Советское, как до войны».

Е. А. Благинина «Папе на фронт»

Ф. М. Семяновский «Повесть о фронтовом детстве»

В. Орлов «Разноцветная планета»

Вопрос №10 Узнай произведение и автора по цитате: «На свете живут Разноцветные дети. Живут на одной Разноцветной планете».  Е. А. Благинина «Папе на фронт» Ф. М. Семяновский «Повесть о фронтовом детстве» В. Орлов «Разноцветная планета»

Вопрос №10

Узнай произведение и автора по цитате:

«На свете живут

Разноцветные дети.

Живут на одной

Разноцветной планете».

Е. А. Благинина «Папе на фронт»

Ф. М. Семяновский «Повесть о фронтовом детстве»

В. Орлов «Разноцветная планета»

Вопрос №11 Узнай произведение и автора по цитате: «Здравствуй, папка! Ты опять мне снился, Только в этот раз Не на войне».  Е. А. Благинина «Папе на фронт» Ф. М. Семяновский «Повесть о фронтовом детстве» В. Орлов «Разноцветная планета»

Вопрос №11

Узнай произведение и автора по цитате:

«Здравствуй, папка!

Ты опять мне снился,

Только в этот раз

Не на войне».

Е. А. Благинина «Папе на фронт»

Ф. М. Семяновский «Повесть о фронтовом детстве»

В. Орлов «Разноцветная планета»

Проверь себя:  № 1  № 2  № 3  № 4  № 5  № 6   № 7 № 8  № 9  № 10  № 11

Проверь себя:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Источники

Источники

  • http://funforkids.ru/pictures/school21/school21099.png девочка за партой
  • http://lylik72.narod.ru/images/69490796_09.png девочка
  • http://www.look.com.ua/pic/201210/1280x960/look.com.ua-60110.jpg лист в линию
  • http://ex-ps.ru/_ld/4/440.jpg голубой фон