Тема: Природа Египта и ее влияние на условия жизни и занятия египтян, 5 класс
Цель: формирование представления об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Египта и их зависимости от географического положения и природных условий.
Задачи:
- выяснить местоположение и природные условия Древнего Египта, показать какую роль играл Нил в развитии египетской цивилизации;
- рассмотреть, как образовалось единое государство;
- развить умения конкретизировать и обобщать исторический материал, развивать устную монологическую речь, воспитывать интерес к истории.
Планируемые результаты:
1) предметные: формирование знаний и представлений о природе, населении и хозяйстве Египта, памятниках Всемирного наследия;
2) метапредметные:
- познавательные: осуществлять смысловое чтение, владеть устной речью, строить логическое рассуждение и делать самостоятельные выводы, работать с текстом и картами;
- коммуникативные: развитие социальной компетентности, умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; адекватно использование речевых средств для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач;
- регулятивные: умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
3) личностные: формирование познавательного интереса к изучению природы, населения и хозяйства стран Африки.
Оборудование: учебник, карта, презентация, интерактивная доска, ноутбук, доп. материал
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний. Проверка усвоения ранее изученных тем, игра «Мозговой штум»: (Вспоминаем счет лет в истории. Работу с картой. А также, каким видом хозяйствования занимались люди), ответы обучающихся на вопросы учителя.
3. Мотивация
Учитель: на доске учитель рисует геометрическую фигуру - пирамиду.
1. Что вы видите перед собой? Какие ассоциации у Вас вызывает эта фигура? Варианты ответов: треугольник, пирамида, фигура и т.д.
2. Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? Что вы хотите узнать на данном уроке? Какая цель? Ответы учащихся с обоснованием своего мнения, подведение учащихся к тому, что тема урока посвящена государству, которое называют государством пирамид - Египет. Тема урока записывается на доске и в тетради учеников.
Давайте попробуем определить по какому плану мы можем изучить историю Египта в рамках нашего урока. Для этого мы с Вами составим план. Ваши предложения …
В результате совместных действий на доске записывается план урока.
1. Страна Египет.
2. Разливы Нила
3. Объединение Египта.
Проблемный вопрос: «Почему Египет в древности называли «даром Нила»?
4. Изучение нового материала.
1) Страна Египет.
Учитель: В процессе рассказа учителя, ученики делают отметки на карте (вклеить карту в тетрадь). «Работа с картой».
В Северо-Восточной Африке простираются огромные пустыни. Красновато-жёлтые пески сменяются суровыми скалами. По этой земле несёт свои воды одна из самых больших рек в мире – Нил.
По берегам рек росли финиковые пальмы, душистые акации и высокий тростник – папирус. Из него делали похожий на бумагу писчий материал, который назывался папирус.
Богаты воды Нила рыбой и животными. По берегам можно было наблюдать крокодилов. В прибрежных зарослях можно было увидеть бегемота и дикую кошку, удода и пеликана, уток и гусей.
Течение реки встречало на своём пути каменные преграды – пороги, мешающие судоходству. Пройдя пороги, река спокойно текла на север. Впадая в Средиземное море, она разделялась на несколько рукавов, образующих огромный треугольник – дельту.
Вдали от Нила среди песков пустыни лишь изредка встречались островки зелени – оазисы. Там росли пальмы и кустарники вокруг воды, бьющей ключом из-под земли.
Итак, Египет – это страна, которая располагалась на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря.
2) Разливы Нила.
Учитель: Глядя на карту (стр. 33 в учебнике), что вы можете сказать о климате и природных условиях?
Климат в Египте жаркий. В июне здесь стоит сильная жара. Небо ясное, безжалостно палит солнце. От жары и отсутствия влаги глубокими трещинами покрыта почва. В таких условиях большие реки обычно мелеют, а маленькие совсем высыхают. Но вдруг вода начинает прибывать.
Если бы с вами вдруг задали вопрос египтянину: «Что же происходит?», то услышали бы такой ответ: «Далеко на юге, за нильскими порогами есть пещера, в которой сидит бог реки по имени Хапи. В руках у него два сосуда с водой. Летом Хапи сильнее наклоняет сосуды, и Нил выходит из берегов, а на полях после разлива Нила остаётся плодородный ил. Поэтому мы поём богу благодарственные песни».
А вот что же происходит на самом деле мы сейчас узнаем, прочитав материал учебника.
Самостоятельная работа по учебнику, игра «Пирамида» (проводится с целью научить учеников правильно запоминать информацию): прочитать пункт параграфа на стр. 35-36 и расскажите о разливах Нила.
3) Объединение Египта.
