Урок чтения во 2 классе
Тема: Ю. Ярыш «Ветришко».
Цели: познакомить учеников со сказкой Ю. Ярыша;
совершенствовать технику чтения;
расщирять и обогащать словарный запас;
учить пересказывать текст с опорой на данные выражения и картинки;
воспитывать наблюдательность.
Прогнозируемые результаты:
Личностные УУД: стремиться к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом.
Регулятивные УУД: оценивать результат своей работы на уроке.
Коммуникативные УУД: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты конструирования звуковых схем.
Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; моделировать различные языковые единицы (слово, предложение).
Предметные УУД: читать слова по слогам и орфоэпически; читать предложения как относительно законченный по смыслу структурные единицы, делать выводы.
Оборудование: рисунки с изображением сюжетов сказки;индивидуальные карточки; подборка слов для развития памяти; репродукции картин- сказок; портрет Ю. Ярыша; подборка книг Ю. Ярыша.
«Сказка – это, иными словами, правда жизни».
Леонид Сухоруков.
Ход урока
I.Организационный момент.
- Ребята, для чего вы ходите в школу?
Мы сюда пришли учиться
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
II.Сообщение темы и целей урока.
-Сегодня на уроке нам предстоит большая работа. Мы узнаем, кто из вас лучше всех знает сказки, познакомимся с новой сказкой, узнаем, что интересного можно увидеть, если быть наблюдательными.
III.Актуализация опорных знаний.
1. в первую очередь мы проведем речевую разминку.
(На доске записана речевая разминка, а вместо последнего слова в каждой строке картинка. Дети сами догадываются какое слово нужно сказать.)
Ла-ла-ла-вот и сказка к нам (пришла)
Ра-ра-ра-вся довольна ( детвора)
Жу-жу-жу-я вам сказку ( расскажу)
Ю-ю-ю-я сижу и ( слушаю)
- Как вы, ребята, догадались мы сегодня встретимся со сказкой.
-А какие ассоциации у вас вызывает слово «сказка»?
2. Рисование ассоциативного куста.
Детство чудо волшебство



Небыли СКАЗКА диво



Добро и зло Баба Яга Хорошее настроение
3.А сейчас проверим, кто из вас самый внимательный, больше всех запомнит нужных слов.
Упражнение « Фотоглаз» (2 минуты все упражнение)
а) на доске записано 7 слов: ветер, мельница, пшеница, колоски, дуб, коза, гора.
б) дети читают и запоминают, устанавливая между словами связь;
в) слова закрываются, а дети записывают запомнившиеся слова на листики;
г) воспроизводят записанные слова (устно говорят какую связь установили между словами).
4. Сегодня мы говорим с вами о сказках. Со сказками мы начинаем знакомиться с самого раннего возраста. Сначала нам читают их взрослые, а затем и сами начинаем читать. В данный момент своей жизни, я уверена, каждый из вас знает много сказок.
-Сейчас мы это проверим.
а) «Ты же вся в золе, да в грязи, куда уж тебе идти на пир? У тебя ведь ни платья нет, ни туфель, а ты хочешь танцевать.» (Золушка)
б) « Бедной девочке так было тяжело расставаться с ясным солнышком. Она отошла от мышкиной норки подальше и протянула руки: Прощай, солнышко, прощай!» (Дюймовочка)
в) « Собралась девочка и пошла к бабушке в другую деревню. Идет она лесом, а навстречу ей Серый Волк.» ( Красная Шапочка)
г) « -Что ты строишь!?- в один голос закричали удивленные поросята.
-Что это, дом для поросенка или крепость?
- Дом поросенка должен быть крепостью!- сказал Наф- Наф.» (Три поросенка.)
д) Всех он любит неизменно.
Кто б к нему ни приходил.
Догадались? Это Гена,
Это Гена….( крокодил) (Чебурашка и крокодил Гена)
IV.Физминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
V. Новая тема.
1. Вступительное слово учителя.
- Сказка- один из основных жанров фольклора. Чаще всего автором является народ. Сегодня мы познакомимся с авторской сказкой. Написал ёё Юрий Ярмыш – известный украинский советский писатель, заслуженный работник культуры Украинской ССР, лауреат премии Ленинского комсомола Украины. Его перу принадлежат многие поэтические сказки – о борьбе добра и зла, о честности и трудолюбии, верности родной земле, об увлекательных приключениях.(Выставка книг)
- А о ком или о чем сегодня будет сказка, вы должны догадаться сами.
- Посмотрите внимательно на картинки на доске, что на них изображено?
- Как эти рисунки связаны между собой?
( На картинках: мельница, поле пшеницы, сломанное ветром дерево, буря на море, высокая гора, парусник).
- Вы правильно догадались. Речь в сказке пойдет о ветре. А сказка называется « Ветришко».
2. Чтение сказки учителем.
3.Проверка восприятия.
- О ком эта сказка?
- Почему слово «Ветришко» пишется с большой буквы?
- Какую полезную работу выполняет Ветришко?
-Почему его звали Ветришко?
-Какие плохие дела совершил холодный Ветер- зазнайка?
- Почему его назвали Ветер- зазнайка?
4. Расположите рисунки по- порядку как происходят события в сказке.
5.Словесное рисование.
- Какие еще вы бы добавили или нарисовали картинки к этой сказке?
VI.Физминутка для глаз.
VII.Закрепление и осмысление знаний.
1. Игра « Земля- небо» ( жужжащее чтение)
2. выборочное чтение.
-Я начинаю читать предложение. А вы его заканчиваете.
-Я читаю конец предложения, а вы находите его начало.
3. Работа с пословицами.
(На каждой парте лежит лист с подборкой пословиц.)
Берегись бед, пока их нет.
Век живи - век учись.
Сам себя губит,
Кто других не любит.
Не учись разрушать, а учись строить.
-Выберите пословицы, которые подойдут к изучаемой сказке и растолкуйте их.
4. Работа в парах.
- Ветер бывает сильный, холодный, лёгкий, тёплый.
- Вам необходимо соединить стрелками название ветра с его значением.
5. Проверка выполненной работы.
6. Выставление оценок.
VII. Домашнее задание.
Нарисовать рисунок к сказке, придумать свою сказку о ветре. Для названия сказки взять предложения, выделенные жирным шрифтом в учебнике.
VIII. Рефлексия.
-Что нового узнали на уроке?
- Чем запомнился урок?