СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок географии в 6-м классе по теме «Первое кругосветное путешествие».

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с мореплавателемФернаном Магелланом. Сформировать представление об основных этапах первого кругосветного путешествия, его значении.

Просмотр содержимого документа
«Урок географии в 6-м классе по теме «Первое кругосветное путешествие».»

Урок географии в 6-м классе по теме «Первое кругосветное путешествие». Дата: 18.02.2016г.

Цель: Познакомить учащихся с первым кругосветным путешествием и мореплавателем Ф.Магелланом.

Задачи урока:

Образовательные:

1.Познакомить учащихся с мореплавателем: Фернаном Магелланом.

2. Сформировать представление об основных этапах первого кругосветного путешествия, его значении. 3.Продолжить формирование умения ориентироваться по физической карте полушарий . 4.Закрепить понятие о форме Земли, материках, океанах.

Коррекционно-развивающие:

  1. Корригировать произвольное внимание.

  2. Развивать навыки устной речи, пополнять словарный запас.

  3. Развивать память, корригировать процессы запоминания и воспроизведения.

  4. Развивать положительную мотивацию к учебной деятельности.

Воспитательные:

  1. Способствовать осознанию нравственных качеств: настойчивости, целеустремлённости, стремления к активной жизненной позиции.



Оборудование:

  • М/м презентация. Фрагмент фильма «Великие гео. Открытия»

  • Физическая карта полушарий.

  • Раздаточный материал для учащихся: перфокарты.

  • Карандаши и кораблики красного, синего цвета.

Форма урока: Урок - исследования.



ХОД УРОКА

I. Оргмомент. Количество присутствующих в классе, наличие рапортички и тетради связи.

II. Постановка учебной задачи. Целеполагание.

- Сегодня ребята, у нас необычный урок, мы отправимся с вами в кругосветное путешествие, где будем выполнять - роль исследователей.

Исследователь – это человек, который детально что – то изучает.

- Люди путешествовали и совершали открытия во все времена, во все века. А какой сейчас век?

- Больше всего открытий было сделано в период с конца 15 до начала 17 века. Именно поэтому он стал называться веком В.Г.О. Слайд1 Поэтому именем этой эпохи назван наш урок: «Первые кругосветные путешествия». (Запись в тетрадях.)

-Но прежде ,чем мы приступим к исследованию нам необходимо вспомнить о материках , с которыми познакомились на последнем уроке.

- Перечислите материки и покажите их на карте. Работа учащихся с перфокартами. Взаимопроверка.

- Как вы думаете, какими качествами должны были обладать люди в 16 веке, чтобы отправиться в путешествие? Лишнее слово.

(ответы учащихся) 1Смелость, трудолюбие, лживость, упорство.

2.Воля, мужество, наблюдательность, трусость.

3.Хамство, внимание, аккуратность, порядочность.

4. Уважение, злость, настойчивость, ответственность.

5. Сочувствие, героизм, грубость, выносливость

- Действительно, это были отчаянные, смелые плавания мореходов.

- Давайте мы сегодня на нашем необычном уроке заглянем в то далекое прошлое и проплывем сложный путь вместе с первооткрывателями.

- Выясним причины, побудившие европейцев отправиться в далекие страны.

- Выявим значение этой эпохи для последующих поколений.

- В процессе решения этих задач изучим карту великих экспедиций и новых открытий. Вам придется на время стать моряками этих экспедиций. (Раздать воротники моряков.)

III.  Основная часть

Подготовка к путешествию.

- Но прежде чем отправиться в путешествие мы должны немного подготовиться к нему, т.е. собрать снаряжение.


Сбор снаряжения

Психологический настрой:
– Мы отправляемся по следам великих путешественников. Нас влечет интерес к дальним странствиям, новым странам.

Итак, что же влекло мореходов, что толкало их на открытия? Давайте, выясним причины первых путешествий.


Слайд 2. «Причины географических открытий»

Задание: выберите правильные ответы.

1) «Жажда золота, пряностей»

2) Рост населения, перенаселенность Европы.

3) Поиск новых земель

4) Жажда обогащения от торговли пряностями

5) Поиск путей на Восток, в Индию для торговли.


Причины определены, но отправиться в путь необходимо только со специальным снаряжением. Отгадайте названия снаряжений и запишите их на доске.

1.   Корабль.

Ветер боковой гуляет,
Большое судно он подгоняет,
А тот бежит себе в волнах,
На треугольных парусах.

2.   Компас

Качается стрелка,
Туда и сюда.
Укажет нам север,
И юг без труда.

3.   Карта

Моря и реки есть,
А воды в  них нет.


Снаряжение собрано, погода нам улыбается, значит, пора в путь. А начнем мы наше кругосветное путешествие по следам экспедиции Фернана Магеллана.

Он был моряком и солдатом. Не раз плавал в Индию, неоднократно участвовал в военных сражениях. Магеллан был отважен и храбр, не щадил себя, когда речь шла о жизни его товарищей. Он пользовался уважением своих подчиненных – простых матросов. Магеллан прекрасно разбирался в навигационных картах, тщательно готовился к кругосветному плаванию. Слайд 1.1519 году флотилия из пяти кораблей отплыла от Евразии.