Учитель: Сейчас вы самостоятельно прочитаете об объединении Египта стр. 36-37 и заполните карточку (вклеить в тетрадь):
Государство, охватывающее весь Египет, сложилось не сразу. Сначала возникло около ___________ небольших государств, которые между собой _________________________. В последствии в долине Нила образовалось два больших государства: ___________________________________________________, а выше по течению ______________________________________________________
Царь южного Египта носил корону _________________________________ цвета, похожую на ___________________. Корона северного царя была ____________________ цвета и имела ___________________________ сзади. Примерно 3 тыс. лет до н.э. царь Южного Египта подчинил __________________________________________. Он стал носить ______________________ корону. Повелителей стали называть ____________________________________. Столицей египетского государства стал город ______________________________________________________.
Проверим: 1. 40 2. воевали 3. Северный Египет 4. Южный Египет. 5. белого 6. шлем. 7. красного 8. возвышение. 9. северный Египет. 10 двойную корону 11. фараонами 12. Мемфис.
5. Закрепление изученного. Игра «Верно, не верно»
- Египет находится на Юге? Нет, в Северо-Восточной Африке
- На территории Египта много лесов? Нет, огромные пустыни.
- На территории Египта протекает две реки? Нет, одна - Нил
- Река Нил впадает в Средиземное море? Да
- Дельта это несколько рукавов, на которые разделяется река Нил, образующих огромный треугольник? Да
- По берегам Нила животных не было? Нет, там жили дикие животные
- Папирус это высокий тростник? Да
- После разливов Нила на полях оставалась глина? Нет, плодородный слой почвы – ил.
- Вначале на территории Нила возникло одно государство? Нет, около 40 небольших царств.
- 2 царства одержали победу Северный и Южный Египет? Да
- Столицу Египетского государства город Багдад? Нет, Мемфис.
- Повелителя Египта называли фараоном? Да
6. Итоги урока. Оценивание. Учитель: Почему нам важно было познакомиться с географическим положением Египта и его природными условиями? Прав ли был Геродот, назвав Египет «даром Нила»?
7. Рефлексия
Что я узнал на уроке….
Меня удивило….
Было интересно…..
Было трудно…..
8. Домашнее задание: п. 6, стр. 34-37, прочитать, устно ответить на вопросы, выучить новые определения. Составить кроссворд из новых слов по теме.
Карточка №1.
Государство, охватывающее весь Египет, сложилось не сразу. Сначала возникло около ___________ небольших государств, которые между собой _________________________. В последствии в долине Нила образовалось два больших государства: ___________________________________________________, а выше по течению ______________________________________________________
Царь южного Египта носил корону _________________________________ цвета, похожую на ___________________. Корона северного царя была ____________________ цвета и имела ___________________________ сзади. Примерно 3 тыс. лет до н.э. царь Южного Египта подчинил __________________________________________. Он стал носить ______________________ корону. Повелителей стали называть ____________________________________. Столицей египетского государства стал город ______________________________________________________.
Карточка №1.
Государство, охватывающее весь Египет, сложилось не сразу. Сначала возникло около ___________ небольших государств, которые между собой _________________________. В последствии в долине Нила образовалось два больших государства: ___________________________________________________, а выше по течению ______________________________________________________
Царь южного Египта носил корону _________________________________ цвета, похожую на ___________________. Корона северного царя была ____________________ цвета и имела ___________________________ сзади. Примерно 3 тыс. лет до н.э. царь Южного Египта подчинил __________________________________________. Он стал носить ______________________ корону. Повелителей стали называть ____________________________________. Столицей египетского государства стал город ______________________________________________________.
Карточка №1.
Государство, охватывающее весь Египет, сложилось не сразу. Сначала возникло около ___________ небольших государств, которые между собой _________________________. В последствии в долине Нила образовалось два больших государства: ___________________________________________________, а выше по течению ______________________________________________________
Царь южного Египта носил корону _________________________________ цвета, похожую на ___________________. Корона северного царя была ____________________ цвета и имела ___________________________ сзади. Примерно 3 тыс. лет до н.э. царь Южного Египта подчинил __________________________________________. Он стал носить ______________________ корону. Повелителей стали называть ____________________________________. Столицей египетского государства стал город ______________________________________________________.
Карточка №1.
Государство, охватывающее весь Египет, сложилось не сразу. Сначала возникло около ___________ небольших государств, которые между собой _________________________. В последствии в долине Нила образовалось два больших государства: ___________________________________________________, а выше по течению ______________________________________________________
Царь южного Египта носил корону _________________________________ цвета, похожую на ___________________. Корона северного царя была ____________________ цвета и имела ___________________________ сзади. Примерно 3 тыс. лет до н.э. царь Южного Египта подчинил __________________________________________. Он стал носить ______________________ корону. Повелителей стали называть ____________________________________. Столицей египетского государства стал город ______________________________________________________.