СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок гражданственности Донбасса. Тема. Кого называют патриотом? Что ты можешь для Республики?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формировать чувство патриотизма и долга гражданина, гражданственности.

Просмотр содержимого документа
«Урок гражданственности Донбасса. Тема. Кого называют патриотом? Что ты можешь для Республики?»

Урок гражданственности Донбасса в 4 классе


Тема. Кого называют патриотом? Что ты можешь для Республики?

Цель: формирование у учащихся чувства патриотизма, гражданственности и понятия чувства долга гражданина.

Задачи: познакомить учащихся с понятиями « патриот », « патриотизм »,

« гражданин »; дать представление о патриотизме на примере конкретных исторических фактов; развивать познавательный интерес и творческую активность; воспитывать интерес к изучению истории, чувство долга, гражданскую ответственность.


Ход урока

1. Орг. момент


2. Мотивация учебной деятельности

Учитель читает эпиграф на доске:

Родина – это земля, что воспета

Делом рабочего, словом поэта.

Здесь тебе выпало строить и жить,

Родине верно умей послужить.

С Родиной вместе расти и мужай!

Родину, сын мой, всегда защищай!

Н. Назарбаев


3. Определение темы урока и постановка цели

- О чём пойдёт речь на уроке? Как слова эпиграфа вам помогли?


4. Работа над темой урока


4.1 – вступительное слово учителя

- Что для вас значит Родина?

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. Но всякое дерево имеет корни. Подберите к слову « родина » однокоренные слова.

Листья – это мы, корни – это наше прошлое, наша история, наши деды и прадеды.

Нашей маленькой Родиной является Донецкий край ( учащиеся читают стихи о Донецке в прошлом ).

Новостройки, терриконы,
Заводские корпуса,
Соловьиные трезвоны,
И влюбленные глаза...
Над Донбассом 
солнцем красным 
Новый день восходит на-гора. 
Пусть он будет 
в радость людям, - 
Всем прибавит счастья и добра!
И в улыбках, и в рассветах
Узнаю твоё лицо, - 
Край рабочих и поэтов, 
Край спортсменов и певцов.
Ты, Донбасс, работой славен 
И отвагой сыновей. 
Ты делами - не словами - 
Служишь Родине своей.
А когда вдали от дома
Мне взгрустнется невзначай, 
Я спою мотив знакомый - 
И смахну с души печаль!


В светлом небе донецком голубиную стаю 
Догоняет степной ветерок. 
Пусть им вслед улетает эта песня простая, 
Песня трудных шахтерских дорог. 
Что ты знаешь о солнце, если в шахте ты не был, 
Если ходишь под солнцем с утра? 
Только тот ценит солнце и высокое небо, 
Кто поднялся с зарей на-гора. 
Не глядите, подруги, на шахтерские руки - 
С них донецкий не смыт уголек. 
Вы в глаза и сердца нам поглядите, подруги, - 
В них горит золотой огонек. 
Так пускай расцветает под степными ветрами 
Белых яблонь весенний наряд! 
И всегда вечерами над родными копрами 
Огоньки, как рубины, горят.


- Человеку надо знать свои корни, историю своей Родины, государства. И тогда такой человек может назвать себя гражданином и патриотом своей Родины.


4.2 – составление ассоциативного ряда

- Кто такой патриот? Кто любит свою Родину не на словах, а на деле? Тот, кто любит бриться наголо, носить униформу и ходить строем, кричать всем, что он патриот, или тот, кто считает службу в армии своим долгом; или тот, кто стремится получить хорошее образование, освоить нужную профессию, завести семью, обустроить собственный быт? Ответьте и вы на этот вопрос.

Кто такой патриот?





4.3 – словарная работа

- Прочитайте, что обозначает слово « патриот » в словарях.

Патриот – тот, кто любит свое Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины ( словарь В. Даля ).

