СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-ярмарка: Природные зоны лесов, степей, 8 класс.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Используя нетрадиционные формы обучения, закрепить знания особенностей каждой зоны, показать ее значение в жизни человека. Познакомить с традициями Руси, одеждой, истоками их зарождения.

Просмотр содержимого документа
«Урок-ярмарка: Природные зоны лесов, степей, 8 класс.»

Урок – Ярмарка в 8 классе.

Тема: Природные зоны лесов, степей.

Цель: Используя нетрадиционные формы обучения, закрепить знания особенностей каждой зоны, показать ее значение в жизни человека. Познакомить с традициями Руси, одеждой, истоками их зарождения.

Оборудование: лотки коробейников, русские костюмы, записи с русскими народными песнями.

Подготовительная работа: учащиеся готовили дома описание зон, рекламу товаров, продукцию зон.

На 1 столе представлены смешанные леса (Московская область): туески, деревянные шкатулки, грибы, варенье, лекарственные травы, деревянные ложки, вологодское кружево.

На 2 столе - степная зона (Краснодарский край): мука – пшеница, гречка, семечки – подсолнечное масло, печенье, пироги, самовар с чаем.

На 3 столе представлена тайга (Иркутская область): дощечки, бумага, кедровые орехи, соболь, клюква, брусника.

Перед уроком играет пластинка с русскими народными песнями. Учащиеся одетыв русские костюмы.

1 ведущая:

Добрый день, гости званые и желанные! Вы, купцы российские, люди торговые! Собрались мы на ярмарку, на веселую, на старинную.

*Звучит песня Н.Чердинцева «Еду да я на ярмарку».

В это время коробейники, которые стояли с лотками рядом с ведущей, проходят вдоль столов, предлагая товар: бусы, ленты, шкатулки, платки. Когда закончится песня, один из коробейников говорит: «Давай подходи и других подводи! Хоть я сам не пригож, товар привез хорош».

Перед уроком звучит русская мелодия, на столах разложены дары природы, ведущие одеты в русские народные костюмы.

2 ведущий: А ты думаешь, что сидя в этом зале, можно во многих русских городах побывать, чудеса природы повидать?

1 ведущая: На ярмарке все возможно! Покупайте, продавайте и жетоны набирайте!

2 ведущая: Тогда с ярмарки и начнем. Всем, кто подходит, и всем, кто уже есть, объявляем важную весть. Приехали к нам торговые купцы из Иркутской губернии.

1.Рассказ о тайге (см. приложение №1)

2.Реклама товара. Привезли мы товару разного: ягоды, орехи, соболя, А послушайте, люди добрые, о нашем товаре, может, , и купите. Реклама орехам, бруснике, клюкве, витаминам. (см. приложение №1)

1 ведущая: Ярмарка, ярмарка! Веселись, народ! Ну-ка, красавицы, выходи вперед!

( девочки пляшут русский танец).

2 ведущий: Глядите, не моргайте, рты не разевайте, ворон не считайте, а подешевле все покупайте! Жетоны приобретайте! Ну, что за товар и тот хорош и другой хорош. К нам свой товар привезли московские купцы!

Учащиеся дают характеристику смешанным лесам. Учитель дополняет, используя приложение № 2.

Реклама продукции: ложки, вологодское кружево, грибы, травы (см. приложение №2)

1 ведущая: А вот купцы к нам с юга пожаловали!

Рассказ о степи Краснодарского края. Реклама степной зоны: муки, гречки, подсолнечника, сахара (приложение № 3).

2 ведущая: Тары-бары, растабары. Есть хорошие товары, Не товар, а сущий клад, забирайте нарасхват. (Играет запись «Валенки»)

В это время учащиеся подходят к центру, где стоит коробейник с палкой( шест), на которой ленты. Берут по одной ленте, натягивают, получается карусель, и , вращаясь вокруг коробейника, подходят к купцам, делая вид, что покупают товар. За купленный товар отдают жетон. Как заканчивается музыка все отпускают ленточки и идут на свои места.

1 ведущая:

Кто больше продал товара? Какой купец самый ловкий, быстрый, удачливый?

