Урок географии в 6-м классе по теме «Первое кругосветное путешествие». Дата: 18.02.2016г.
Цель: Познакомить учащихся с первым кругосветным путешествием и мореплавателем Ф.Магелланом.
Задачи урока:
Образовательные:
1.Познакомить учащихся с мореплавателем: Фернаном Магелланом.
2. Сформировать представление об основных этапах первого кругосветного путешествия, его значении. 3.Продолжить формирование умения ориентироваться по физической карте полушарий . 4.Закрепить понятие о форме Земли, материках, океанах.
Коррекционно-развивающие:
Корригировать произвольное внимание.
Развивать навыки устной речи, пополнять словарный запас.
Развивать память, корригировать процессы запоминания и воспроизведения.
Развивать положительную мотивацию к учебной деятельности.
Воспитательные:
Способствовать осознанию нравственных качеств: настойчивости, целеустремлённости, стремления к активной жизненной позиции.
Оборудование:
М/м презентация. Фрагмент фильма «Великие гео. Открытия»
Физическая карта полушарий.
Раздаточный материал для учащихся: перфокарты.
Карандаши и кораблики красного, синего цвета.
Форма урока: Урок - исследования.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент. Количество присутствующих в классе, наличие рапортички и тетради связи.
II. Постановка учебной задачи. Целеполагание.
- Сегодня ребята, у нас необычный урок, мы отправимся с вами в кругосветное путешествие, где будем выполнять - роль исследователей.
Исследователь – это человек, который детально что – то изучает.
- Люди путешествовали и совершали открытия во все времена, во все века. А какой сейчас век?
- Больше всего открытий было сделано в период с конца 15 до начала 17 века. Именно поэтому он стал называться веком В.Г.О. Слайд1 Поэтому именем этой эпохи назван наш урок: «Первые кругосветные путешествия». (Запись в тетрадях.)
-Но прежде ,чем мы приступим к исследованию нам необходимо вспомнить о материках , с которыми познакомились на последнем уроке.
- Перечислите материки и покажите их на карте. Работа учащихся с перфокартами. Взаимопроверка.
- Как вы думаете, какими качествами должны были обладать люди в 16 веке, чтобы отправиться в путешествие? Лишнее слово.
(ответы учащихся) 1Смелость, трудолюбие, лживость, упорство.
2.Воля, мужество, наблюдательность, трусость.
3.Хамство, внимание, аккуратность, порядочность.
4. Уважение, злость, настойчивость, ответственность.
5. Сочувствие, героизм, грубость, выносливость
- Действительно, это были отчаянные, смелые плавания мореходов.
- Давайте мы сегодня на нашем необычном уроке заглянем в то далекое прошлое и проплывем сложный путь вместе с первооткрывателями.
- Выясним причины, побудившие европейцев отправиться в далекие страны.
- Выявим значение этой эпохи для последующих поколений.
- В процессе решения этих задач изучим карту великих экспедиций и новых открытий. Вам придется на время стать моряками этих экспедиций. (Раздать воротники моряков.)
III. Основная часть
Подготовка к путешествию.
- Но прежде чем отправиться в путешествие мы должны немного подготовиться к нему, т.е. собрать снаряжение.
Сбор снаряжения
Психологический настрой:
– Мы отправляемся по следам великих путешественников. Нас влечет интерес к дальним странствиям, новым странам.
Итак, что же влекло мореходов, что толкало их на открытия? Давайте, выясним причины первых путешествий.
Слайд 2. «Причины географических открытий»
Задание: выберите правильные ответы.
1) «Жажда золота, пряностей»
2) Рост населения, перенаселенность Европы.
3) Поиск новых земель
4) Жажда обогащения от торговли пряностями
5) Поиск путей на Восток, в Индию для торговли.
Причины определены, но отправиться в путь необходимо только со специальным снаряжением. Отгадайте названия снаряжений и запишите их на доске.
1. Корабль. Ветер боковой гуляет, Большое судно он подгоняет, А тот бежит себе в волнах, На треугольных парусах. | 2. Компас Качается стрелка, Туда и сюда. Укажет нам север, И юг без труда. |
3. Карта Моря и реки есть, А воды в них нет. | |
Снаряжение собрано, погода нам улыбается, значит, пора в путь. А начнем мы наше кругосветное путешествие по следам экспедиции Фернана Магеллана.
Он был моряком и солдатом. Не раз плавал в Индию, неоднократно участвовал в военных сражениях. Магеллан был отважен и храбр, не щадил себя, когда речь шла о жизни его товарищей. Он пользовался уважением своих подчиненных – простых матросов. Магеллан прекрасно разбирался в навигационных картах, тщательно готовился к кругосветному плаванию. Слайд 1.1519 году флотилия из пяти кораблей отплыла от Евразии.
Практическая часть
- Ребята, давайте исследуем маршрут экспедиции Ф. Магеллана.
Работа по учебнику по рис. 95, с.114 «Исследование маршрута экспедиции» (синие стрелочки).