Практическая часть

- Ребята, давайте исследуем маршрут экспедиции Ф. Магеллана.

Работа по учебнику по рис. 95, с.114 «Исследование маршрута экспедиции» (синие стрелочки).

Задание: исследовать путь Ф. Магеллана и определить географические объекты, встречавшиеся в пути.

Исследование:

1519 году флотилия из пяти кораблей (265 человек) отплыла от Евразии. Что такое Евразия? (Материк) Что такое материк? (Огромная часть суши)

От Евразии (Пиренейский полуостров) в направлении на З. Плаванье проходило, по какому океану? (Атлантический океан) Без приключений  переплыли через Атлантический океан и отправились к берегам какого материка? (Южной Америки). У берегов Южной Америки пришлось зимовать.

Магеллан верил, что в Южной Америке существует пролив, через который можно выйти в другой океан. Недовольные моряки подняли мятеж, но Магеллан убедил их  продолжить путешествие. Чтобы найти этот пролив Магеллану понадобилось около года.

Пройдя по нему, корабли оказались  в неизвестном ранее океане. Что, это за океан? (Тихий).

Стефан Цвейг. «Подвиг Магеллана»


«Странное, фантастическое это, верно, было зрелище, когда три корабля впервые в истории человечества медленно и бесшумно вошли в безмолвный, мрачный пролив, куда испокон веков не проникал человек. Страшное молчание встречает их»

Здесь сделаем небольшую остановку и послушаем сообщение, которое нам приготовила Пинжакова Кристина. Спасибо за сообщение.

- Матросы голодали, вода протухла. Много матросов умерло от голода и болезней.

Кроме этого моряки ощутили на себе влияние экватора. Какой климат, вдоль экватора? ( Жаркий). Солнце нещадно палило.

- Наконец корабли достигли (определите географический объект) – островов. Что такое остров?

Слайд 6. Преследуя цель подчинения местного населения испанской короне, Магеллан вмешался в спор двух местных правителей и был убит в сражении 27 апреля 1521 года.


Друзья, посмотрите, нас приветствует островитянин.

& Индеец (Пыхов Игорь)

«Приветствую вас, бледнолицые друзья! Тысячи лет мои предки живут на этой суровой земле, но никогда не видели столь огромных кораблей. Говорят, что где-то далеко на западе есть диковинные острова.

Индеец проводит физминутку

Что-то шумно стало.

Откуда же здесь взялся ветер?

А это – буря, шторм, беда!
Плывем. И нас спасет вода! (все «плывут»)

Облака закрыли путь.
Нужно хорошо подуть! (дети дуют)

К солнышку потянем руки,
И не будет больше скуки! (учащиеся  поднимают руки вверх)

Я желаю вам удачного плавания и спокойной глади моря!»

--Все, дети, успокоились,
И на урок настроились!

На островах моряки дешево купили пряности и отправились в обратный путь. Возвращались они известным тогда путем, по Индийскому океану, мимо какого материка? (Африки) Что мы знаем о Африке? через океан (Атлантический океан). От однообразной пищи у половины экипажа проявилась цинга – гноились и кровоточили десны, распухли колени и голени, многие не могли даже ходить. Часть экипажа погибла, часть попала в плен. В Испанию вернулся один корабль, на нем 18 человек. Так завершилось первое кругосветное путешествие.

- Давайте посмотрим фрагмент фильма возращение на родную землю.

Какие материки не были упомянуты в нашем исследовании, назовите и покажите на карте полушарий.


- Ребята, смотрите, по пути нашего следования нам встречается письмо - это бутылочная почта, которой мореплаватели пользовались в то время. Записка адресована вам, ребята, определите: Игровой момент.

На письма принято отвечать.

Вопросы «Морской почты»

1. Когда Магеллан плыл через Тихий океан, ему «повезло». В чем это везение?
2. Почему корабль отправился в путь на запад, а вернулся с востока?
3. От какой болезни погибали моряки?


Вывод:

1. В  Европе появились ранее неизвестные культуры:  перец, помидоры, картофель, кукуруза, тыква и т.д..
2. Расширились знания о Земле, природе.




Практическая часть.

Работа учащихся с контурными картами.

Маршрут первого кругосветного путешествия Магеллана. (Карандашом синего цвета).

IV. Закрепление. Выполнить буквенное задание. Последствия Первых кругосветных путешествий Задание: выбери правильный ответ.

Какие последствия можно отнести к положительным, а какие к отрицательным?

– Изменились представления о мире.
– Получила небывалое расширение торговля,  торговые пути переместились из Средиземного моря в океаны.
– В Европе появился новый товар  – картофель, томаты, фасоль, какао, табак, чай, кофе, шоколад.
– Началось угнетение коренных народов Америки, Африки, Азии.
– Обогащались купцы и предприниматели Европы.

V. Заключительная часть

Рефлексия. С каким настроением проходило наше путешествие во время урока? Если Вам понравилось – поднимите кораблик с желтыми парусами, если было скучно – то с красными парусами. Спасибо.

VI. Домашнее задание. Стр.112-116, вопросы стр.115. Вывод на стр.115 записать в тетрадь.

Оценки за урок я выставлю с учетом работ на к\к.