Патриот – человек, одушевлённый патриотизмом, или человек, преданный интересам какого – нибудь дела, горячо любящий что – нибудь ( словарь

С. Ожегова).

- Какое определение вам больше нравится?

- В современном же понимании патриотом можно назвать человека, который переживает чувство любви к своему Отечеству и готов идти ради него на жертвы.

Мой Донецк, - он в сердце моем!

Главный город, - я был при нем!

Моих чувств начало – начал,

Я, других таких не встречал!

Я по миру всяко ходил!

Много мест святых находил!

Где б я ни был, где б я не жил,

Лишь с Донецком верно дружил!

И когда уж не было сил,

Он во сне себя приносил!

В переулки детства маня,

И в тепло вчерашнего дня!

У людей - свои города!

Я ж в Донецк влюблен навсегда!

Мой Донецк, - он в сердце моем,

Главный город, - я был при нем!


Опять дожди... И вновь срывает крышу

В душе тоска и хочется домой

Молюсь, надеюсь, что вот-вот услышу

Я ДМЗ гудок такой родной.

Мы разлетелись по стране как птицы

Прости, Донецк, что бросили тебя!

Судьба заставила перелистнуть страницу

И строить все по-новому, с нуля.

Поверь, нам очень больно, очень горько

Ведь каждый взрыв на улицах твоих

Как в сердце нож, как острая иголка

Все так же кровоточит и болит.

Не злись на нас, детей твоих неверных,

Нельзя иначе, так сложилась жизнь.

Но мы вернемся, слышишь, непременно!

Ты только обязательно держись!

Ты не грусти, родной, пройдут все беды!

Затихнет гром снарядов и гранат,

Подует ветер с запахом победы,

И жизнь вернется прежняя назад!

Мамаши с детками заполнят твои скверы,

Бульваром будут парочки гулять,

Мы выстоим! На всех нам хватит веры!

И город наш спокойно сможет спать!


4.4 – физминутка


4.5 – патриотизм в годы войны ( проверка домашнего задания )

- Ярким примером патриотизма является борьба советского народа с фашизмом.

Для многих из вас могут служить примером поступки людей мужественных, смелых, умевших без страха глядеть смерти в глаза.

Учащиеся при помощи коллажей рассказывают о подвигах: 1 группа- детей – героев; 2 группа – взрослых в годы ВОв; 3 группа – современных героев.


4.6 – игра « Лестница Родины »

- Человек рождается, чтобы жить. Не зря, во всех основных документах по правам человека, в Конституции указывается основная принадлежность человека – его жизнь, семья, работа, служение Отечеству.

Родная мама, родственники, дом, где ты растешь, друзья детства, школа, любимые книги и окружающая природа – такие простые , теплые человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине.

- Давайте узнаем, что вы можете сделать для своей Республики. На партах лежат карточки – шаги . Составим из них « лестницу к Родине ».


Родина




1. Охранять природу.

2. Уважительно относиться к людям.

3. Мусорить.

4. Ломать ветки и деревья.

5. Изучать историю и культуру своей страны.

6. Защищать свою страну.

7. Добросовестно учиться.

8. Ругать страну.

9. Обижать младших.

10. Убивать животных.





5. Рефлексия – составление коллажа « НЕТ – ВОЙНЕ, МИР – ДОНБАССУ! »

- Ещё одно дело, которое вы можете сделать для своей республики, это написать письма поддержки нашим защитникам. Ведь, если народ страны не будет един, если его не объединяет привязанность к земле, на которой он живет, желание сделать жизнь на этой земле лучше, то любая страна рассыплется в прах.

- Напишите на голубях свои пожелания, слова поддержки и прикрепите на наш коллаж, который потом передадим нашим защитникам Отечества.


6. Итог урока

- С какими понятиями вы познакомились сегодня на уроке?

- Кого можно назвать патриотом?

- Что нового, интересного вы узнали на уроке?


7. Домашнее задание

- Напишите эссе или нарисуйте плакат « Моя Республика в будущем ».