СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок физкультуры. Индивидуальный подход (статья).

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальный подход на уроках тесно связан с методикой проведения занятий. Учителю физической культуры необходимо планировать работу, учитывая возрастные, типовые и индивидуальные особенности студентов, и проводить обучение так, чтобы приобретение знаний, умений и навыков стало для них потребностью, приносило радость и внутреннее удовлетворение. Как добиться этого, если в классе 30 человек с разным уровнем физической подготовленности?

Просмотр содержимого документа
«Урок физкультуры. Индивидуальный подход (статья).»

Урок физкультуры. Индивидуальный подход Индивидуальный подход на уроках тесно связан с методикой проведения занятий. Учителю физической культуры необходимо планировать работу, учитывая возрастные, типовые и индивидуальные особенности студентов, и проводить обучение так, чтобы приобретение знаний, умений и навыков стало для них потребностью, приносило радость и внутреннее удовлетворение. Как добиться этого, если в классе 30 человек с разным уровнем физической подготовленности? Если у студента подготовительная группа?

Сейчас очень многие студенты по состоянию здоровья отнесены к подготовительной медицинской группе. Для таких обучающихся следует обязательно систематически организовывать дополнительные занятия. Уроки с ними следует проводить по общей программе с учетом их особенностей, индивидуализируя подбор упражнений и дозируя нагрузку при обучении технике программных упражнений, особенно по гимнастике, легкой атлетике и лыжной подготовке, устанавливая для них сниженные нормативы (для каждого индивидуально) и осуществляя в этом отношении особый контроль.

Роль учителя

У каждого учителя физкультуры есть свои специфические методы работы, но всех педагогов объединяют чуткое и внимательное отношение к студентам, индивидуальный подход к каждому, что очень важно для повышения успеваемости.
Огромную роль в работе учителя, особенно со старшекурсниками, играет его личность: педагогическое мастерство и человеческие качества вызывают ту или иную реакцию студентов не только на него самого, но и на предмет, который он преподает. 
Хорошее отношение к учителю физкультуры способствует проявлению у многих студентов интереса к занятиям физическими упражнениями. Это особенно касается девушек-старшекурсниц, если учитель – молодой мужчина.

Для того чтобы сформировать у студентов такой интерес и поддерживать его, необходимо: 1)стимулировать любознательность обучающихся;

2)повысить качество обучения, приучая студентов к серьезному и упорному труду.

3)организовать самоподготовку студентов, чтобы они, окончив колледж, умели без посторонней помощи находить пути и средства для поддержания хорошей физической формы.

Когда физическая нагрузка – в радость

Студент должен испытывать от результатов своего труда только радость, получать чувство внутреннего удовлетворения. 
Правильно рассчитанная физическая нагрузка является важным условием для воспитания в студентах уверенности в своих силах, появления положительного психологического настроя, необходимого для достижения успеха.
Объяснение и показ новых упражнений следует проводить со всей группой в начале основной части урока. Это даст учителю возможность сразу увидеть качество выполнения студентами упражнений и личные особенности каждого.



Индивидуальная круговая тренировка

Когда студенты достаточно хорошо освоили материал, можно строить занятия в группах в основной части урока по принципу круговой тренировки. Это позволяет повысить моторную плотность урока, а также дает учителю возможность видеть работу всех студентов, контролировать их действия, давать консультации и своевременно оказывать индивидуальную помощь. Данная методика обучения в основном заключается:

– в распределении студентов по группам и отделениям с учетом уровня их физической подготовленности и состояния здоровья; 
– в выполнении упражнений на гимнастических снарядах с учетом уровня развития физических качеств каждого обучающегося; 
– в возможности применения сразу нескольких педагогических приемов.

Распределение по группам

Распределение студентов по группам обычно производится в зависимости от их физической подготовленности, а также успешности в данном виде спорта. Это позволяет учителю планировать методику обучения всей группы (отделения), уделяя внимание каждому обучающемуся. Однако такое распределение может быть неправильно воспринято студентами. Поэтому, чтобы они не потеряли интерес к занятиям, в группе должен быть лидер, за которым тянулись бы остальные обучающиеся. В спортивных играх и различных эстафетах группы и команды целесообразно делать смешанными (по силе), где каждый студент вносит свой вклад в победу команды. Тогда более слабые будут стремиться достичь высоких спортивных результатов.

