СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок физики 8 класс. Решение задач по теме: «Изменения агрегатного состояния»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок физики 8 класс. Решение задач по теме: «Изменения агрегатного состояния»

Просмотр содержимого документа
«Урок физики 8 класс. Решение задач по теме: «Изменения агрегатного состояния»»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Урок решение задач по теме: «Изменения агрегатного состояния».

  1. Предмет: Физика 8 класс

  2. Класс: 8.

  3. Цель урока: закрепить знания, умения, навыки, полученные при изучении темы; повторить способы решения задач по графикам тепловых процессов; повторить основные формулы по данной теме ; сформировать навыки выполнения экспериментальных заданий

Планируемые результаты урока:

Предметные:

Знать: основные понятия и формулы по данной теме

Уметь: применять знания к решению задач.

Формировать умения и навыки применять полученные знания для решения задач.

  1. Тип урока: изучения нового материала

  2. Формы работы учащихся: Индивидуальная, коллективная, парная.

  3. Необходимое техническое оборудование: ПК учителя, интерактивная доска.

Содержание урока:

Этап урока

Название используемых

ЭОР

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

в мин.

1

2

3

4

5

6

1

Организационный момент.


Приветствие, сообщение темы и целей урока.



2

2

Актуализация знаний


Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, давайте заполним кроссворд. У вас на столах есть вопросы к кроссворду. Ответьте, пожалуйста на них, и заполните пустующие клетки кроссворда.

Кроссворд «Тепловые явления»



1п

л 

А

 в

л 

 е

 н

 и

е 


 н

е 

 р

Г

 и

 я






т 

в 

 е

Р

д 

е 

 в

 а

н 

 и

е 

о 

н 

д 

Е

н 

с 

а 

 ц

 и

я 



н 

е 

Г









6 и

с 

 п

А

 р

 е

н 

и 

 е




C

О

С

Т

О

Я

Н

И

Е



и 

п 

е

Н

и 

 е









О

 д

 а









Е

 н

з 

и 

н 





Кроссворд «Тепловые явления»



1



 

 

 


 

 


2












3












4













5












6























7















8












9









  1. Переход вещества из твёрдого состояния в жидкое.

  2. Физическая величина, измеряемая в Джоулях.

  3. Переход вещества из жидкого состояния в твёрдое.

  4. Переход вещества из пара в жидкость.

  5. Разновидность воды в твёрдом состоянии.

  6. Переход вещества из жидкости в пар.

  7. Процесс, сопровождаемый быстрым образованием пузырьков пара, прорывающихся через поверхность жидкости.

  8. Жидкость с большой удельной теплоёмкостью.

  9. Топливо, получаемое из нефти.

2. «Знаешь ли ты формулы?»

По желанию учащиеся выходят и вытягивают карточку, формулу записывают на доске, поясняют ее назначение и физический смысл каждой входящей в нее величины.

Q = cm(t2 – t1)    Q = λm    Q = Lm    Q = - Lm    Q = - λm

Q - (ку) - количество теплоты

С - (ц) - удельная теплоемкость вещества

m- (эм) - масса

t1 - (тэ) - большая температура

t2 - (тэ) - меньшая температура

q- (ку) - удельная теплота сгорания топлива

λ - (лямбда) - удельная теплота плавления

L- (эль) - удельная теплота парообразования


Беседа по вопросам

10

4.

Закрепление изученного материала


Задание 1 уровня

Назовите все тепловые процессы, происходящие с водой по графику.

Задание 2 уровня

На рисунке представлен график конденсации пара и охлаждения жидкости.


Ответьте на вопросы


  1. Какая это жидкость? Сколько времени длился процесс конденсации?

  2. Какое количество теплоты выделится за 20 мин, если масса пара 0,5 кг?

Решение:

Это вода. Процесс конденсации длился 15 минут.

