СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории 5 класс "Микены и Троя"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ученики знакомятся с древнейшей историей Греции на примере Микен и Трои

Просмотр содержимого документа
«Урок истории 5 класс "Микены и Троя"»

Урок истории в 5 классе по теме «Микены и Троя»

Цели урока: ознакомление учащихся с микенской культурой Древней Греции, подведение учащихся к пониманию причин Троянской войны

Задачи:

Образовательные:

-ознакомить учащихся с микенской культурой Древней Греции

-обеспечить усвоение учащимися понятий: повод к Троянской войне, причины начала Троянской войны;

Развивающие:

-способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (сравнивать, анализировать, обобщать, доказывать, объяснять понятия);

-способствовать формированию познавательного интереса учащихся к предмету.

Воспитательные:

-создать условия для формирования эстетического вкуса и культуры;

-способствовать формированию нравственных качеств личности (уважительное отношение к мнению одноклассников и их суждениям и выводам).


Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, электронная презентация в программе Power Point, текст исторического документа, карточки с заданиями для групповой работы.


Тип урока: урок открытия нового знания

Планируемые результаты:

Предметные:

Называть назвать основную причину Троянской войны.

Анализировать исторические документы.

Характеризовать жизнь жителей Микен по археологическим источникам.

Давать характеристику событиям и героям Троянской войны

Личностные:

- проявляет учебно-познавательный интерес к учебному материалу;

- понимает причины успеха в учебной деятельности.

Метапредметные универсальные учебные действия:

Регулятивные

-умение самостоятельно определять цели своего обучения,

-учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

-владение основами самоконтроля, самооценки

Познавательные

-ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и позна­вательной деятельности,

-развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные

-умение организовывать учебное сотрудничество и совме­стную деятельность с учителем и сверстниками;

-работать инди­видуально, в паре и в группах.

-слушать и понимать речь других


Методы обучения:

Словесный, наглядный, проблемный, частично - поисковый.

 Формы обучения:

фронтальная работа; групповая; парная; индивидуальная.

Педагогические технологии, приемы и методы, применяемые на уроке: информационные, проблемного обучения, групповые.

План урока

1. Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности.

2.. Актуализация знаний и проверка пройденного ранее материала.

3. Постановка учебной задачи

4. «Открытие» нового знания.

5. Закрепление изученного материала

8. Рефлексия


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

Организационный этап.

Задачи: Создать благоприятный психологический настрой на учебную деятельность.

УУД: Личностные: самоопределение обучающихся в учебной деятельности, предполагающие осознанное подчинение себя системе нормативных требований и выработке внутренней готовности к их реализации.

Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование сотрудничества с одноклассниками и учителем.

Приветствие, проверка подготовленности к уроку, организация внимания

Настраиваются на урок

2

Проверка усвоения пройденного ранее материала.

А. УУД: Личностные: Самоопределение к учебной деятельности. Познавательные: обобщение полученных знаний. Коммуникативные: выражение в ответах своих мыслей.


  1. Определить географическое положение Древней Греции


  1. Как природные условия влияли на занятия древних греков?

  2. Собрать «матрёшку»


  1. Работа с линией времени



  1. Работа над понятиями


  1. Игра «крестики-нолики»

  1. Работа с картой: показывают Балканский п-ов, моря, о. Крит


  1. Составление «фишбоуна», определение проблемы греков

  2. Работа с географическими объектами

  3. Откладывают известные даты из истории Греции, составляют и решают хронологические задачи

  4. По определению определяют понятия

  5. Отвечают на вопросы по д/з,


Б. УУД: Метапредметные: графическое отображение информации, сопоставление, классификация объектов. Коммуникативные: совместная работа в паре,. Регулятивные: умение спланировать работу и уложиться в отпущенное время, осуществление самопроверки, коррекция знаний


Демонстрирует слайды презентации для самопроверки.

Осуществляют самопроверку, оценивают проделанную работу, корректируют знания, анализируют причину ошибки.

3.

Постановка проблемы, цели, задач урока

УУД: Целеполагание. Выдвигают предположения о теме, задачах и проблеме урока Умение излагать свое мнение, аргументируя его

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других


Учитель просит найти лишнее в логическом ряду:

Эгей, Тесей, Микены, Минотавр, Троя, Ариадна

- Объясните, почему вы сделали такой выбор (Микены, Троя)

- Что в мифе о Тесее и Минотавре сказочного, а что могло соответствовать действительности?

Итак, мы нашли слова, выпадающие из логического ряда.

- Как вы думаете, почему они включены в перечень сегодня?

-Как вы определите тему нашего урока?

- А можете ли вы попытаться объяснить, почему Микены и Троя объединены в одну тему?

- Какие цели и задачи перед нами стоят?

Уточняет или исправляет ответы учащихся.

Показывает слайд с темой урока.



- Есть ли у вас гипотеза, как можно связать проблему греков (отсутствие достаточного количества плодородных земель) и тему урока?


- Что мы должны сделать с гипотезой?

- Из каких источников мы можем получить факты?



Ребята отвечают (Микены и Троя)


Ребята отвечают (остальное связано с мифом о Тесее и Минотавре).

Ребята отвечают





Ребята отвечают (это тема урока)


Определяют тему урока (Микены и Троя)

Выдвигают гипотезы (между городами будут происходить какие-то события)


Ставят личностно значимые цели (узнать, какие отношения складывались между этими городами, какие герои связывают Микены и Трою).