Педагогические приемы

Большое значение приобретают мотивация к занятиям физическими упражнениями, активность студентов на уроках физической культуры и различных спортивных мероприятиях. Перед обучающимися необходимо поставить цель и стимулировать их к ее достижению, искать новые интересные формы и методы работы для приобщения их к активным занятиям физкультурой. Одним из методических приемов является перевод студентов из одного отделения в другое по мере их успехов, чтобы сформировать у них интерес.

Обучение по карточкам

Рассматривая вопрос индивидуального подхода к обучению и развитию двигательных качеств, необходимо сказать о некоторых приемах и методах, применяемых на уроках физической культуры. Одним из них является работа по карточкам с заданиями. Например, весь программный материал раздела «Гимнастика» можно разделить на маленькие порции – задания. Эти задания, а также сведения о развитии различных физических качеств и нормативные требования данного раздела программы записывают на карточках.

По объему материала и сложности задания карточки могут быть неодинаковыми, чтобы каждый студент мог выбрать себе задание по силам и спокойно работать над ним, но при этом он обязательно должен выполнить материал со всех карточек. Такая методика позволяет не торопиться с выполнением упражнения, а отложить его, чтобы успеть хорошо подготовиться к ответу.

Учитель на протяжении урока консультирует студентов, помогает им выполнять сложные задания, обучает новым движениям, страхует их. При таком подходе у учителя остается достаточно времени для помощи менее подготовленным обучающимся, а сильные студенты, в свою очередь, могут самостоятельно объединиться в группы по 2–3 человека, чтобы вместе работать над упражнением. Студенты, выполнившие задания на выбранных ими первоначальных карточках, переходят к следующим, и т.д. Главное в этой методике – общая занятость студентов на уроке, возможность осваивать доступные на данный момент задания. Это повышает их заинтересованность и улучшает эмоциональное состояние.

Координация движений

Существенное значение для повышения успеваемости студентов на уроках физической культуры играет координация движений. Для ее улучшения необходимо:

– постепенно увеличивать дозировку упражнений; 
– постоянно корректировать технику их выполнения;
– широко применять подводящие упражнения.

Психологический тип студента

При индивидуальной работе с обучающимися на уроках физической культуры необходимо учитывать психологический тип студента. Так, у неуравновешенного, легковозбудимого, с резкими переменами настроения и частыми нервными срывами студента можно наблюдать скачкообразный характер усвоения материала. Совсем по-другому идет работа у спокойного, уравновешенного студента: он равномерно, относительно быстро и прочно от урока к уроку усваивает учебный материал, в то время как неуравновешенный студент – гораздо медленнее и не столь прочно.

Выделяют три характерные группы студентов:

1) быстро и отлично усваивающие материал, имеющие хорошую физическую подготовленность и, как правило, отличную или хорошую успеваемость по всем предметам; 
2) хорошо и отлично, но медленно усваивающие материал, имеющие средние показатели физического развития; 
3) посредственно и плохо усваивающие материал на уроках физкультуры. Причины этого, как правило, кроются в недостаточном физическом развитии и отклонениях в состоянии здоровья.

Индивидуальный подход к старшекурсникам

В старших группах индивидуальная работа должна быть направлена на то, чтобы как можно дольше сохранялся эффект от нагрузок, получаемых на занятиях, и быстрее происходило восстановление организма.
Важно также, чтобы обучающиеся не пропускали занятия, так как при больших перерывах физиологические реакции, вызванные физической нагрузкой, возвращаются к их исходному уровню, а в дальнейшем при отсутствии нагрузки даже оказываются ниже исходного. В этом случае происходит угасание условно-рефлекторных связей, которые лежат в основе формирования двигательных умений и навыков.

Особенности методики индивидуального подхода

1. Осуществление индивидуального подхода требует изучения личности студента, выявления их индивидуальных особенностей.

2. Индивидуальный подход к студентам должен обеспечивать рост показателей всех обучающихся, а не только отстающих.

3. Особое значение имеет выбор формы организации студентов на уроке.

4. Распределение обучающихся по отделениям на уроках физической культуры целесообразно проводить с учетом их подготовленности.

5. Индивидуализация методики обучения на уроках физической культуры должна предусматривать:

– создание доступных условий для выполнения упражнений в зависимости от особенностей развития двигательных качеств;
– методическую последовательность изучения учебного материала в соответствии с уровнем подготовленности каждого отделения.