Тема
«Москва-центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.
Цель урока:
формирование представления о закономерности объединения русских земель вокруг Москвы и об основных направлениях политики московского князя Дмитрия;
выявление причин, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значение данной победы.
Задачи:
Обучающая:
способствовать формированию представления о значении Куликовской битвы, влиянии данного события на дальнейший ход русской истории; создать условия для рассмотрения и оценки деятельности Дмитрия Донского; на примере деятельности Сергия Радонежского показать роль Русской православной церкви в обеспечении победы на Куликовом поле.
Развивающая: формирование умения работать с различными источниками информации (текстом учебника, документами, иллюстрациями, ресурсами Интернет), умения выделять главное, выяснять причины исторических явлений, их значение, решать проблемные задания, оценивать роль личности в истории.
Воспитательная: способствовать воспитанию у школьников гордости за свой народ, вставший на защиту Родины, чувство патриотизма.
По завершению урока уч-ся должны знать и уметь:
1. Закономерности объединения русских земель вокруг Москвы
2. Основные направления политики московского князя Дмитрия
3. Причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле
4. Значимость данной победы.
Методы
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, обобщение информации.
Оборудование: компьютер, карты «Русь в 12 в.», « Русь в 13-14вв», картины, схемы, документы, раздаточный материал (карточки).
1. Повторение опорных знаний.
1.Задание. (изложено на карточке, выполняется на доске). Перечислите в хронологической последовательности имена известных вам московских князей. Иван Красный, Иван Калита, Юрий Данилович, Даниил Александрович.
2.Задание. Определите даты, связанные с монголо-татарским нашествием на Русь в 13в., назовите основные события данного периода.
988г., 1185г., 1223г., 912г., 237-1242г., 945г., 1240г. Назовите причины возвышения Москвы.
3.Задание. (проецируется на экране). Найдите ошибки в тексте:
В 1301г. младший сын Алексанра Даниил отвоевал Рязань. C этого момента началось возвышение Москвы. В1370г. Иван Калита подавил антимонгольское восстание в Новгороде и получил ярлык на владимирское великое княжение. Его сыновья Семен Гордый и Василий Иванович продолжили политику отца.
Ответы: 1.Коломну, 2. 1327г., 3.Твери, 4. Иван Красный.
Новый материал.
Какими центрами являлась Москва? (политический центр, православный центр). Что вам предстоит узнать о Москве? (центр борьбы с ордынским владычеством). С какой битвой вам предстоит познакомиться?
Что мы должны знать о битве?
Когда? С кем? Ход. Предводитель. Участники. Итог. Значение.
- Каковы цели нашего урока?
2 .Этап изучения нового материала.
На экране высвечивается эпиграф к уроку:
« Лучше пасть, достойно смерть преемля,
Чем позором жизнь свою сберечь,
Чтобы защитить родную землю,
Мы готовы в эту землю лечь!»
Н. Старшинов. « Там, за Непрявдою, за Доном»
1. Проблемный вопрос. Почти Русь 250 лет платила дань Орде. Все попытки освободиться терпели неудачу. Чем объяснить успех русских войск в1380г.? Явилась ли эта победа полной неожиданностью для обеих сторон?
В 1359г. московским князем стал старший сын Ивана Красного Дмитрий. Именно с его именем связано начало решительной борьбы за освобождение Руси из – под власти Орды.
2. (сообщение о Дмитрии Донском). Слайд. Назовите основные направления политики Дмитрия Ивановича Донского.
3. Русь и Орда накануне сражения.
В 1374г. принял решение бросить вызов Орде. Чтение в учебнике стр.148-149
-Чем князь Дмитрий мотивировал свое решение? Какие причины сделали неизбежным открытое военное столкновение Москвы и Орды?
-Почему сражение на р.Воже стало первым сражением, которое русская рать смогла выиграть у ордынцев?
-Почему Мамай так торопился начать поход на Русь?
4. Перед столкновением
Цель Московского князя. Цель Мамая.( ученики определяют цели и записывают в тетрадь) Слайд.
Чтение книги стр.150 Подготовка к сражению. Союзники. Слайд.
5. Куликовская битва. (работа в группах) Перед походом Дмитрий посетил Сергия Радонежского. Слайд. Сообщение.
2. Работа в группах Картографы.
1.Изучить карту-схему Куликовской битвы и показать расположение войск перед боем.
2.Ход битвы.
Аналитики.
1. Почему местом сражения Дмитрий выбрал Куликово поле, ведь оно неровное, изрытое оврагами? Почему Дмитрий принял решение переправиться через Дон? Результаты битвы. Чем вы объясните успех русского войска?
4.Набег Тохтамыша. Значение Куликовской битвы.
Слайд
5 Тест. Самопроверка.
Домашнее задание п.18. Этап рефлексии
В ходе урока мне открылись:
Три самых важных имени-
Три самых важных события-
Три самых важных качеств-