Объявляется конкурс потешек. Подходи честной народ! Стою на краю, чуть не даром отдаю: загадки, шутки, песни, прибаутки.

Загадки:

1) На горе шумит, а под горой молчит (лес).

2) Изба белена, а маковка зелена (береза).

3) Никто не пугает, а вся дрожит(осина).

4) У кого одна нога, да и та без башмака (гриб).

5) Что не сеяно родится? (трава)

6) Какую траву и слепой знает? (крапива)

7) Летом одевается, а зимой раздевается? ( лиственный лес)

Закончить пословицу:

Сперва дверь запри - (потом спать укладывайся)

В разбитой посудине – ( воды не удержишь)

У всех разное горе, а у мельника – (одно – воды нет)

Помни: ото рта до уха ( всего четыре пальца)

Лошадь не купил ( конюшню строит)



Учащиеся соревнуются в пляске, песне.



1 ведущая: Спасибо, вам , гости дорогие. Приезжайте к нам еще.





































Приложение № 1.

Рассказ о тайге.

Основную часть лесов России составляет тайга. Она занимает большую территорию на европейской части России, Западной и Восточной Сибири, а также протянулась узкой полосой на Дальнем Востоке. В тайге растут сосна, ель, пихта, кедр и лиственница. Хорошо и беззаботно мне на траве, среди сосен зеленых в тихой и безвестной стороне. В нашей губернии самый холодный месяц январь, средняя температура которого колеблется от-20 до -25 градусов. Средняя температура июля +18 градусов. Осадков выпадает 400 мм в год. Устойчивый снежный покров устанавливается в октябре, а сход снега начинается в апреле-мае. Почвы разные, но основной почв -подзолистые. Хвойные леса занимают 70% площади. Животный мир тайги разнообразен: лось, марал, кабарга, медведь, зубр, горный козел и др. Основное богатство тайги - ценный мех белки, соболя и горностая.



Реклама

Я жду опять дождя грибного,

Я по лесам бродить привык,

И жду опять, когда пробьется снова

Едва приметный боровик.

Покупайте грибы: соленые, сушеные!

Орехи кедра. Покупайте орехи! Орехи – это до 36% жирного масла, крахмал, клетчатка, витамины. В скорлупе орехов 12% дубильного вещества. Ядра орехов содержат 0,65 мг витамина В, до 10 мг витамина Е. Скорлупу орехов применяют в виде настоя от глухоты. Масло орехов используют в парфюмерии и консервировании. Орехи по питательным качествам превосходят такие продукты, как молоко, мясо.

Брусника. Это не только вкусно, но и полезно. Даже листья брусники лечат! Чего только нет в листьях брусники! А ягоды! Чай с брусничным вареньем. Какое наслаждение!

Клюква. Покупайте клюкву! Она может храниться очень долго благодаря бензойной кислоте. Ягоды вкусные, полезные. В них есть витамин С, каротин, железо, разные кислоты, которые необходимы человеку.









Приложение № 2.

Зона смешанного леса протянулась с запада до Уральских гор, а затем тонкой полосой до истока реки Обь. Находятся они в зоне умеренного пояса, где лето продолжительное и теплое, а зима короткая и холодная. Температура июля от +16 до +24 градусов, а в январе от – 8 до -16 градусов.Осадков выпадает до 600 мм в год. Тепла и влаги достаточно для роста деревьев. Почвы бурые лесные и серые лесные. Климат мягкий и влажный. Растительный мир разнообразен – осины, березы.

Береза моя, березонька!

Береза белая, береза кудрявая.

Стоишь ты, березонька, посередь долинушки.

На тебе, березонька, листья зеленные.

Под тобой, березонька, травка шелковая…

Липа, клен, дуб, также встречается ель и сосна. В этом лесу обитают лоси, косули, зайцы, рыси и белки.

Учитель: Кто отгадает загадку, тот получит приз.



«Стоит дерево кудряво, на этом дереве пять угодьев.

1 угодье - хворому здоровье,

2 угодье – разбитому крепость,

3 угодье – заперто море,

4 угодье – малому угроза,

5 угодье – ночной свет.

(Ответ: 1-веник, 2-береста, 3-разбитая посуда, стянутая берестой, 4-кнут, 5-лучина).

