СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок физики в 7 классе „Что? Как? Почему?”

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: В игровой форме повторить основные понятия курса физики: явления, величины, единицы величин, приборы для измерения величин, соотношения между величинами, элементы теории, объясняющие физические явления; развивать логическое мышление учащихся, умение высказывать свою точку зрения, аргументировать и объяснять свой выбор.

Просмотр содержимого документа
«Урок физики в 7 классе „Что? Как? Почему?”»

Урок „ Что? Как? Почему! ”

Физика 7 класса в опытах

Ведущий: Уважаемые ребята! Меня зовут Блез Паскаль. Я французский математик, физик и философ. Родился 19 июня 1623 года в городе Клермон - Ферран. Первый свой научный трактат написал в 16 лет. Плодотворно занимался гидростатикой, открыв закон, получивший мое имя, установил принцип действия гидравлического пресса. Подтвердил существование атмосферного давления, доказал, что воздух имеет вес, высказал мысль, что давление воздуха уменьшается с высотой. Моим именем названа единица давления ( 1 Па ) и популярный язык программирования ( Паскаль ).

Ребята! Мои помощники покажут опыты, демонстрирующие различные физические явления.Угадайте о каком явлении идет речь в данном опыте и дайте ему объяснение! Наиболее активные получат поощрительные призы, а все остальные смогут увидеть хорошие иллюстрации к изученному материалу.

Сейчас мои помощники покажут вам опыт с монетой . Они сбросят монету в стакан, прикрытый картой, не поднимая ее!

Вы видите, что карта слетает, но монетка не следует за ней, а падает в стакан. Объясните наблюдаемое явление. Правильно, молодцы!

А теперь следующий опыт: Большинство из вас любит пить чай и часто заваривает его по утрам! Тогда вы легко сможете объяснить попытки моих помощников хорошо заварить чай.

.

Как вы оцениваете работу моих помощников? Удалось ли им сделать хорошую заварку или нет? Что им помешало? Почему? За правильное объяснение поощрительный приз!

Продолжаем демонстрировать опыты. Теперь мы покажем опыт со школьными лабораторными весами. Нам кажется, что они испортились и их показания не всегда верны! Ребята, помогите разобраться!


Поставим на чашки уравновешенных весов цилиндры одинаковых размеров и формы. Цилиндры изготовлены из разных материалов (железо и алюминий) и предварительно обклеены бумагой! Равновесие весов нарушилось! Почему? Помогите выяснить причину!

Ведущий: А еще у нас имеется потрясающий опыт!!! Все знают, что нельзя носить воду в решете. Действительно ли это так? Давайте изготовим не совсем обычную жидкость, которая удивит нас своими свойствами!

Помощники проводят опыт по изготовлению неньютоновской жидкости.




Полученная масса обладает текучестью воды, но при резком ударе или разрыве проявляет свойства твердого тела.

Ведущий: Кто может объяснит этот опыт? Возможно для этого нужны знания, выходящие за пределы школьного курса физики 7 класса. Но любознательные могут идти впереди и опережать учебник! Ну, слушайте объяснение опыта: В природе существует особый класс веществ, которые называются „неньютоновскими жидкостями”. Такое название они получили из–за своего нестандартного поведения: в спокойном состоянии они ведут себя как жидкости, а при резком ударе или разрыве – как твердые тела. При смешении крахмала с водой у нас как раз получается такая жидкость.

А вот еще очень красивый и динамичный опыт! Выполним опыт со слоеными жидкостями, добавив шипучку. Эта конструкция будет похожа на лава – лампу!

Понадобятся: 1) бокал или прозрачная ваза, 2) сок, 3) растительное масло, 4) шипучие таблетки.




Ведущий: Объясняем опыт. Как известно, сок и масло не могут смешиваться, они отталкивают друг друга. При этом сок плотнее масла и будет располагаться снизу. Когда на дно бросили шипучку, часть сока подхватилась всплывающим газом, после чего маленькие пузырьки сока стали всплывать сквозь масло. Но, оторвавшись от газа, они вновь тонут. Ребята, вам понравился этот опыт! Мы рады! Тогда продолжим!

В прошлом опыте мы убедились, что менее плотное вещество находится „ над” более плотным. А теперь проведем еще более интересные опыты с плотностью! Нам понадобятся: 1) сок, 2) растительное масло, 3) спирт, 4) синяя краска, 5) высокая колба, 6) нож.

Ведущий: Кто может объяснить этот опыт? В природе много веществ, которые не смешиваются между собой. Например, подсолнечное масло и вода. Это происходит потому, что масло отталкивает воду (оно гидрофобно). В нашем опыте вода отталкивает сок и подкрашенный сок. А располагаются они слоями потому, что плотность всех веществ разная: сок самый плотный, затеи идет масло, следом – менее плотный спирт.

Ведущий: продолжаем опыты! Посмотрите и объясните опыт „ Плавающее яйцо”.

Ведущий: Каким должно быть объяснение опыта с яйцом? Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мертвом море вода настолько соленая, что человек без всяких усилий может лежать на ее поверхности, не боясь утонуть! Яйцо не тонет в воде потому, что плотность его вещества меньше плотности соленой воды.

Ведущий: Продолжаем наш урок. Следующий опыт: „Яйцо входит в бутылку”. В стеклянную банку с не очень широким горлышком опустим кусочек горящей бумаги, а на горлышко положим сваренное вкрутую очищенное яйцо. Яйцо начнет втягиваться в банку.

Объяснение опыта: часть нагретого воздуха выйдет из банки. Когда воздух внутри банки остынет, его давление уменьшится и под действием атмосферного давления яйцо входит в банку.

Ведущий: А далее посмотрим еще один опыт со стаканом.

Ведущий: Есть ли желающие объяснить этот опыт и получить поощрительный приз?

У нашей команды еще много интересных опытов и мы готовы демонстрировать их бесконечно, но урок всего лишь 45 минут! Ну вот, например, такой: „ Воздухоплавание ”.

Первый воздушный шар был построен братьями Монгольфье в 1783 году и продержался в воздухе после взлета 17 минут. Мы продемонстрируем эффект, на основе которого поднимаются в воздух настоящие большие воздушные шары. Для этого понадобятся: 1) воздушный шарик, 2) пластиковая бутылка, 3) две емкости, 4) горячая и холодная вода.

Ведущий: Объяснение опыта – Нагретый в сосуде с кипятком воздух нагревается и расширяется, надувая шарик. При остывании в холодной воде воздух сжимается и шарик сдувается!

Ребята, наш урок подошел к концу. Мы надеемся, что он был для вас интересным и поучительным! Мы повторили основные физические явления и понятия курса физики 7 класса. Назовите эти явления и понятия. Это инерция, диффузия, вес тела, плотность вещества, свойства твердых тел, жидкостей и газов, атмосферное давление, плавание тел, воздухоплавание. Успешного овладения физическими знаниями и в дальнейшем!