Задание: исследовать путь Ф. Магеллана и определить географические объекты, встречавшиеся в пути.
Исследование:
1519 году флотилия из пяти кораблей (265 человек) отплыла от Евразии. Что такое Евразия? (Материк) Что такое материк? (Огромная часть суши)
От Евразии (Пиренейский полуостров) в направлении на З. Плаванье проходило, по какому океану? (Атлантический океан) Без приключений переплыли через Атлантический океан и отправились к берегам какого материка? (Южной Америки). У берегов Южной Америки пришлось зимовать.
Магеллан верил, что в Южной Америке существует пролив, через который можно выйти в другой океан. Недовольные моряки подняли мятеж, но Магеллан убедил их продолжить путешествие. Чтобы найти этот пролив Магеллану понадобилось около года.
Пройдя по нему, корабли оказались в неизвестном ранее океане. Что, это за океан? (Тихий).
Стефан Цвейг. «Подвиг Магеллана»
«Странное, фантастическое это, верно, было зрелище, когда три корабля впервые в истории человечества медленно и бесшумно вошли в безмолвный, мрачный пролив, куда испокон веков не проникал человек. Страшное молчание встречает их»
Здесь сделаем небольшую остановку и послушаем сообщение, которое нам приготовила Пинжакова Кристина. Спасибо за сообщение.
- Матросы голодали, вода протухла. Много матросов умерло от голода и болезней.
Кроме этого моряки ощутили на себе влияние экватора. Какой климат, вдоль экватора? ( Жаркий). Солнце нещадно палило.
- Наконец корабли достигли (определите географический объект) – островов. Что такое остров?
Слайд 6. Преследуя цель подчинения местного населения испанской короне, Магеллан вмешался в спор двух местных правителей и был убит в сражении 27 апреля 1521 года.
Друзья, посмотрите, нас приветствует островитянин.
& Индеец (Пыхов Игорь)
«Приветствую вас, бледнолицые друзья! Тысячи лет мои предки живут на этой суровой земле, но никогда не видели столь огромных кораблей. Говорят, что где-то далеко на западе есть диковинные острова.
Индеец проводит физминутку
Что-то шумно стало.
Откуда же здесь взялся ветер?
А это – буря, шторм, беда!
Плывем. И нас спасет вода! (все «плывут»)
Облака закрыли путь.
Нужно хорошо подуть! (дети дуют)
К солнышку потянем руки,
И не будет больше скуки! (учащиеся поднимают руки вверх)
Я желаю вам удачного плавания и спокойной глади моря!»
--Все, дети, успокоились,
И на урок настроились!
На островах моряки дешево купили пряности и отправились в обратный путь. Возвращались они известным тогда путем, по Индийскому океану, мимо какого материка? (Африки) Что мы знаем о Африке? через океан (Атлантический океан). От однообразной пищи у половины экипажа проявилась цинга – гноились и кровоточили десны, распухли колени и голени, многие не могли даже ходить. Часть экипажа погибла, часть попала в плен. В Испанию вернулся один корабль, на нем 18 человек. Так завершилось первое кругосветное путешествие.
- Давайте посмотрим фрагмент фильма возращение на родную землю.
Какие материки не были упомянуты в нашем исследовании, назовите и покажите на карте полушарий.
- Ребята, смотрите, по пути нашего следования нам встречается письмо - это бутылочная почта, которой мореплаватели пользовались в то время. Записка адресована вам, ребята, определите: Игровой момент.
На письма принято отвечать.
Вопросы «Морской почты»
1. Когда Магеллан плыл через Тихий океан, ему «повезло». В чем это везение?
2. Почему корабль отправился в путь на запад, а вернулся с востока?
3. От какой болезни погибали моряки?
Вывод:
1. В Европе появились ранее неизвестные культуры: перец, помидоры, картофель, кукуруза, тыква и т.д..
2. Расширились знания о Земле, природе.
Практическая часть.
Работа учащихся с контурными картами.
Маршрут первого кругосветного путешествия Магеллана. (Карандашом синего цвета).
IV. Закрепление. Выполнить буквенное задание. Последствия Первых кругосветных путешествий Задание: выбери правильный ответ.
Какие последствия можно отнести к положительным, а какие к отрицательным?
– Изменились представления о мире.
– Получила небывалое расширение торговля, торговые пути переместились из Средиземного моря в океаны.
– В Европе появился новый товар – картофель, томаты, фасоль, какао, табак, чай, кофе, шоколад.
– Началось угнетение коренных народов Америки, Африки, Азии.
– Обогащались купцы и предприниматели Европы.
V. Заключительная часть
Рефлексия. С каким настроением проходило наше путешествие во время урока? Если Вам понравилось – поднимите кораблик с желтыми парусами, если было скучно – то с красными парусами. Спасибо.
VI. Домашнее задание. Стр.112-116, вопросы стр.115. Вывод на стр.115 записать в тетрадь.
Оценки за урок я выставлю с учетом работ на к\к.