Урок-исследование по рассказу Л.Улицкой «Восковая уточка».
Тема урока: Художественная деталь как средство выявления авторского замысла.
Цель урока:
- пробудить у учащихся интерес к художественному слову;
- развивать художественное языковое чутье;
-воспитать внимательного читателя;
- воспитание чуткости, неравнодушия, деятельного сострадания;
Средства обучения: слайдовая презентация, портреты Улицкой.
Методы и приемы обучения: художественное чтение текста, беседа по тексту с комментированием и иллюстрированием, групповая работа, исследовательская работа.
План урока.
Постановка целей и задач.
Художественное чтение текста рассказа учителем.
Рефлексия после прочтения.
Исследование художественного слова и замысла произведения. Работа с тематическими группами слов.
Заглавие.
Худ. время.
Худ. пространство.
Типология персонажей.
Проблематика произведения.
Д/З: сочинение «Поступок, за который мне стыдно до сих пор?»
Ход урока.
Мне хочется, чтобы сегодня вы открыли для себя магию слова и новое имя в современной литературе – Людмила Евгеньевна Улицкая . Творчество её только изучается, а литературные критики уже называют её лучшим автором современности. Людмилу Евгеньевну интересуют не проблемы и идеи, явления, а собственно человек . Проблемы человечности, совести, сострадания, смысла человеческого бытия – ведущие. На Западе её сравнивают с Чеховым. И это не случайно. Тот же лаконизм, те же ёмкость, сжатость, концентричность мысли. Кинематограф уже ставит фильмы по ее произведениям: «Из ниоткуда с любовью» по рассказу «Веселые похороны».
Обратимся к тексту.
- Каковы ваши первые впечатления от рассказа?
- Расскажите о вашем отношении к прочитанному.
- Нужны ли такие произведения, которые показывают темные стороны нашей жизни?
А теперь я зачитаю отзывы читателей в Ютубе:
… Люди, не могу молчать просто. Книга с Большой буквы. Война и Мир скромно курят в туалете. Я в полнейшем кайфе — вот уж ни в жисть бы не подумала.
Пишу спецом для тех, кто как и я до сих пор не читал, потому что "не хочет читать все эти сталинские ужасы". Не ужасы. Суперически написано, Сага просто.
… Рассказы Улицкой бесподобны, "Восковая уточка" вышибает слезу даже у меня, учитывая, что описывает время детства моей мамы.
… Сейчас по 1-му заканчивается фильм "Из ниоткуда с любовью" — это как раз по Веселым похоронам. Кому как, а я с них тащусь…
20:51 27.09.2009, Ларс
Я зачитаю мнение школьного психолога:
Обратимся к смыслу заглавия рассказа. Записываем название.
Григорьев: «Название – это аббревиатура текста. Название – это уже ключ к интерпретации худ. произведения».
- О чем говорит уменьшительно-ласкательный суффикс слова «уточка»? (что-то дорогое, милое сердцу, желанное)
Трогательность, трепетность…
- «Восковая» - значит какая? (недолговечная, призрачная, миражная, растает, игрушка, мечта)
Воск способен видоизменяться, преображаться.
- А может быть, это символ? Чего? (ее будущего)
III. - Давайте обратимся к художественному времени рассказа. Найдем слова, соответствующие трем категориям времени:
1 группа: Записываем: художественное время:
- историческое: послевоенное время, его реалии: чемодан, старьевщик, старая шинель, «крылятник».
- реальное (воскресенье, лето)
- биографическое (сейчас – и через два года, потом)
2 группа – найдите и подчеркните слова, характеризующие пространство произведения:
- посреди двора, мощенная булыжником улица, другие города, мир.
3 группа – типология персонажей:
- первый – Родион.
- Что о нем можно сказать?
(Его имя – производное от какого русского слова? (родной). Почему? (для всех он свой)
- А занимается чем? (старьем, грязью)
- Какие слова и поступки характеризуют его? (старый, жалел отдать, долго торговались, буркнул, ковырнул, бросил)
- Валька Боброва. - О чем говорит имя?
Автор тоже ее не одобряет. Но неужели только это?