Записывают в тетради тему урока.


Выдвигают гипотезу (из-за отсутствия плодородных земель, греки готовы были захватывать чужые земли, богатство; возможно между Микенами и Троей будет война)

Ребята отвечают (проверить)

Ребята отвечают (из источников: археологических, письменных)

4.

Открытие новых знаний с первичным закреплением.

УУД: Регулятивные: умение спланировать работу и уложиться в отпущенное время, осуществление самопроверки, коррекция знаний, анализ причины допущенных ошибок.

Коммуникативные: овладение навыками смыслового чтения текстов

осознанное построение речевого высказывания. Метапредметные: умение делать выводы, строить логически обоснованные рассуждения. Анализ и сопоставление характеристик.


Учитель: Итак, мы продолжаем путешествие по Древней Греции. Первые города в Греции появились уже в III тыс. до н. э. Самым богатым и могущественным был город Микены, который расположен в Южной Греции (город показывается на карте). Город удобно расположен на торговых путях. Микены находятся на скалистом холме. В центре города – акрополь – крепость. Стены города сооружены из огромных камней. Греки считали, что построить их могли только великаны – циклопы. На холме находился царский дворец, дома знати, а внизу – дома ремесленников. Археологам удалось найти много захоронений, как царских, так и простых горожан. Были найдены глиняные таблички с письменами, которые учёным удалось расшифровать.

Работа с презентацией




Находят город на карте



Слайд 3 - 4






Задание для самостоятельной работы: Работа с историческим документом Решение задачи.

При раскопках Микен археологи обнаружили акрополь, на котором, некоторые гробницы с золотыми масками погребенных, а также сотни глиняных табличек с надписями – списками рабынь, ремесленников-плотников, кожевников, горшечников, золотых дел мастеров. Кроме того, были найдены панцири и шлемы с рогами.

- Какие выводы о жизни жителей древних Микен можно сделать из этих данных?

Работают с информацией, изучают текст, который выведен на экран.

Учащиеся предполагают:

а) У древних микенцев существовало неравенство, классы, так как в захоронениях есть золотые вещи, а также на глиняных есть списки рабынь.

б) По перечисленным ремесленным специальностям можно судить о видах ремесел.

в) Наличие панцирей и шлемов позволяет судить об участии жителей в военных походах.


Беседа по вопросам к документу.

- Почему в списках указаны только женщины-рабыни и их дети?

- О чем свидетельствует отдельный список сыновей работниц?




(В плен брались в это время обычно женщины и их дети. Это особый характер рабства, когда рабов-мужчин, взятых в плен, боялись и предпочитали домашних рабов, выросших в неволе. Кроме того, по перечисленным названиям занятий можно судить о том, где применялся труд подневольных рабов. Второй список свидетельствует о том, в какой местности было больше сыновей рабынь).


А теперь в группе составьте 5 предложений о Микенах

Составляют предложения. По желанию группы озвучивают свои тексты.

Рассматривают слайды 5 – 12, иллюстрацию учебника (войско греков)


Физкультминутка



Учитель: многие данные об истории Древней Греции дают материалы археологических раскопок. Большая заслуга в этом немецкого учёного Генриха Шлимана.

Предлагает прослушать сообщение ученика о Генрихе Шлимане





Слайд 12

Ученик рассказывает о Генрихе Шлимане, используя презентацию


- Что мы знаем о Трое?


Учитель сообщает, что в борьбе за побережье п-ва Малая Азия сильным соперником греков стало Троянское царство.

- Скажите, пожалуйста, с какой целью греки вели войны?









Примерно в 1200 г. до н.э. греки – ахейцы осадили Трою, в ходе войны разрушили и сожги богатый город.

Но воспользоваться победой не успели: с севера пришли воинственные племена и подвергли разграблению уже греческие города: бегство на острова, опустошение, хозяйство пришло в упадок, забыта письменность.

Ученики отвечают, что это город в Малой Азии, находят на карте





Учащиеся отвечают: Это связано, прежде всего, с тем, что в Греции мало плодородной земли, поэтому хорошие мореходы – греки старались завоевать не только острова в Эгейском и Средиземном морях, но направлялись и на полуостров Малая Азия.

Их цель - укрепиться на территории полуострова Малая Азия, расширить свои владения.

Слайд 14-17

Работают с картой и линией времени.

Записывают в тетради:

1200 г. до н.э. - Троянская война

5.

Применение нового знания.

УУД: Умение применить знания в новой ситуации. Выявление пробелов в знаниях, умение задать вопрос для устранения пробела. Взаимоконтроль, коррекция.


Перед вами логическая цепочка понятий по теме. Составьте краткий рассказ с использованием этих понятий:

Крита - Микен – акрополь – Львиные ворота – Троя – Троянская война

Составляют краткий рассказ по теме урока

6.

Домашнее задание. Личностные УУД: Самоопределение.


Параграф 25 пересказ, в тетрадях выполнить задание № 3, 4 или написать, что означает крылатое выражение «Яблоко раздора»

Выбирают и записывают домашнее задание.

7.

Рефлексия. Регулятивные УУД: самоанализ

Личностные: самооценка, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности


Проверим, выполнили ли поставленные задачи

Предлагает заполнить Экран достижений поднять руку, кому урок понравился, что понравилось больше всего, у кого задания вызвали затруднения и какие?

Оценивают свои достижения и высказывают отношение к уроку.