Q=Q1+Q2

Q1=Lm= 2,3·106Дж/кг·0,5кг = 1,15 ·106Дж

Q2=c·m·Δt= =4200Дж/(кг·0С)·0,5кг·800С= =168000Дж=0,168 ·106Дж

Q= 1,15 ·106Дж+0,168 106Дж≈

1,32·106Дж

Задание 3 уровня

Какое количество теплоты необходимо, чтобы из 5 кг льда, взятого при – 10 0С, получить пар при 100 0С?

Решение:

Чтобы получить пар при температуре 1000С, лед нужно сначала нагреть до 00С, потом его расплавить, полученную воду нагреть до 1000С и только затем ее испарить при температуре 1000С.

Каждый из процессов рассчитывается отдельно:

Нагревание льда : Q=c·m·Δt=2100Дж/(кг·0С)·5кг·100С=105000Дж

Плавление льда : Q=λm=34·104Дж/кг·5кг=170·104Дж

Нагревание воды : Q=c·m·Δt=4200Дж/(кг·0С)·5кг·1000С=2100000Дж

Испарение(кипение) воды : Q=L·m=2,3·106Дж/кг·5кг=11,5·106Дж

Общая энергия равна сумме всех энергий:

10,5·104Дж+170·104Дж+210·104Дж+1150·104Дж= 1540,5·104Дж

4 Решение качественных задач

Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок" С такой присказкой вы встречались не раз. Во многих литературных произведениях и сказках идет речь об агрегатных состояниях вещества. А теперь вам предстоит ответить на качественные вопросы, связанные с предложенными фрагментами из этих произведений.

Из норвежской сказки "Кари-Замарашка".

Вот, наконец, добралась она до золотого леса. Он был такой золотой, что золото капало с него золотыми каплями. И ветки, и цветы, и все-все было из чистого золота.

Вопрос: Какая температура должна быть в лесу, чтобы золото падало каплями? (1063°С)

  1. В начале XX века жил и творил известный в свое время русский поэт Саша Черный. Сейчас его мало кто знает. Вот строчки из его стихотворения "Северная лирика".

    Лопнет в градуснике ртуть
    Или лопнут скулы,
    Тяжелей и гуще муть,
    Холод злей акулы.

    Вопрос: Какой была температура воздуха? (- 39С)

  2. Из стихотворения "Метель".

Все молчит, – лучина с треском
Лишь горит багровым блеском,
Да по кровле ветр шумит.

Вопрос: Почему лучина горит с треском?

(При горении лучины из нее интенсивно испаряется влага. Пар, увеличиваясь в объеме, с треском разрывает волокна дерева.)

  1. Сергей Есенин "Береза".

И стоит береза в сонной тишине
И горят снежинки в золотом огне.
А заря лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.

Вопрос: Как по форме снежинок определить, при какой температуре они выпали?

(Форма снежинок зависит от температуры и влажности. Когда тепло – они пушистые и ветвистые, когда холодно – простые иглы, призмы).



5.


Итоги урока


  1. Самостоятельная работа в форме теста.

Тест

1. Какую температуру имело тело в начале?

А) 4000С;

Б) 1100С;

В) 1000С;

Г) 500С;

Д) 4400С.

2. Какой процесс описывается отрезком АБ?

А) Нагревание;

Б) охлаждение;

В) плавление;

Г) отвердевание.

3. Какой процесс описывается отрезком БВ?

А) Нагревание;

Б) охлаждение;

В) плавление;

Г) отвердевание.

4. При какой температуре начался процесс плавления тела?

А) 800С;

Б) 3500С;

В) 3200С;

Г) 4500С;

Д) 10000С.

5. Сколько времени длился процесс плавления?

А) 8 мин;

Б) 4 мин;

В) 12 мин;

Г) 16 мин;

Д) 7 мин.

6. Изменялась ли температура тела во время плавления?

А) Да, она увеличивалась;

Б) да, она уменьшалась;

В) нет, не изменялась.

7. Какую температуру имело тело в конце наблюдений?

А) 100С;

Б) 5000С;

В) 5500С;

Г) 400С;

Д) 11000С.

Ответы: 1.Г 2.А 3.В. 4.Г 5.А 6.В 7.В.


3


5

Домашнее задание


подготовка к контрольной работе.


2