СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Экономические реформы Петра 1"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок истории в 8 классе по теме "Эконмические реформы Петра 1" 

Просмотр содержимого документа
«Урок "Экономические реформы Петра 1"»

Методическая разработка урока истории в 8 классе

Учитель истории - Смагина Ю.Н.

Класс 8

Учебник История России Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов (УМК под

редакцией А.В.Торкунова 2017 г.) § 6.

Тема урока: «Экономическая политика Петра I»


Цели урока:

Обучающая – охарактеризовать положение России в период реформирования Петра I; показать изменения, произошедшие в экономике в результате реформ.

Развивающая – содействовать формированию у учащихся умения анализировать документы, делать выводы, ставить цели, выделять главное из материала урока; развивать умение высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Воспитывающая – способствовать воспитанию в учениках чувства патриотизма, уважительного отношения к прошлому своей страны; способствовать воспитанию внимания и толерантности.


Формирование УУД:

Личностные воспитание уважения к историческому наследию народов России; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки; формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений.

Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок; развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней.

Предметные развитие умений работать с учебником; овладение понятиями; анализ документов по экономической политике Петра I.


Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый


Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.


Ресурсы урока: учебник, рабочие тетради, карты, атласы


Основные события изучаемые на уроке: Роль государства в экономике; Развитие промышленности. Мануфактуры; Развитие торговли, транспортных путей и

налоговой системы; Развитие сельского хозяйства; Итоги экономического развития.


Основные понятия: Протекционизм, меркантилизм, мануфактура, подушная подать, приписные крестьяне.


Основные даты:

1722 г. – ремесленные цеха.

1724 г. – введен таможенный тариф.

1718-1724 гг. – введена подушная подать.






Ход урока.

1. Орг момент.

- приветствие, проверка готовностик уроку

2.Проверка домашнего задания

- На прошлых уроках мы познакомились с личностью Петра I и некоторыми его преобразованиями, которые он проводил в период своего правления.

- О каких петровских реформах мы говорили на предыдущих уроках?

1. Индивидуальные задания

1.Задание.

Заполните пропуски вв текстах

Вместо Боярской думы был образован __________________________________________,

ставший высшим правительственным учреждением. Он обладал не только законодательным, но и распорядительными полномочиями.

Вместо нескольких десятков ___________________________ были созданы 11 ___________________, работа которых была более эффективной.

Страна была разделена на 8 ______________, которые , в свою очередь, были поделены на провинции.


2. Задание

Выполнить тест

1 вариант

1. Отметьте высшее правительственное учреждение в годы правления Петра I.

1) Боярская дума
2) Совет приближённых
3) Непременный совет
4) Правительствующий Сенат

2. Кто возглавил учреждённую в годы правления Петра I прокуратуру и получил от Петра звание «ока государева»?

1) А.Д. Меншиков
2) П.И. Ягужинский
3) Б.П. Шереметев
4) Ф.М. Апраксин

3. Новые органы управления, созданные при Петре I и заменившие систему приказов, назывались

1) министерства
2) ведомства
3) коллегии
4) привилегии

4. В каком году был принят Указ о единонаследии?

1) 1700 г.
2) 1703 г.
3) 1711 г.
4) 1714 г.

5. Как называется документ, принятый Петром I в 1722 г., который вводил новый принцип прохождения службы — в зависимости от выслуги лет?

_____________

6. В 1708 г. в России были введены новые административно­-территориальные единицы. Как они назывались?

1) земли
2) края
3) губернии
4) районы

7. Как изменилось положение гетмана Украины после преда­тельства гетмана Мазепы в годы Северной войны?

1) выборы гетмана были запрещены
2) гетмана стали выбирать государь и Сенат
3) гетмана избирали с помощью церковного совета
4) власть гетмана стала передаваться по наследству

8. Что было одной из главных целей административных ре­форм Петра I?

1) централизация власти в стране
2) передача властных полномочий местным органам
3) сокращение военных расходов
4) передача важнейших полномочий государственного управления под церковный контроль

9. Отметьте центральное государственное учреждение для управления городом.

1) городской совет
2) городская дума
3) ратуша
4) городская изба

10. Что из перечисленного можно отнести к итогам админи­стративных реформ Петра I?