- Почему не Валя? (нелюбимый ребенок в семье, всеми)
И здесь мы с вами задумаемся: какую проблему затрагивает автор?
(проблема брошенности, бесприютности)
- Почему по фамилии? (вроде бы обращение как ко взрослой, но в то же время что еще чувствуется?- отстраненность, отделенность от всех).
-Что мы узнаем о ее семье? Воспитывали ли они ее? Почему? Это их вина?
- А как жили все? (обстановка, типичная после войны)
- Люди должны были – что? – Выживать! Война что сделала с людьми? - искалечила душу…
- Кто еще приходит к Родиону? Кто они? (дети, вор Шурка Турок, и женщины)
- Что несут ему люди?
- Чем представляется содержимое чемодана детям? Найдите слова в тексте.
Это представление, сокровища.
(драгоценности, легкие сережки с красными и зелеными камушками, колечки, воздушная кучка восковых уточек, стеклянные шары с рыбками и лебедями)
Взросление Вальки происходит у нас на глазах.
- Давайте понаблюдаем.
- Вальке нечего принести Родиону.
- Что она выбирает из всего богатства? Почему? Какие эпитеты использует автор?
(чтобы не тратить попусту желание - прогматичность и холодный расчет, уточка – попорченная! Наперсток – единственный)
- И что дает ей Родион? (испорченную вещь, потому что знает - что? – что она принесла ворованное и не будет жаловаться)
- Почему Родион от Петьки Разуваева не берет старую шинель, а от Шурки Турка что-то берет? (потому что его никто еще не словил)
- Как это характеризует самого Родиона?
Проследим за поведением Вальки.
Память у Вальки была – «невиданная».
«Всегда уходила последней…»
«понеслась открывать…» (услужливо… - она училась выживать)
«решимость и холод вдруг обрушились на Вальку…»
- Холод. Запишем ассоциативный ряд. ( утрата совести, ужас, тревога, волнение, одиночество, отстутствие любви, нежности, осиротелость…)
- Решимость – запишем синонимический ряд: непреодолимое желание, неудержимость, готовность к действию.
-Все это заглушило в ней что? - Голос разума и совести!
Далее действие происходит стремительно.
- Какие глаголы указывают на это?
(подобралась, как пружина, минуты не думая, схватила и понеслась, ловко пробралась…)
- Как в дальнейшем проявятся эти качества в жизни Вальки?
(станет спортсменкой, известной на весь мир)
«Язык не ворочался во рту», но чудо свершилось – осуществилась мечта…
- Почему колотилось сердце и хотелось пить? (совесть)
Ведь ее надо спрятать…
- После этого поступка что с ней происходит? Холод ее сковал, она осталась одна, она окаменелая…
- А в большом спорте каждый – сам за себя. А это уже - эгоизм, любыми путями цель оправдывает средства.
- Как далось Вальке совершенное?
- Что стало с уточкой? (она растаяла под горячими пальцами) Отчего? (работа сердца, совесть!) Ей жгло руки, а значит, не все еще потеряно…
- Она вспоминала всю жизнь о восковой уточке, как о чем? (о пределе мечтаний, который ей достался большими переживаниями…)
- На уровне горячих рук она вспоминает всю жизнь об этом случае…
- Итак, запишем: какие социальные и нравственные проблемы раскрываются перед читателем?
1. Люди меняли старье на старье. Это значит, в стране - нищета, убогость, но нищета не только материальная, но и какая?
Люди должны были выживать, война искалечила душу.
1 – деградация духовная.
- У ребенка ничего не было, мать и сестра ее били. – Чего не хватает ребенку?
(отсутствие ласки, тепла, любви, а отсюда – 2 - проблема обделенности, страдания детей...)
- Какова проблема? – безотцовщина, отсутствие внимания…
- Какая основная проблема объединяет все?
– Когда ей руки жгло… - это 3 проблема - совести.
Попробуйте дать прочитать этот рассказ родителям, знакомым, учителям, друзьям. Соберите их мнения о рассказе.
Д/З: написать сочинение: «Поступок, за который мне стыдно до сих пор»