Реклама

1. Покупайте лекарственные травы! Они полезны всем: ромашка - содержит все необходимые вещества для человека. Крапива –содержит муравьиную кислоту, витамины С, К и В 2.Крапива широко используется в пищу – для борщей и супов. Ее хлорофилл используется в кондитерском деле, как краситель.

Здесь, в зарослях лесных, где все для сердца

Где чистым воздухом так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила

Для всех умеющих их тайну разгадать.

2. Покупайте ложки! Из каменного века дошли до нас первые орудия труда из камня, в том числе и ножи, которыми можно выдалбливать ковши и ложки. Разнообразнее становилась пища, и варьировалась форма ложек – чайные, кофейные и обеденные. А как делали ложки? Разрубали поленья березы, клена, осины, ольхи или липы баклуши. Затем из легко подающейся древесины резали ложки. Далее грунтовали, втирая разведенную в воде глину, а поверх наносили несколько слоев олифы. На не досохшую и чуть липку поверхность наносили тонко протертый порошок олова или алюминия. По серебристому фону масляными красками писали рисунок. После этого изделия покрывали тонким слоем лака. И наконец, последняя операция –закалка в печи при температуре 300 градусов. Из печи серебристая ложка появляется преобразовавшая в золотую.

Высоким мастерством славились резчики Архангельской, Новгородской, Московской, Владимирской, Калужской и Тверской школ.

3. Недалеко от Москвы есть город Вологда. Русские мастерицы издавна славились искусством плетения кружев. Из белых и цветных нитей с помощью маленьких деревянных коклюшек создавали они прозрачные узоры. И сейчас это искусство процветает. Кружева делятся на два вида: предметы декоративного назначения (скатерти, дорожки, салфетки) и украшения к женскому платью (воротнички, манжеты, косынки). Оно выплетается преимущественно из тонких катушечных ниток, но вокруг узор обвивается более толстой ниткой. Преобладает растительный узор с включениями птиц и других изобразительных мотивов. Мастерицы делают узор то плотным, то ажурным, придавая орнаменту еще большую невесомость.



























Приложение № 3.

А это край – кормилец. Народная мудрость гласит:

Земля – матушка, а хлеб – батюшка.

У народа есть слова: хлеб – всей жизни голова.

Когда хлеба ни куска, то и в тереме тоска.

Хлеб в закромах – счастье в домах, каравай хлеба не свалится с неба.

Вот он, хлебушек душистый, с хрустной корочкой витой

Вот он – теплый, золотистый, словно солнцем налитой.

В каждый дом, на каждый стол он пожаловал – пришел.

Наш край расположен в степи, где континентальный климат переходит от влажного к сухому, сочетание степной и лесной растительности.Главные почвы – черноземные. Степь протянулась на юге нашей страны.В основном она бывает ковыльная и разнотравная. Представьте себе необозримое пространство, покрытое пестрым ковром всевозможных цветов, то образующих сложную мозаику причудливого сложения, то представляющие собой пятна синего, желтого, красного и белого оттенка.В жаркий июньский день воздух наполнен неумолчным жужжанием бесчисленного количества пчел и других насекомых. Ровная, словно скатерть, расстилается необъятная равнина, она кажется в начале лета серебристой от цветущего ковыля, и волнуется словно море. Вы встретите поля с пшеницей, подсолнечника, сахарной свеклы и других овощей.

Реклама

1. Подсолнечник – чрезвычайно важная сельскохозяйственная культура.Он дает около 90% растительного жира, употребляемого в промышленности.Полезное применение находят все растения. Мякина превращается в эластичную массу – фактис – заменитель каучука. Из подсолнуха изготавливают силос, жмыхи, ткани, резину. А также продукты – масло, халву, маргарин. Подсолнечник – младший сын в семье культурных растений в бескрайней русской степи.

2.Сахар. Покупайте, покупайте сахар! Сахар – это сахароза! ЕЕ получают из сахарной свеклы. Очищенную сахарную свеклу в свеклорезках превращают в тонкую стружку и помещают в специальные сосуды, где пропускают горячую воду. Потом все это обрабатывают, упаривают и вот готовый сладкий сахар!