1) развитие местного самоуправления и инициативы на местах
2) бюрократизацию государственного аппарата
3) отказ от заимствований идей Западной Европы
4) сохранение старого государственного аппарата


3. Задание

Использую текст учебника заполните таблицу

Название коллегии

Ее функции







2. Фронтальный опрос

- Рассказать в чем заключалась реформа органов центрального управления.

-Почему возникла необходимость принять указ о единонаследии?

- С какой целью был принят «Табель о рангах»?

-С какой целью Петр 1 предпринял реформу местного самоуправления, какие изменения им были предложены?

- Назовите 8 губерний учрежденных Петром 1.


-Проверка заданий по карточкам №1, №2.


- Ребята, мы познакомились с положением России в начале XVIII века. С некоторыми преобразованиями Петра 1. Что стало причиной проведения этих преобразований?


(В начале XVIII в. Россия была промышленно отсталой. Это ставило обороноспособность страны под угрозу.)


III. Изучение нового материала

- Любые преобразования, проводимые в государстве, требуют огромных финансовых средств.

- Что является основой благосостояния общества любого государства?

-Как вы думаете, о каких преобразованиях Петра I пойдет речь сегодня на уроке?

- Какие изменения, по вашему мнению, были необходимы?


-Сегодня мы с вами подробно рассмотрим изменения в экономической сфере. Мне бы хотелось, чтобы к концу нашего урока мы с вами пришли к пониманию, с какой целью царь ввел изменения, и что из этого получилось.


Вмешательство государства в сферу экономики проявилось в двух направлениях: протекционизм и меркантилизм (учащиеся дают определение понятий с.44)


Меркантилизм- преобладание вывоза товаров из страны над ввозом с целью концентрации денежных средств внутри страны.


Протекционизм- поддержка развития отечественной промышленности.


- Какие преимущества давала проводимая Петром I политика протекционизма?



-Теперь обратимся к мануфактурному производству: эта отрасль экономики развивается наиболее успешно. Сравните: XVII в. – 30 мануфактур; первая четверть XVIII в. – более 200 мануфактур. В начале века построены Невьянский, Уктусский и Алапаевский металлургические заводы на Урале. Владельцами были знаменитые заводчики Демидовы.

-Найдите на карте территории, где располагались крупнейшие предприятия, основанные во времена Петра I? Какие из них сохранились до нашего времени?


-Вы, конечно же, понимаете, что для работы на мануфактурном производстве требовались рабочие.

-Как вы думаете, какое решение нашел Петр I? (разрешить крепостным крестьянам работать на производстве)

-Такие крестьяне назывались посессионными. (учебник с. 43)

- Так же был и другой вид занятости - ремесленное производство. Вам хорошо известно, что именно ремесленники поставляли на рынок большую часть товаров, скажите, что можно было предпринять, чтобы не уменьшить эти поставки, а увеличить? (объединить мелких ремесленников)

Именно поэтому в 1722 г. были введены ремесленные цеха для повышения качества товаров.

- Как вы считаете, как в ремесленном производстве отразились преображения армии? (стали поступать заказы по производству сукна, сапог и т.д.)


-Еще одна и самая основная отрасль экономики это торговля: внутри страны торговля проходит уже не только на сельских торжках, но и на крупных ярмарках. Развитию торговли содействовало строительство Вышневолоцкого и Ладожского обводного канала, а также Волго-Донского канала (учитель обращает внимание обучающихся на карту и показывает каналы)

- Какие страны были основными торговыми партнерами России?

(Англия и Голландия)


Прочитайте в учебнике отрывок из Берг-привилегии (с.41-42)

-Каким образом Берг-привилегия стимулировала развитие промышленности и предпринимательства в России?

- Прочитайте документ (с.46):

- Почему Пётр I пошёл на ограничение права собственности владельцев земли?

- Должен ли был промышленник платить владельцу земли долю прибыли от разработки полезных ископаемых?


- Прочитайте п. 3 § 6., абз. 5-ый.

- В чём суть налоговой реформы Петра I?

- В чём разница между подушной и дворовой податью?

- Что было выгоднее для государства? Для налогоплательщиков?

(Учащиеся приводят аргументы, опираясь на материалы параграфа)


Самостоятельная работа с учебником п. 4, с. 45 Как развивалось сельское хозяйство в первой четверти XVIII в.?


- В чём проявилась роль государства в экономике России в первой четверти XVIII в.? (Государство стало активно вмешиваться во все сферы экономической деятельности страны)


- Какие отрасли промышленности стали приоритетными в период правления Петра I? (Горное дело, тяжелая и легкая промышленность, развитие Ремесленных цехов)


IV. Закрепление изученного материала

- Как вы считаете, почему Россия отставала от ведущих европейских стран в начале XVIII века? (Малое число мануфактур, большое количество населения занималось сельским хозяйством, отсутствовала слаженная система торговли внутри страны)

-Что, по-вашему, являлось главной целью экономической реформы Петра I? (Главной целью постоянно являлось получение как можно больше денежных и людских ресурсов для государственных нужд).

- Перечислите особенности экономической политики Петра I. Какие преимущества давала проводимая Петром I политика протекционизма?


- Используя мнение историка А. Б. Каменского (см. учебник с.47).Докажите на примерах, что развитие рыночных отношений в России тормозилось

крепостнической системой.


Вывод: По своему масштабу и стремительности реформы Петра I не имели аналогов не только в российской, но и в европейской истории. Реформы Петра I – единственный пример успешных и в целом до конца доведенных реформ в России. Многие петровские преобразования сохранились вплоть до революции 1917 г.

Итогом экономической политики Петра I стал значительный скачок в развитии хозяйства, но главной причиной отставания России от ведущих стран Европы было крепостное право.



V.Домашнее задание § 6. Прочитать, основные понятия и даты записанные в тетрадь и выучить

1.С помощью дополнительных источников информации проведите исследование и напишите краткое эссе на тему «Роль Петра I в создании российского флота»

(по желанию задание №2)

2)Составить кроссворд по теме: «Экономические реформы Петра 1».

VI. Рефлексия

- Самооценка обучающихся..

- Спасибо за работу на уроке. Мне приятно было с вами работать.






























1.Задание.

Заполните пропуски вв текстах

Вместо Боярской думы был образован __________________________________________,

ставший высшим правительственным учреждением. Он обладал не только законодательным, но и распорядительными полномочиями.

Вместо нескольких десятков ___________________________ были созданы 11 ___________________, работа которых была более эффективной.

Страна была разделена на 8 ______________, которые , в свою очередь, были

поделены на провинции.




3. Задание

Использую текст учебника заполните таблицу


Название коллегии

Ее функции


































2. Задание

Выполнить тест


1. Отметьте высшее правительственное учреждение в годы правления Петра I.

1) Боярская дума
2) Совет приближённых
3) Непременный совет
4) Правительствующий Сенат

2. Кто возглавил учреждённую в годы правления Петра I прокуратуру и получил от Петра звание «ока государева»?

1) А.Д. Меншиков 2) П.И. Ягужинский 3) Б.П. Шереметев 4) Ф.М. Апраксин

3. Новые органы управления, созданные при Петре I и заменившие систему приказов, назывались

1) министерства 2) ведомства 3) коллегии 4) привилегии

4. В каком году был принят Указ о единонаследии?

1) 1700 г.
2) 1703 г.
3) 1711 г.
4) 1714 г.

5. Как называется документ, принятый Петром I в 1722 г., который вводил новый принцип прохождения службы — в зависимости от выслуги лет?

_____________

6. В 1708 г. в России были введены новые административно­-территориальные единицы. Как они назывались?

1) земли
2) края
3) губернии
4) районы

7. Как изменилось положение гетмана Украины после преда­тельства гетмана Мазепы в годы Северной войны?

1) выборы гетмана были запрещены
2) гетмана стали выбирать государь и Сенат
3) гетмана избирали с помощью церковного совета
4) власть гетмана стала передаваться по наследству

8. Отметьте центральное государственное учреждение для управления городом.

1) городской совет
2) городская дума
3) ратуша
4) городская изба

10. Что из перечисленного можно отнести к итогам админи­стративных реформ Петра I?

1) развитие местного самоуправления и инициативы на местах
2) бюрократизацию государственного аппарата
3) отказ от заимствований идей Западной Европы
4) сохранение старого государственного аппарата